Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: PR и СМИ / Политика / < Вы здесь
PRоблемы юга России
Дата публикации:  19 Декабря 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Отчего в Краснодаре, городе-миллионнике, всего одна PR компания? И это при том, что в Краснодарском крае prоживает 5 млн. человек, а грузооборот составляет 40% от оборота всей России.

На Краснодарском крае висит ярлык "красного пояса".

"Батьку" (Кондратенко) чтут и уважают. На недавно prошедших выборах плакат кандидата в обнимку с "батькой" значительно повышал шансы кандидата. Так же, как Питер противопоставляется Москве, Тольятти - Самаре, Вологда - Костроме, Краснодар сравнивает себя с Ростовом. Макдональдс-индекс Ростова на два очка выше Краснодарского: в Ростове собираются открыть вторую американскую закусочную, а в Краснодаре нет пока ни одной.

Еще в первую мировую войну Ростов был центром юга России - туда эвакуировали Варшавский университет. В советское время вокруг Ростова формировался военный округ, в городе развивалось промышленность - комбайны, тракторы и пр. А Краснодарский край называли "житницей России" - вот, оказывается, где находились "закрома Родины".

С распадом СССР ситуация коренным образом переменилась: то, что раньше называли аграрным регионом, вдруг оказалось коридором в мир. Вдумайтесь - сорок процентов грузооборота России - это не мало.

В Краснодаре (напомним, по данным переписи около 800 тыс. человек, по независимым оценкам - более миллиона) существуют и чувствуют себя безбедно 160 рекламных агентств.

Все коммуникации бизнеса можно условно поделить на два типа: общение бизнеса с прессой и общение бизнеса с властью. Комбинаций очень мало. О выстраивании коммуникационной политики задумываются единицы. Тем не менее они есть, они понимают необходимость prивлечения PR агентств, и они добиваются результатов.

Честно говоря, Краснодар напоминает мне Клондайк для PR. Когда компания "PR&M Group" prовела исследование по рынку сотовой связи, заказчик почесал голову и сказал: "Да, лучше бы мы ничего не знали". После исследования вдруг выяснилось, что рынок сотовой связи очень большой, он сам стихийно поделился на сегменты, а операторы сотовой связи не контролируют этот процесс.

Отсутствие денег у населения Краснодарского края - это миф. Три вечера посещения баров и кафешек в "прайм-тайм" иллюстрируют обратное. Уже в третьей кафешке мы начали узнавать лица - они кочевали по "заведениям" так же, как и мы. Поход по заведениям после шести вечера требует даже резервирования столиков, и это при том, что баров и ресторанов в городе немало. Такой вот краснодарский индекс привлекательности региона.

Еще удивляют имперские амбиции региональных бизнесов. Многие крупные региональные компании только начинают задумываться о выстраивании коммуникации - с властью, с инвесторами, с конечными потребителями. При всем при том они с трудом понимают суть PR. Но, вместе с тем, опасаются региональных prедставителей и prедпочитают сотрудничать с раскрученными Московскими брендами.

В этом смысле возникает вполне "конкретная тема бизнеса": региональные компании могут выступать в качестве prовайдеров центральных компаний на региональный рынок. К компаниям, заинтересованным в московских, раскрученных (или просто звучных) брендах, относятся транспортные, туристические, даже нефтяные. Из туристических компаний это, к примеру, "Редисон Сос Лазурная" (4 отеля в Сочи - круглогодичный сервис).

Поэтому удивляет, что Юг России считается неперспективным регионом. Меня, например, очень вдохновляет 40% грузооборота. Московскую компанию "Pilotazh PRО-Mediа" тоже. На предложение prовайдерства они откликнулись сразу - правда, они были первыми, кто получил эту информацию.

Что говорить - PR рынок оprеделяет бизнес, а бизнесу становится тесно в Москве. Многие сети супермаркетов, в частности, осваивают Краснодар и Ростов. По статистике рыночные торговые места Краснодара занимают 84% от всех площадей и дают 50% оборота. А супермаркеты занимают менее 1% и дают 2% оборота. Экономическая эффективность строительства супермаркетов не вызывает сомнений.

Но в целом складывается ощущение, что бизнес в Москве совершенно не представляет, что творится в регионах. В Краснодар, наprимер, приезжала московская команда делать бизнес-аналитику. Эта аналитика, по словам местных маркетологов, была сделана на основе анализа 40 точек из 1300. Валидность такой выборки сомнительна. Такое же сомнение вызывает и совсем уж странный рейтинг - "зависимость уровня жизни от качества услуг". Тоже московский prодукт.

Что радует в региональном PR? Выходя на рынок, компании интуитивно ищут партнеров со сходными нормами ведения бизнеса. Необходимо говорить на одном языке. И что удивительно, или просто раньше было неизвестно, такие люди есть. Юг России участвует в президентской программе подготовки уprавленческих кадров. Я видела людей, прошедших стажировку в странах ЕЭС, - и присутствовала на конференции "folow-up". Prоведение этой конференции - тема отдельной статьи, но однозначно можно сказать: такого количества квалифицированных, молодых, энергетически заряженных, готовых к сотрудничеству людей я не встречала давно.

Итак: бизнес-ресурс Юга России в данный момент недооценен. PR-компании открыты для сотрудничества. Если это сотрудничество не предложат Российские компании, то их место займут западные компании. Для Юга России актуально prоведение PR семинаров и конференций. Бизнесмены, прошедшие стажировку по президентской программе, работают гораздо эффективнее, чем Администрация края.

Господа! Пора осваивать Юг - пока не поздно.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'PR и СМИ' (архив темы):
Роман Муравецкий, Два взгляда на место современных российских СМИ в системе социальных онтологий /21.11/
Все политические журналисты (со времен Э.Форчеллы) знают, что пишут исключительно для полутора тысяч читателей, активно участвующих в политической жизни.
Ольга Мальцева, Мастодонты-убийцы /20.11/
Нынешняя мода на пиарщиков-"мастодонтов" (на крупные PR-конторы) грозит не только исчезновением "свободного креативщика", но и исчезновением самой профессии политтехнолога.
Игорь Джадан, Профессионализм как PR-технология /20.11/
Почему тот или иной человек публично высказывает то или иное мнение? Чаще приходится только "догадываться", перебирая возможные мотивы, из которых наиболее очевидным в политической области представляется "заказ". Юридические законы, как и экономические решения, - это лишь способ фиксации баланса противоречивых интересов, граница суверенитета, постоянно прогибающаяся под давлением частных и групповых устремлений.
Анатолий Баташев, Предвыборный терроризм - 2 /19.11/
Некоторые аспекты организационной и пиарной подготовки к предстоящим выборам.
Александр Казаков, Две Чечни: картинка для Запада /18.11/
Как помочь нашим западным "партнерам" понять то, что происходит в Чечне? Для начала надо самим это понять и предложить Западу свою "картинку", а не позаимствованную из тех же западных СМИ. Внедрение этой "картинки" на западный рынок общественного сознания будет хоть сколько-нибудь походить на внешнеполитическую работу (которую, кстати, обещал как-то сделать г-н Лесин).
Ольга Мальцева
Ольга
МАЛЬЦЕВА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: