Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Постижение истории / Политика / < Вы здесь
Новый интеллектуальный порядок
Дата публикации:  20 Декабря 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Мы довольно легко можем представить себе административную карту России. Несложно также описать Россию с точки зрения экономических интересов, местонахождения и сфер влияния магнатов и т.д. Так же дело обстоит и с этническими и конфессиональными факторами. Не составляет труда начертить и криминальную карту - у каждого региона есть "авторитеты", "воры в законе", "смотрящие" и т.д. Каждая область персонифицируется в одной или нескольких личностях, которые на данном уровне представляют регион.

Но в области интеллектуальной мы сталкиваемся с разительным пробелом, и назвать "интеллектуального авторитета" в региональном масштабе мы явно не можем. Экспертные, аналитические, концептуальные структуры в регионах совершенно нерепрезентативны. Это не значит, что их вовсе нет. Скорее всего они есть, но мы просто о них ничего не знаем. Вместе с тем и их статус в регионах довольно невысок - по меньшей мере, он явно контрастирует с той долей влияния, которую имеет экспертное сообщество в Федеральном центре.

Это очень серьезная проблема для России в целом - регионы оказываются в такой ситуации как бы "безгласными", "немыми". Они обладают интересами и отличительными признаками, но сообщают об этом центру, другим регионам, в конце концов, самим себе на урезанном, ломанном языке жестов.

Интеллектуальное сообщество в центре должно обратить на это самое пристальное внимание. Если мы хотим в целом усилить его субъектное качество, расширить объем полномочий и социально-политический статус, то вопрос об интеллектуальной карте России должен быть включен в повестку дня безотлагательно.

Что такое "интеллектуал"?

Понятие "интеллектуал" (в отличие от понятия "интеллигент") не российское. Мы часто путаемся в этом вопросе. "Интеллигента" характеризует определенный культурный ценз, а также наличие нравственно-этического, философского, мировоззренческого идеала. Гуманитарии, ученые - это тоже совсем другое дело, здесь критерием выступает степень профессионализма, подготовленности, творческого подхода во вполне конкретной и четко фиксируемой области. Спецификация и образовательная база здесь неотделимы от статуса и компетентности.

Еще есть понятие "работник отечественного пиара". Это своеобразное современное явление характеризует тип ловкого и расторопного менеджера, способного осуществлять технологичное сопровождение какого-то властного, экономического, политического или социального проекта. Это сфера "инжиниринга", технически включающая в себе легковесную манипуляцию с лозунгами ("слоганами"), фразами, имиджами, жестами, информационными (стилизованными эстетически) потоками и всегда имеющую строгую конкретную прагматическую (оплаченную конкретным заказчиком) цель.

В данном случае эти определения даются для того, чтобы четко определить, чем не является интеллектуал. Интеллектуал, кроме того, вполне может не быть (но может и быть) оригинальным мыслителем, философом. Но при этом интеллектуал всегда репрезентативен.

Интеллектуал емко выражает, оформляет, облекает в компактную оболочку основные ментальные, социальные, мировоззренческие, этические ориентации, свойственные конкретному социальному контексту. В отличие от мыслителей, интеллектуалы редко придумывают ценностные или философские системы, они скорее оперируют ими, выражая с их помощью реально существующие в обществе позиции, которые в чистом виде остаются размытыми и ускользающими. Интеллектуал не является источником света, он является фокусом, концентратором лучей.

Интеллектуал, с одной стороны, обретается в мире ценностей, который он обязан довольно ясно себе представлять и законам которого он обязан подчиняться. С другой стороны, эти ценности должны разделяться определенной группой людей, то есть иметь социальное, общественное измерение. Но оформление этих ценностей, проявление их с помощью адекватного инструментария является задачей исключительно самого интеллектуала.

Он как бы берет полуфабрикат настроений, позиций, мнений и придает им законченный, структурированный вид. И продукт такой операции получает отныне новый особый статус - он становится определенной референтной опорой, по отношению к которой начинают определяться различные социальные акторы - власть, бизнес, политики, общественные организации, СМИ, отдельные люди.

Когда мы говорим о современной Америке, точнее о США, мы ясно представляем себе - власть (Президент), партии, корпорации, спецслужбы, телевидение, гаджеты и рекламируемые продукты. Но вместе с тем в интеллектуальном смысле США - это Бжезинский, Фукуяма, Хантингтон, Бэлл. При этом перечисленные фигуры являются не американскими философами, не просто узкими специалистами, не нанятыми пиарщиками, не "интеллигентами" с больной совестью, но именно интеллектуалами. Они являются олицетворением интеллектуального индекса США. Во Франции так можно сказать о Бернар-Анри Леви, Глюксмане, Аттали или Режи Дебре.

Интеллектуал может быть гениальным - как Жан Бодрийяр, добротным - как Ален де Бенуа, может быть нонконформистским - как Ноам Чомски, но может быть и поверхностным (на грани невежества) как Жак Аттали, конформистским - как Б.-А.Леви и т.д. Но все это не принципиально.

В России понятию "интеллектуал" точнее всего соответствует понятие "эксперт" в его нынешнем смысле - человек, берущий на себе задачу выносить синтетические и репрезентативные суждения по разным поводам.

Интеллектуал - это не столько подготовка, сколько темперамент, склад характера.

В России такие "эксперты"-"интеллектуалы" есть. Немного, но есть. Но распределены они в обществе крайне неоднородно. Их достаточно в Москве, очень мало в Питере, а глубже в провинцию следы их явного присутствия теряются.

Интеллектуалы и партии

Каждая нормальная политическая партия так же, как и регион, описывается по разным системам критериев - мировоззрение, структуры, материальная обеспеченность, массовость, лоббистские функции и т.д. В качестве обязательного компонента должна она иметь и интеллектуальное выражение. В нынешней российской действительности, увы, дело обстоит далеко не так. Если у ряда партий есть интеллектуальное выражение - "Яблоко", СПС, отчасти (с натяжкой) КПРФ, то в некоторых случаях даже большие партии представляют собой совершенно внеинтеллектуальные явления.

Наиболее яркий пример - "Единая Россия". Это большое политическое образование вообще не имеет никакого интеллектуального индекса. Это отнюдь не значит, что в рядах этой партии нет интеллектуальных людей - такие вполне могут быть, но такого интеллектуала (или интеллектуалов), которые были бы репрезентативны для этой партии, нет даже близко.

Тот факт, что в России можно создать партию вообще без интеллектуального лица - плохой показатель, и он свидетельствует помимо всего прочего о том, что с экспертным сообществом у нас не все в порядке.

Интеллектуалы и дифференциация ценностных систем

Интеллектуал - это тип. Но представители этого типа вполне могут придерживаться разных - подчас полярных - систем ценностей. В позднесоветское время вся официальная интеллектуальная деятельность проходила в контексте марксистских догматов. Но это постепенно привело к тому, что догматика полностью размылась, так как не было мобилизующей альтернативы, призванной постоянно активировать сознание в режиме вызов-ответ.

В перестройку произошла первичная поляризация ценностных систем - либерал-демократы (западники) против "красно-коричневых" (патриотов-консерваторов). Но при этом политическая победа западников легитимизировала только либерал-демократический дискурс, обрекая оппонентов либо на молчаливое несогласное мычание (КПРФ), либо на экстравагантный маргинальный эпатаж. В ряды интеллектуалов (экспертов) западников попало из-за этого много непрезентативных фигур (имитаторов в духе позднесоветского и комсомольского пародирования мышления), а редкие интеллектуалы патриотического лагеря были искусственно "демонизированы" и отлучены от "экспертного сообщества".

Сегодня эта картина явно не соответствует социально-политическим потребностям. В нашем обществе существует целый спектр возможных ценностных систем, которые призваны быть озвучены и оформлены интеллектуалами соответствующих взглядов.

По мере уточнения базовых интеллектуальных позиций в обществе, теоретически, должно сформироваться несколько интеллектуальных (экспертных) групп. Уже сейчас ясно, что они будут приблизительно делиться на интеллектуалов-консерваторов и интеллектуалов-прогрессистов, на интеллектуалов-западников и интеллектуалов-традиционалистов, на интеллектуалов с социалистическими (левыми) симпатиями и интеллектуалов рыночно-либеральных. Возможны и более тонкие градации. При этом основным критерием принадлежности к тому или иному семейству должна служить некоторая последовательность, убедительность, состоятельность, компетентность, преемственность, соблюдение внутренних пропорций и нормативов, присущих той или иной ценностной системе. Конечно, возможны и постмодернистские повороты и полисемантические игры, но только после уточнения и усвоения неких классических интеллектуальных парадигм - а не до и не вместо.

Эти интеллектуальные группы и должны постепенно стать знаками для соответствующих политических, партийных, экономических, социальных, гражданских, этнических, конфессиональных, профессиональных - даже классовых - структур.

Мы должны создать в России новый интеллектуальный порядок - и параллельно способствовать аналогичным процессам в СНГ.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Постижение истории' (архив темы):
Пределы роста: штопор /19.12/
"Спираль" - не самый точный компромисс между "кругом времен" и "линейной историей". Зато на эту роль вполне подходит штопор - не бутылочный, а авиационный. Колонка редактора.
Александр Дугин
Александр
ДУГИН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: