Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20021220-lob.html

Поделим Ирак!
Павел Лобанов

Дата публикации:  20 Декабря 2002

1. Интересы: России - Каспий, США - Персидский залив

Все 90-е годы американцы стремились стратегически занять район Каспия и Закавказье, действуя дипломатическими методами. Они объявили этот регион зоной своих "интересов" и стали активно помогать закавказским правительствам (в особенности Грузии и Азербайджану).

С точки зрения геополитики и ее законов, они стремились поддерживать и чеченских сепаратистов (для формирования прозападного режима в Грозном, настроенного антироссийски) через своих союзников в Саудовской Аравии (по разным данным, на развитие чеченской инфраструктуры террора было вложено от $125 до $150 млн.).

Вторая антитеррористическая операция, идущая с 1999 года на территории Чечни, смогла сдержать этот натиск. Присутствие российских войск в этом регионе и сформированное пророссийское правительство стали основными факторами этой победы.

Теперь и Азербайджан, и Грузия стали более сговорчивыми, особенно на фоне нового витка российско-американской дружбы после сентября 2001 года. Но явление дружбы временное, а России нужно закрепляться в регионе.

Одной из ключевых проблем региона является нефть. В общем, из-за нее и идет основной спор. Чечня в режиме закавказской безопасности только промежуточный этап, Азербайджан с его огромными запасами нефти куда более лакомый кусок, и его привязка к российским интересам выгодна Кремлю. Привязать же его можно, только лишив возможности вывоза нефти. Нефть должна идти только по российским трубам и к российским портам.

Основной партнер Азербайджана в регионе - Турция, с которой существует ряд договоров, основа которых - о строительстве нефтепровода Баку-Джейхан. Порт Джейхан был построен в 70-80 годы прошлого века для транспортировки иракской нефти, которая успешно шла в этот порт до 1991 года. После войны в Персидском заливе нефтяной поток прекратился, и порт стал простаивать. Турция теряет на этом простое миллиарды долларов (10 лет прошло). Поэтому и появился (в 1993-1994 гг.) проект строительства нефтепровода, который многим показался полным безумством. Объясняли это идеологической, отчасти этнической и религиозной связью Азербайджана и Турции. Но вопрос был чисто экономический, тем более что Турции нефтепровод ничего не стоил - платили западные нефтяные компании, работавшие на бакинском рынке нефти. Подключились и американцы - им требуется много дешевой нефти.

Таким образом, война в Персидском заливе и распад СССР стали факторами движения США и Турции на север. Одна из главных ролей в регионе принадлежит Ираку: Ирак с самого начала своего существования (1918-1920 гг.) был призван решать строго экономические (ресурсные) проблемы Великобритании (отсюда его рубленные "африканского" типа границы) и ее союзников. Ирак был монархической страной, где правили (до 1958 г.) родственники современной иорданской королевской семьи. Нефть в стране добывали английские компании. Режим постоянно боролся с проявлениями курдского сепаратизма. Хотя говорить о сепаратизме в регионе сложно, ввиду аморфной политической системы самого Ирака в те годы. Курдская проблема была основной, основной она осталась и сейчас. Курдистан было решено создать еще в 1918 году (на одной из конференций под Парижем, где делили Турецкую империю), но создан он не был. Британии выгоднее было создать аморфный Ирак и спокойно обеспечивать себя нефтью. Проблема курдов затрагивает не только Ирак, но и Иран и Турцию, где они проживают. Во всех странах они всячески притесняются и бегут во все стороны (в основном в Европу).

На севере Ирака сформировано правительство, есть свои деньги, университет и небольшие отряды самообороны курдов. Но этого мало, государство есть де-факто, но не де-юре. Создание независимого Курдистана решило бы проблему, существующую очень давно, и восстановило бы историческую справедливость. Но ключ от Курдистана лежит в кармане Саддама Хусейна. И достать его чрезвычайно сложно. Места исторического заселения курдов на севере Ирака полны нефтью, как и сам Ирак (не зря существует не только Южная нефтяная компания в Ираке, но и Северная). Так что курды гипотетически достаточно состоятельны. Курды могут быть использованы американской администрацией для создания ситуации, аналогичной Косово в Югославии, и Северного альянса в Афганистане. Опыт показывает, что маленькая флуктуация может уничтожить систему и создать новую, что, собственно, и нужно американцам в Ираке.

Россия в 1998-1999 году поддерживала Милошевича и проиграла, в 2001 мы чуть не поставили на аутсайдера Раббани, но вовремя сориентировались. Теперь назревает та же ситуация с Саддамом.

Нужно отметить, что В.Путин неплохо использует свои связи с Бушем (например, их ноябрьские переговоры в Царском Селе касались "экономических интересов России в Ираке" - по контексту было понятно, что в Ираке без Саддама), подтверждая нашу версию относительно новой роли России в мире как державы-посредника.

13 декабря стало известно, что Ирак разорвал соглашение с "ЛУКойлом" о месторождении "Западная Курна-2". Так что все складывается в очень удобную систему: мы оставляем Саддама, который держался последние годы только благодаря России, американцы проводят операцию по нейтрализации режима в Багдаде, и каждый остается при своих интересах. Но интересы нужно прописать и озвучить на переговорах с американцами, ведь с помощью сдачи Саддама можно получить неплохие внешнеполитические дивиденды в регионе. Идеология дружбы отдельно - дивиденды отдельно.

Так что стратегическим остается вопрос с утверждением России в Закавказье и разводом интересов с американцами. Сейчас нам не нужно двигаться дальше, Каспий более важен, чем Персидский залив. Тактические вопросы - долг Ирака (около $7 млрд.), вопрос с модернизацией иракской нефтяной промышленности и вопрос о преемнике Саддама остаются второстепенными.

Американские интересы состоят в том, чтобы получить в Ираке прозападный режим, свергнув Саддама Хусейна, получить контроль над разработкой запасов иракской нефти и, как теперь представляется, еще и плацдарм для будущей войны с Ираном. Поэтому американцам наиболее выгодно создание в Ираке достаточно стабильного государства с вменяемым режимом, без особых катаклизмов и проблем.

2. Палестина-на-Тигре

Условия отказа России от поддержки Хуссейна могут быть следующие: раздел современной иракской территории на три части. Прежде всего, создание и признание независимого Курдистана, состоящего из северных провинций нынешнего Ирака, населенных преимущественно курдами. Гарантии ООН на существование этого государства (вполне вероятен вариант немедленной "зачистки" со стороны Турции, а это бы сломало всю картину) и поддержка его Россией (нефтяные и газовые месторождения Курдистана должны быть отданы на разработку российским компаниям) через техническую и другую помощь.

Вторая часть - Южный и Восточный Ирак (название сохраняется) отдается под американское влияние, так же как и разработка нефти (конечно, если бизнес договорится, то пусть разрабатывают совместно). Как, например, в начале XX века Россия и Великобритания разделили интересы в Персии (русские трубы - английская нефть). Возможны разные варианты, исторических прецедентов было много.

Внутренний режим нового Ирака вполне мог бы быть монархическим. Это и в традициях Востока, и позволяет сохранять внутреннюю обстановку в норме. И предпосылки к этому уже есть.

В апреле 1920 г. Лига Наций на конференции в Сан-Ремо выдала мандат на управление Ираком Великобритании. В иракское государство вошли три бывших вилайета Османской империи: Басра (из которой ранее был выделен Кувейт), Мосул и Багдад. В 1921 г. Ирак был провозглашен королевством во главе с Эмиром Фейсалом из династии Хашимитов. Было установлено правление в форме конституционной монархии с двухпалатным парламентом. Однако первоначально все важнейшие министерства находились под контролем британских "советников", а окончательные решения принимались британскими верховным комиссаром и командующим королевскими военно-воздушными силами. На местах политическая власть была сосредоточена в руках нескольких городских кланов и вновь созданной элиты из крупных помещиков-абсентеистов.

В 1932 г. Ирак получил формальную независимость, но реальные рычаги управления страной были сосредоточены в посольстве Великобритании. В русле имперского мышления того времени значение Ирака определялось его важным стратегическим положением на пути в Индию. Кроме того, Ирак обладал крупными запасами нефти, концессию на разработку которых в 1925 г. получил англо-франко-американский консорциум "Туркиш петролеум" (в 1929 переименован в "Ирак петролеум").

В 1933 г. Король Фейсал скончался. В жизни ему пришлось несладко, несколько раз менял страны, в которых правил, в Ираке же он был вынужден непрерывно бороться с непокорными курдами и шиитами. Возможно, поэтому он рано умер - ему едва исполнилось пятьдесят лет.

На престол вступил его сын Король Гази I. Политическая жизнь страны в 1930-е годы характеризовалась фракционной борьбой в армии, особенно после военного переворота 1936 г. Король Гази погиб в автокатастрофе в возрасте 27 лет в 1939 году. На престол взошел его малолетний сын Фейсал II, регентом при котором стал Абдул Иллах.

После начала Второй мировой войны позиции националистически настроенных офицеров оказались достаточно сильными, чтобы не допустить объявления войны нацистской Германии, хотя премьер-министром в то время был проанглийски настроенный генерал Нури Саид. Ирак всего лишь разорвал отношения с Германией и объявил о своем нейтралитете. В апреле 1941 г. военные свергли правительство, что ускорило ввод британских вооруженных сил, которые к концу мая 1941 вернули к руководству страной Нури Саида и регента Абдула Иллаха. В январе 1942 Ирак формально объявил войну Германии и Италии. Британские войска находились в Ираке до осени 1947 года.

В 1946 в стране было восстановлено гражданское правление. Однако левые партии были запрещены, а правительство осталось в руках консерваторов во главе с Нури Саидом.

В 1948 Ирак участвовал в неудачной первой арабо-израильской войне, а затем в 1949 отказался подписать соглашение о перемирии с Израилем. В 1953 г. был коронован достигший совершеннолетия Король Фейсал II.

В 1952 правительство узаконило увеличение доли Ирака в быстро растущих доходах от добычи нефти компанией "Ирак петролеум" до 50%. Значительная часть поступивших средств была вложена в долговременные проекты развития. В 1955 году, пытаясь обезопасить себя от распространявшегося по всему Ближнему Востоку левого "насеристского" движения, Ирак заключил военный договор с Турцией, который после присоединения к нему Ирана, Пакистана и Великобритании превратился в поддерживаемый США военный блок, известный как "Багдадский пакт".

Но усилия правительства не увенчались успехом, влияние заговорщиков было слишком сильно. 14 июля 1958 года под руководством подпольных организаций "Фронт национального единства" и "Свободные офицеры" в Ираке произошел военный переворот. Монархический режим был свергнут и провозглашена республика. Король Фейсал II, Нури Саид и Абдул Иллах были застрелены в помещениях дворца. Новое правительство возглавил лидер организации "Свободные офицеры" бригадный генерал Абдель Керим Касем. В состав кабинета вошли как военные, так и гражданские лица. Был принят закон о проведении земельной реформы по образцу египетской. В 1959 г. Ирак вышел из Багдадского пакта, а в 1961 г. экспроприировал участки, находившиеся в концессии у компании "Ирак петролеум". 25 июня 1961 г., через шесть дней после того, как Великобритания признала независимость Кувейта, Касем изложил иракские претензии на территорию этой страны. В последующие годы диктатура усилилась, к власти пришел Саддам Хусейн.

Осенью в американском журнале "Уолл-стрит джорнэл" была напечатана статья, касающаяся проблемы восточных режимов: "Монархический строй гораздо больше соответствует традициям арабского мира, нежели президентское правление. За последние годы на Востоке от Марокко до Бахрейна к власти пришло новое поколение королей, приобщающих своих подданных к модернизации, к миру высоких технологий. Быть может, такой вариант будущего страны станет наилучшим и для иракцев, которые в большинстве равнодушны к нынешней оппозиции Саддаму Хусейну, но все чаще вспоминают с ностальгией времена последнего короля Ирака Фейсала II..."

Так что монархический режим вполне может быть восстановлен в той или иной форме (в Афганистане бывший король Захир-Шах объявлен "отцом нации") в Южном и Восточном Ираке. И там могут быть размещены американские военные базы. Ничего страшного.

И третья часть, самая интересная: создание на территории Западного Ирака государства Палестина. Палестинский вопрос нужно как-то решать - в общем пакете можно предложить и такое решение. Палестинцы, как и курды, должны иметь свое государство. Тем более это выгодно Израилю - он лишится постоянной угрозы своим гражданам. И Европейскому Союзу - деньги, вложенные в Палестину, не пропадут в результате очередного рейда израильской армии. Кстати, если говорить о посреднической роли России в мире, то это будет в курсе указанной политики: получают свое и США, и Евросоюз, и Россия.

Один из важных вопросов: бюджеты новых государств - на чем будет основываться их стабильность? Прежде всего, на продажах нефти. Второй источник стабильности - тарифы на трубопроводы. Наконец, необходимо указать на продажу воды. Места, которые гипотетически оказываются в руках палестинцев, безводны, поэтому Армения, располагающая большими запасами воды, могла бы ее поставлять (нужно только построить водопровод).

Таким образом, сфера интересов России - это Курдистан и северные месторождения иракской нефти плюс сотрудничество по строительству водопроводов на запад Ирака. Те компании, которые занимаются трубами и строительством трубопроводов, выигрывают большие средства. Но выигрыш нефтяных компаний, очевидно, является самым большим.

Резюмируя эту часть, можно отметить следующее: уничтожение режима Саддама Хусейна принесет мир на Ближнем Востоке.

Все конфликты, связанные с палестинцами, прекратятся. Новая Палестина с 4 миллионами населения (таково их количество в регионе) будет играть одну из главных ролей в регионе. Турция получит нефть для полной работы порта Джейхан. Будет создан оазис в пустыне, благодаря водопроводам из Армении. Россия станет участвовать в разработке нефтяных и газовых месторождений в Курдистане и Новой Палестине. Выигрывает и Европейский Союз - не только от участия в развитии экономики новых стран, но и благодаря избавлению от курдской эмиграции в Европу. США свергают Саддама и смогут разрабатывать южно-иракскую нефть, избавляясь от саудовской зависимости. Плюс - плацдарм угрозы Ирану. А это уже ядерная проблема, пока не относящаяся к теме нашей статьи.

3. Курдистанский узел и азербайджанская нефть

Курдистан в новой системе Ближнего Востока и Малой Азии становится стратегическим пунктом, способным стать как зоной стабильности, так и очагом возможной напряженности. Собственно, именно поэтому в этом прогнозе присутствует "Новая Палестина": создание моноэтнического палестинского государства станет бесспорным островком стабильности.

Курды же проживают не только в Ираке, но и в Турции и Иране, где их также притесняют. Именно из-за этого возможны конфликты Курдистана с Турцией и Ираном. Общины курдов захотят воссоединиться с матерью-родиной, причем воссоединиться вместе с районами проживания (для Турции, например, это треть территории).

Обстановка может развиваться следующим образом: Курдистан объявляет о своей независимости. Это событие вызывает восстание в турецких и иранских провинциях, населенных курдами. Создается постоянный очаг напряженности (он просто перемещается с набившего оскомину Ближнего Востока) - и над огнем этого очага многие с удовольствием погрют руки.

В обстановке, развитие которой может привести к ядерному конфликту, Турции становится совершенно не до нефтепроводов. Азербайджан, экономика которого завязана на нефти, станет искать новые пути ее транспортировки. И единственный - через Россию - порт Новороссийск, и по старому пути по Волге к петербургским портам. Азербайджан экономически привязывается к России. Курдский конфликт будет длиться долгие годы: для курдов это освобождение, ожидаемое с XIV века.

На первоначальной стадии конфликта в Баку скапливаются огромные запасы нефти, которая будет идти через российских посредников по заниженной цене. Главное - наполнить бюджет для избежания бунта.

Конфликт будет держать цену на нефть на постоянно высоком уровне (по нашим расчетам, ниже $21-22 она не упадет), так что страхи по этому поводу можно снять - деньги любят тишину. Нефть пойдет через Россию, а это колоссальные пошлины. Разумеется, начнутся разные спекуляции на рынке "дешевой" нефти, создание новой инфраструктуры и новых нефтедобывающих компаний. Будут развиваться трубные заводы, компания "Транснефть" и оружейные заводы. В них будут вкладываться огромные инвестиции, что даст рост экономики России. Участие в таком проекте - возможная большая внешнеполитическая победа президента, от которого, собственно, и зависит сейчас, запустить проект или нет. А неучастие скажется на имидже - мы можем потерять не только Ирак, но и Каспий, что много дороже.

4. Урегулирование?

А зачем нам это урегулирование? Мы свое дело сделаем - и будем получать дивиденды. Через Курдистан американцы будут давить на Иран, что рано или поздно может привести к ядерному конфликту - если его вовремя не предотвратить. Турция станет аутсайдером в регионе, может даже закрыть проливы и город Стамбул, но это ей не поможет - американские получатели азербайджанско-российской нефти быстро ликвидируют эту проблему. Так что остается только угроза ядерной войны в регионе. Но это решаемая проблема.