Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Постижение истории / Политика / < Вы здесь
Малый шайтан исламо-фашизма
Ответ на статью Фукуямы об исламо-фашизме

Дата публикации:  26 Декабря 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

К Фукуяме следует прислушиваться внимательно. Он выдвигает тезисы, которые резонируют с одним из преобладающих концептуальных трендов в стратегическом руководстве США. Неоднократно я подчеркивал, что Фукуяма провозглашает ответственные вещи. Его анализ поверхностен, но таково историческое сознание и стратегическое планирование лидеров современного мира, их операционная система. Критика Фукуямы представляется мне делом банальным и малоинтересным. Более продуктивно воспринять его тезисы со всей серьезностью.

Геополитическая корректность метафоры исламизм=фашизм

Обратим внимание на главный тезис-концепт: метафора исламизм=фашизм, исламо-фашизм.

Можем ли мы принять эту метафору как действенную объяснительную модель?

В моей статье "Парадигма Конца" есть аналогичное сопоставление:

Ислам или пресловутый "исламский фундаментализм" начинают выполнять функцию несуществующего в современности фашизма. Мы видели, настолько двусмысленна была роль фашизма на всех уровнях реальной эсхатологической дуэли. Было бы крайне опасно, воспроизводить аналогичную ситуацию, но на сей раз с "исламом". 1

Фактически, Фукуяма делает в своем тексте именно это. Хорошо бы обратить внимание на даты. Фукуяма написал эту статью летом 2002, вышеприведенные слова из моей статьи написаны в 1997.

Фашизм как и исламизм есть попытка увести внимание от реальной эсхатологической пары атлантизм\евразийство, Труд\Капитал, русские\англосаксы, суша\море, запад\восток. Исламизм как современный субститут фашизма в глобальной перспективе есть важнейшая реальность для установления реальной однополярности. Однополярность нуждается в виртуальном полюсе, в фигуре, олицетворяющей негативный имидж периферии. Важно также экстерриториальность понятия исламизм - он "где-то на юге", но он повсюду, это омнипрезентная тень "бедного Юга", пугающая обывателей "богатого Севера".

Я рекомендую внимательным образом продумать статью "Парадигма Конца", ее тщательное прочтение даст ключ к конструкции Фукуямы.

Метафизическая и гносеологическая некорректность метафоры исламизм=фашизм

Исламизм позиционируется у Фукуямы как "антитеза модернити". То есть "исламо-фашизм" рассматривается как ложный субститут евразийства.

Давайте посмотрим внимательнее: исламизм есть ислам, очищенный от традиционализма, то есть от евразийства, или иначе от влияния парадигмы Сферы 2. На самом деле исламо-фашизм есть строгий возврат к радикальному креационизму, к рафинированной и ясной парадигме Луча 3. Но эта парадигма в ее чистом виде не есть отрицание модернити (парадигма Сферы), но пролегомены к модернити.

Кстати, "фашизм" (ни обобщенно, ни иносказательно, ни аппроксимативно) ничего такого в себе не нес. Здесь ценность метафоры Фукуямы обнуляется. Фашизм предлагал вернуться к архаическому, то есть к парадигме Сферы. Другое дело, как мало он в этом преуспел и как скоро сбился с пути, но в центре метафизической критики фашизма был именно креационизм. Исламизм же, напротив, позиционирует себя как прямую антитезу парадигме Сферы.

Исламизм апеллирует не к антимодернити, но к прелиминарным стадиям модернити. Это некий редуцированный рационализм, не насыщенный трагическим опытом интенсивного периода развития парадигмы Отрезка 4, когда проницательные европейцы в ХХ веке вслед за Ницше стали пристально исследовать онтологические складки нигилизма. Тот мир, в котором живет сегодня Запад, это уже не совсем модернити, это пограничная стадия между модернити и пост-модернити. Рациональность этого периода специфична, в ней наглые императивные и декретные максимы автономного рассудка анонсируются иронично и вскользь.

Я не говорю, что мы вышли в новую рациональность пост-модерна, я говорю, что рациональность этого периода размыта. Не преодолена, но видоизменена. То, что казалось очевидным, стало прозрачным. Транспарентность выпарила плотную доказательность. Явно поспешно говорить, что евразийство проступило сквозь химеры рассудка (тело освободилось от интеллекта в терминах Лакана). Но все же едва ли кто с Запада, кроме полных идиотов (типа озападненных людей Востока), способен говорить о модернити без острой веселой смертельной слюны в уголке губ.

Наивный вполне кальвинистский дискурс исламизма Хасана Аль-Банны, Маудуди и т.д., электронно-иллюстрированный клоуном бин Ладеном, это некое спасение для модернити. Модернити, расплавленное в своем аутогенном уксусе, как бы окатывается холодной водой. - "Говорит радио Бин-Ладен духовный! Я пришел взять у вас назад Французскую революцию!" - "Как так? - недоумевает обыватель, - я сам ее превратил в содомитский клип, изощрился в ее переложении на стиль регги, а тут из небытия появляется эта агрессивная, давно преодоленная, реформаторская гниль..."

Исламизм есть точная копия реформации, в нем нет ничего средневекового, архаического, по-настоящему фундаментального. Это начисто лишенное экстенсивного изящества ядовитой нигилистической мысли тупое и надежное брожение плохо смазанного провинциального рассудка - очевидное, как Конт, агрессивно кальвинистское в своей самоуверенной нелепой дури.

Никакая не антитеза модернити, скорее попытка безнадежно отставших догнать ее ход в примитивных, провинциальных, отвратительно нацменовских формах.

Исламизм отрицает традицию, отрицает ислам как традицию, он пытается вылезти из нее. Шиа, ат-тасаввуф, любые намеки на национальные обычаи - все это исламисты ненавидят лютой ненавистью. Они бегут от этого как от постыдного безрассудного состояния.

Антитеза модернити (парадигма Отрезка) - лишь евразийство (парадигма Сферы).

Метафора исламизма как фашизма есть концептуальный инструмент глобализации

Исламо-фашизм (исламизм) структурно необходим атлантизму и однополярному глобализму. Это его важнейший концептуальный инструмент. Когда глобализм формулирует ситуацию так: либо модернити-Запад, либо антимодернити - исламо-фашизм, он делает невозможным настоящий выбор. Альтернатива однополярному миру не исламистская химера Islamic World State, но многополярный мир, где традиции живут в очерченных пульсирующих кругах. Но Фукуяма не хочет оставлять никому пространства для реального выбора. Кто отвергает исламо-фашизм, как бы автоматически встает на сторону Запада, кто отвергает Запад - милости просим к цэрэушной голограмме бин Ладена.

США хотят заключить нас в границах между наглым немытым детством модернити в лице редуцированной примитивной семитской креационистской метафизики и старческим маразмом модернити в форме покрытого трупными пятнами Дэниэлла Бэлла. А все то, что в современной цивилизации не попадает в это прокрустово ложе - подвергается скатомизации.

Евразийство радикально отвергает такую постановку вопроса. Евразийство считает модернити неудачной аберрацией. Это было ослепительно, но эффект прошел. Всего хорошего, пакуйте декорации, у нас иная повестка дня.

Исламизм - малый шайтан, мондиализм - большой.

Примечания:


Вернуться1
"Элементы"#9, 1998, А.Дугин "Русская Вещь", 2001 г.


Вернуться2
Подробно см. А.Дугин "Эволюция парадигмальных оснований науки", М., 202, а также "Метафизика Благой Вести" в "Абсолютная Родина", М., 1999


Вернуться3
Там же.


Вернуться4
Там же.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Постижение истории' (архив темы):
Ищем таланты /26.12/
- чтобы зарыть? Нет! Чтобы повести на штурм техносферы. Эсхатологическая колонка редактора.
Хож-Ахмед Нухаев, Генезис терроризма. Экономика /26.12/
Согласно широко распространенному мифу, развитие свободной торговли позволит искоренить причины международного террора. Однако в постиндустриальном обществе террор √ не патология, а неотъемлемая часть целого, незаменимая технология и власти, и оппозиции.
Павел Святенков, Соблазн модернизации /26.12/
Эпохи Горбачева и Ельцина были, на самом деле, эпохами мобилизации и модернизации. Сегодня модернизация для России опасна: нам нужна не модернизация, но санация.
Юрий Солозобов, Сто лет "Вишневого сада" /25.12/
Чехов как провозвестник глобализации. Элита погрязла в идиотизме дачной жизни.
Феохарий Кессиди, Глобализация и культурная идентичность /23.12/
Интернет и другие новейшие средства информации не в состоянии породить нового человека, то есть человека вне определенных этносов, история и культура которых исчисляются тысячелетиями. Поэтому надежды иных интеллектуалов на грядущую интеграцию культур представляются весьма проблематичными.
Александр Дугин
Александр
ДУГИН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: