Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20030109-red.html

Необходимое условие
Колонка редактора


Дата публикации:  9 Января 2003

О чем, на самом деле, идет речь, когда поднимается пресловутая тема японских "Северных территорий"? Возможно, эти острова и имеют какое-либо экономическое или политическое значение как для Японии, так и для России, однако как экономические, так и политические вопросы можно решить ко всеобщей радости при любом исходе этого спора: например, Япония заселяет и осваивает острова, формально остающиеся в составе России, или, наоборот, Россия оставляет за собой право экономического и военного присутствия на островах, формально отошедших к Японии...

Подобного рода утопические проекты еще недавно рождались по дюжине в секунду. Утопическими они являются не по частным причинам, а лишь по одной причине общего характера: российское решение отдать острова будет не просто ошибочным с точки зрения электората: оно будет нелегитимным. Но в той же степени нелегитимным (с точки зрения, на этот раз, электората японского) было бы решение японского правительства отказаться от претензий на "Северные территории".

Какие-то решения могут считаться ошибочными, какие-то - чудовищными. Но критика в адрес власти, даже переходящая в ненависть, - ничто по сравнению с отказом верить в легитимность власти. Поскольку нелегитимной власти просто не существует.

Горбачев не мог бы остаться у власти после Беловежской пущи - даже если бы не поскользнулся на Ельцине. Сам Ельцин не мог бы продолжать править страной, находясь при смерти, - даже "виртуально" (о легитимности правления "священного царя", связанной с физическим здоровьем, я писал как-то). "Территориальная" легитимность не менее иррациональна, чем легитимность "священного царя" - что и превратило, наверное, геополитику из науки в своего рода культ. Религиозное, лежащее вне политико-экономических соображений, отношение к территории (в частности, к "Северным территориям") японцы демонстрируют в полной мере. Сегодня в Москву пожаловал премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми - для выработки "Плана действий" (так официально называется документ, который станет результатом российско-японского саммита). Отвечая на вопрос о главных темах переговоров, Коидзуми перечислил темы в таком порядке: "Проблема заключения мирного договора, сотрудничество в сфере экономики и взаимодействие на международной арене"(Интерфакс). Как известно, "проблема заключения мирного договора" - это эвфемизм проблемы "Северных территорий". Впрочем, Коидзуми в том же интервью не стеснялся говорить прямо. Мало того: не исключено, что именно ради этой публичной говорильни он и прибыл - дабы лишний раз продемонстрировать японцам легитимность своей власти. Разумеется, сами японцы вежливо объясняют, что хотят покупать наше сырье (в частности, нефть). Легитимность, однако, стоит дороже Курил - и дороже тех выгод, которые можно получить, продавая нефть японцам.

Я далек от того, чтобы отождествлять легитимность власти с самой властью (в духе утверждения, что всякая власть - от Бога). При этом повторю: всякая власть - легитимна. Власть, не признанная объектами власти в качестве таковой, властью не является. С другой стороны, можно, вслед за Канетти, привязать власть к тайне, причем не только к такой тайне, о которой говорил Канетти (запрет на доступ к информации), но и к тайне чужой компетентности: доверяя компетентному человеку, мы готовы воздержаться от попыток разобраться в секретах его мастерства. Однако чисто тайная власть - такая же фантастика, как и власть чисто публичная: тайна должна следовать рука об руку с легитимностью, каждый "серый кардинал" вынужден прикрываться публичным субьектом власти - равно как и каждого публичного "священного царя" в той или иной степени "делает свита".

Легитимность может быть основана на доверии, на страхе, на элементарном "благоговении перед фактом", на уважении к закону либо, напротив, на готовности попрать любой закон, - эти частности могут различаться. Но сам факт признания власти является необходимым условием ее существования. А поскольку "общественное признание" (да и не только "общественное") зависит в большей степени от человеческих слабостей, нежели от "осознания интересов" и т.п., власть неизбежно попадает в зависимость от СМИ, от парламентских балаболов, от специалистов по имиджу, причем (учитывая, что легитимность - необходимое условие власти, но не достаточное) в зависимость негативную. Властителю важен не столько положительный имидж, сколько отсутствие имиджа отрицательного.

В частности, если Путин вдруг (неожиданно) прогнется под японцев и отдаст им Курилы - пусть даже за несусветные сокровища - на нем как на политике можно будет поставить крест. Да и не только не нем - учитывая, что Путин как Президент является гарантом легитимности всей нашей нынешней политической системы.

Кирилл Якимец