Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20030115-edel.html

Муфтий Кадыров как новый имам Шамиль?
Мустафа Эдильбиев

Дата публикации:  15 Января 2003

От редакции: мы не располагаем материалами, подтверждающими или опровергающими мнение автора, поэтому ни в коем случае не присоединяемся к заявленной позиции. Позиция редакции состоит в том, что чеченский вопрос необходимо детально исследовать на экспертном уровне. Если кто-то сочтет необходимым выступить с иной оценкой ситуации, мы обязательно это выступление опубликуем.

Единовластие (будь то власть имама или президента) не является для Чечни традиционным и легитимным. Любую форму сомовозвеличивания над себе равными чеченцы воспринимают как проявление безнравственности, а все "претенденты на величие" подлежат общественному остракизму. Так были изгнаны чеченцами свои князья, которые впоследствии перебрались к соседним народам и создали там аристократическую элиту.

С тех пор как муфтий Кадыров "въехал" в чеченскую власть на российской броне, он перестал быть членом чеченского общества. Сотрудничество с федералами ему, возможно, простят - но едва ли простят стремление встать над равными. В своем стремлении к власти Кадыров переплюнул Дудаева с Масхадовым и, в отличие от них, не удосужился даже соблюсти формальности. Здесь нелишне привести слова чиновника российской администрации периода первой кавказской войны Н.Семенова. Он в конце XIX столетия долгое время жил среди чеченцев и подметил весьма интересные типажи изгоев и отбросов общества в Чечне того периода (типажи эти характерны и для сегодняшней Чечни): "Насколько существенно отличались чеченцы от других кавказских горцев своей общественной дисциплинированностью, настолько же существенно отличались чеченские отщепенцы своей аморальностью от отщепенцев других кавказских народностей... Для этих людей, служивших личной корысти, было решительно все равно, какой бы ни оказался исход войны; им нужно было только, чтобы война продолжалась".

Действительно, в продолжении войны заинтересованы не только российские военные, но и "чеченские отщепенцы".

Также Семенов пишет: "Вообще же чеченцы - все и всегда остаются в подчинении у народной воли, выраженной решениями старших. В силе и крепости общественной дисциплины в чеченском народе лежит ключ к разъяснению очень многих явлений в его жизни, и в особенности - явлений политического и административного значения" (Н.Семенов. "Туземцы Северо-Восточного Кавказа". Сиб.,1895г. С.97.).

Таким образом, попытка пойти против социально-политических традиций народа путем навязывания ему "отщепенцев", выражаясь по Семенову, повышает вероятность продолжения военных действий: Кадыров, можно сказать, является дестабилизирующим фактором в регионе.

Путь Джохара

До самого последнего дня своей жизни генерал-президент Джохар Дудаев стремился к одной всепоглощающей заветной цели - встрече с Президентом России Ельциным. По крайней мере, он сам прилюдно и наедине не переставал это утверждать. Даже на переговорах, организованных правозащитником Антуаном Аракеляном и тогдашним вицемэром Петербурга Владимиром Путиным, Дудаев продолжал причитать: "Встретился бы со мной Ельцин, и мы за полчаса бы все решили". В присутствии нас всех так и сказал: "Мы бы все с ним решили за полчаса".

Ичкерийцы, как известно, "кинули" федералов: не успела за машинами договаривающихся сторон и пыль улечься, как тут же ичкерийские соколы оказались в Буденновске.

Жириновский предложил, как казалось, более прагматичный подход к вопросу:

"Не нужно никаких встреч и звонков. В России только двое мужчин - Дудаев и Жириновский. Бабки на стол - и суверенитет Ичкерии обеспечен". И Джохар обещал "бабки на стол". Жириновцы обратились к автору этих строк: "Можно ли этому "типу с усиками" доверять?" Я знал, что "Джо" кинет и не моргнет, и не мог этого скрыть.

В этом плане интерес представляют и сенсационные откровения одного из ближайших людей Дудаева - Муссы Темишева: "Деньги, предназначенные в качестве взятки, до "сына юриста" не доходят... Посредник между Джахаром и Жириновским с миллионом долларов исчезает в Стамбуле".

Видимо, из-за этих откровений и "заказали" правдолюбца Темишева лидеры "Ичкерии" Яндарбиев и компания. Впрочем, для такого агрессивного к нему отношения была и другая, не менее весомая причина. Возглавляя правительственную газету и являясь членом "ИКОКЧН", Темишев в местных СМИ вместе с богословом Сумбулатовым развернул широкую кампанию в защиту представителей других неисламских конфессий. Яндарбиеву такая веротерпимая позиция Темишева не понравилась. И первое размежевание в рядах дудаевского ИКОКЧН произошло именно на этой почве...

Так или иначе, ни переговоры на уровне ниже президентского, ни деньги не помогли. В сознании дудаевцев встреча Президента "Ичкерии" и Президента России стала идееей-фикс, преемственной политической доминантой. Зелимхан Яндарбиев и идеологический "правопреемник" Дудаева Салман Радуев (ныне покойный) выразили эту "политическую доминанту" ичкерийского вождя словами "путь Джохара".

Итак, оказывается, весь кроваво-мазутный сыр-бор был затеян для реализации вот этой самой засекреченной "политической доминанты", непременной встречи тет-а-тет Дудаева и Ельцина, а там - трава не расти. Война, похоже, изначально шла и идет чисто по причине амбициозности отдельных лиц. Полистайте подшивки прессы тех лет - и вы найдете во многих интервью Джохара причитания по поводу невозможности "полялякать" с Ельциным. И тут же угроза типа: "Если ты со мной не встретишься, Россию ждет великое бедствие!"

Но "путь Джохара" с его исчезновением не оборвался. У пути этого, как и у всякого абсурда, нашлись продолжатели. Духовный отец и наставник Радуева, Удугова и Масхадова Ахмад-хаджи Кадыров начал свою политическую карьеру с антироссийских выступлений в "ичкерийских" СМИ. И не могли тогда ни Радуев, ни Удугов, ни даже Масхадов предугадать в этом скромном муфтии "человечище", коему и было предопределено Творцом всего сущего пройти "путь Джохара" до конца. Именно Кадыров реализовал заветную мечту и цель вождя Ичкерии (но не Чечни) и всего ичкерийского (но не чеченского) братства (чуть не сказал "братвы"), встретившись с Президентом России Путиным.

Именно поэтому, несмотря на - в целом - непопулярность Кадырова в Чечне, некоторые яростные адепты суверенитета готовы мыть Ахмад-хаджи ноги, потому как он выполнил заветы их вождя Джохара.

Путь Ахмада

Лояльность главы чеченской администрации в отношении России, несмотря на все эти встречи, внушает сомнение - и не только благодаря кадыровскому прошлому. Да, он в единственном числе объявил священную войну России, и автор этих строк смотрел видеозапись того, как сей "пророссийский" деятель отправляет на эшафот российских граждан без суда и следствия. Наверняка федеральные власти прекрасно осведомлены о прошлой деятельности Кадырова. Но прошлое - это прошлое. Тем более что благодаря прошлым "грешкам", как, видимо, считают федеральные власти, Кадырова можно сделать более управляемым. Но так ли это?

Давно известно, что кадыровские структуры власти и силы сопротивления (боевики) давно слились. Не исключено, что Кадыров на самом деле - троянский конь боевиков, на котором они въедут вновь в Грозный, как в 1996 г. Предположить это заставляет, в частности, последний взрыв дома правительства в Грозном, во время которого Кадыров "странным образом" не пострадал. С другой стороны, правы могут быть здесь и те, кто связывает эту чудовищную акцию с заявлением Счетной палаты Госдумы о 713 млн. рублей, использованных в Чечне не по назначению: тогда взрыв можно рассматривать как некий акт приема-передачи между бывшим премьером Чечни Ильясовым и новоявленным Бабичем. Так что 713 млн. Счетной палате придется искать в руинах дома правительства.

Как бы то ни было, интересы "пророссийского" правительства и боевиков вновь, как всегда, совпали. Ильясова сменил Бабич, Кадыров после заявления Счетной палаты убрал министра финансов Чечни Абрамова. За Абрамова тут же заступился Бабич. Между ставленником криминально-финансовых групп РФ Бабичем и ставленником генералитета пошел передел. Теперь все будет зависеть от "разводящего". А разводящий в Чечне - это боевики. Раз в "пророссийской" бригаде пошел раздрай, их такса повысится. За свою безопасность платить теперь боевикам Кадыров и Бабич будут на порядок больше, а значит, и боевики активизируют свои действия на порядок. Жизнь в Чечне станет еще безысходней. Взрывать больше нечего - взорван единственный построенный на выделенные средства дом правительства, потому взрывать будут за пределами Чечни.

Если федеральный центр все же поддержит Бабича (а его поддержат), Кадырову ничего не остается, кроме как вернуться обратно к "лесным братьям" в статусе воинствующего муфтия. Естественно, человека с таким опытом в лагере Басаева примут радушно. Вот тогда Кадыров и покажет Бабичу (и, к сожалению, не только Бабичу) кузькину мать.