Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20030120-per.html

Двойное самоубийство?
КПРФ плюс ЮКОС - как такое возможно?

Сергей Пермяков

Дата публикации:  20 Января 2003

На первый взгляд предположения об альянсе между ЮКОСом и КПРФ выглядят бредово. Действительно: основной "конек" коммунистов - идея национализации природной ренты. Той самой ренты, благодаря которой хорошо себя чувствуют наши сырьевики - ЮКОС, например. С другой же стороны, "приручение" КПРФ при помощи ЮКОСа может, как верно замечено некоторыми экспертами, привести к смене руководства КПРФ. Едва ли Ходорковский ограничится тем, что заменит Семигина на Кондаурова. Ведь Зюганов, несмотря на всю свою социал-демократичность de facto, внешне слишком радикален и слишком маргинален, слишком много наговорил про "великого Сталина"... Короче, сменят его на Глазьева - или, по крайней мере, попытаются сменить.

При этом национализация природной ренты - главная часть программы Глазьева.

Итак, из чего могут исходить Ходорковский и Зюганов? Зюганов, возможно, рассчитывает "еще повоевать" - тогда КПРФ ждет серьезная внутренняя разборка между Зюгановым и Глазьевым. Впрочем, далеко не факт, что разборка закончится к чьему-либо неудовольствию: выставить экономиста, член-корра РАН Глазьева в качестве "лица КПРФ", внушающего расположение решительно всем, Зюганов, по идее, может, и сохранив свое нынешнее положение. Эта задача является более технической, нежели принципиальной, а техническую задачу - если "сделка" состоится - легко решат PR-специалисты, предоставленные ЮКОСом.

Но вот зачем ЮКОСу всерьез поддерживать партию, которая стремится поставить сырьевиков в равное положение с переработчиками? Здесь надо понять, что ЮКОС, став передаточным звеном между Кремлем и КПРФ и при этом контролируя единственную реально существующую и действующую на российском политическом рынке партию, оказывается вовсе не в равном положении с иными крупными компаниями - но в положении привилегированном, получив мощный административный ресурс. И если верны слухи о трудностях, которые испытывают сегодня другие нефтяники, можно предположить, что ЮКОС, используя новые возможности, легко съест своих конкурентов, компенсировав потери.

А что теряет ЮКОС? "Шальные деньги", если вдуматься. Нынешняя ситуация, при которой сырьевики, юридически не владеющие недрами, распродают эти недра как свою собственность, не может продолжаться долго. "Путинская вертикаль" в конце концов опустится и в нефтяные скважины. ЮКОС, таким образом, играет на опережение, готовясь перейти к цивилизованному сырьевому бизнесу, сосредоточенному на переработке сырья. Не следует забывать о благоприятной репутации Ходорковского на Западе, где его считают едва ли не эталоном современного российского бизнесмена. Что ж, эту репутацию Ходорковский, похоже, собирается оправдать - не без выгоды для себя.

А что теряет Зюганов? Короткие штанишки сталиниста, не более того. Едва ли КПРФ потеряет значительную часть своего электората, разве что - самую отмороженную. Но протестный электоральный ресурс в нашей стране весьма и весьма велик. Он значительно превышает электорат КПРФ: протестовать против одного и того же могут люди, позитивно ориентированные на самые разные ценности. Что же до национализации природной ренты, то здесь речь идет не об идеях, которые у многих различаются, а о деньгах, которые всем нужны в равной мере. О деньгах, которые можно пустить как на усиление России, так и на улучшение социального положения граждан - к примеру, на нужды ЖКХ. Оставив идейную демагогию и сосредоточившись на реальных вопросах, КПРФ из пугала превратится в источник надежды для многих, кто не доволен существующим положением вещей, но при этом не собирается голосовать "за Сталина".

Итак, никакого бреда, никакого парадокса. ЮКОС и КПРФ, вступив в альянс, помогут друг другу цивилизоваться. Ведь наш сырьевой бизнес сегодня можно считать не меньшим маргиналом в деловой области, чем ту же КПРФ в области политической. Варварская распродажа природных богатств (извините за это банальное, но, к сожалению, не бессмысленное словосочетание) сродни варварскому же собиранию недовольных граждан под обветшалые сталинские знамена.

А цивилизованный сырьевой бизнес, основанный на продаже продуктов переработки, сродни цивилизованной социал-демократии, в лоно которой - как можно надеяться - движутся наши коммунисты.