Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: PR и СМИ / Политика / < Вы здесь
За что нас так не любят?
Россия в зарубежных СМИ

Дата публикации:  23 Января 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Фрагмент работы, поданной на III (2002 г.) Всероссийский конкурс студенческих работ в области развития связей с общественностью "Хрустальный апельсин". Фрагмент переработан для журнальной публикации.

Непосредственными технологическими причинами складывания за рубежом преимущественно негативного облика России являются как политика развитых стран, преследующая четко осознаваемые цели, так и действительно существующие недостатки России, связанные с ее реальным состоянием и с беспомощностью информационной политики ее представителей. Причиной также является консервация представлений, сформировавшихся еще в период "холодной войны" в отношении бывшего Союза, во многом вызванная неспособностью или нежеланием подавляющего большинства по-прежнему влиятельных "советологов" осознать характер и динамику происходящих в России перемен. Многие из этих "советологов" продолжают судить о жизни в России на основе представлений и стереотипов, вывезенных ими из Союза десятилетия назад.

В результате одновременного действия описанных, а так же иных факторов освещение России в западных СМИ носит преимущественно негативный характер. Так, соотношение между изложением политической позиции представителей российского государства и российской оппозиции составляет в зарубежных средствах массовой информации примерно 60:40.

Основные направления критики

1. Считается, что российская демократия не соответствует западным нормам в таких важнейших сферах, как соблюдение прав человека, разделение властей и функционирование партийно-политической системы. Растет число критиков, считающих Россию недемократической страной, а политические реформы в ней не достигшими своей цели. В качестве наиболее яркого примера слабости демократии приводится война в Чечне.

2. Россия все еще далека от западного идеала открытой демонополизированной экономики со стабильными законами, привлекательной налоговой системой, развитой инфраструктурой, устоявшимися "правилами игры" и здоровой конкуренцией, защищенной от чрезмерного вмешательства государства и преступности.

3. Запад с подозрением относится к любым интеграционным тенденциям с участием России, рассматривая их как признак "возрождения имперских амбиций". Знаменательно, что при этом признается принципиальная невозможность выхода из экономического кризиса и снятия взрывоопасной социальной напряженности без восстановления экономических связей на постсоветском пространстве.

Основные медийные стереотипы

В развитых странах сложился набор негативных стереотипов, не только формирующих общественное мнение в отношении России, но и оказывающих серьезное влияние на политику развитых государств.

Доминирующим на протяжении последних лет остается стереотип "военной угрозы нового типа", связанной уже не с идеологическими установками, а с существенно раздуваемой возможностью выхода "ядерных вооружений из-под контроля в результате хаоса в России", в том числе в результате ее дезинтеграции.

Также после создания президентом Путиным федерального центра власти появились высказывания западных СМИ с обвинениями России в тоталитаризме.

Наконец, основной негативный стереотип - "российское общество криминализировано, а государство поражено коррупцией и тесно связано с преступным миром". Подобный подход, распространенность которого уже в ближайшее время может сравниться по популярности с идеей о "военной угрозе нового типа", не только ставит под угрозу любые инвестиции в Россию или операции на российском рынке, но и, что значительно более серьезно, делает невозможным отношение к России как к цивилизованному субъекту международного права, создает предпосылки даже для претензий ограничения суверенитета России под предлогом борьбы с преступностью.

Как правило, предполагается, что такое общество не может не экспортировать преступность на Запад и что в России этот процесс подталкивают силы на государственном уровне (при этом игнорируется как активное проникновение криминальных структур из развитых стран в Россию, так и то, что западные правительства практически не противодействуют этому процессу).

Наиболее часто материалы о "коррупции и криминалитете" появляются в средствах массовой информации Германии, Франции, Италии, Швейцарии, Польши, Швеции. В США публикация таких материалов более "волнообразна", причем гребни волны примерно соответствуют графику проведения важнейших российско-американских встреч.

Критика в адрес российской экономики

Односторонние, в большинстве своем, материалы о политике России в западных СМИ дополняются описаниями российских деловых кругов, также несущим преимущественно негативный заряд. Наибольшее внимание привлекают банки, промышленность и внешнеэкономические проблемы, подлежащие разрешению средствами внешней политики. Обвинения со стороны западных СМИ, высказываемые в адрес крупных российских банков, сводятся к использованию в качестве первоначального капитала "денег КПСС", отсутствию каких-либо гарантий по вкладам, а также к тесному сотрудничеству с организованной преступностью. Также многие публикации негативного характера в западных СМИ связаны с вопросами эффективности управления и с естественными монополиями. При этом первое место (до 40% сообщений) занимают материалы по наиболее привлекательному с инвестиционной точки зрения нефтегазовому комплексу. Особый упор делается на проекты с участием крупных западных и транснациональных корпораций (освоение новых регионов добычи, конкретные проекты типа Тимано-Печорского, Сахалин-1, Сахалин-2, строительства магистральных трубопроводов, в том числе подводных типа "Голубого потока").

Второе место занимают материалы по крупнейшим экспортерам - производителям стратегического сырья (Норильскому никелевому комбинату, Красноярскому алюминиевому заводу и т.д.). Многие из этих публикаций преследуют не стратегические цели формирования в общественном сознании соответствующих образов, а исключительно краткосрочные цели формирования конъюнктуры.

Определенная часть негативных материалов о России посвящается спорным внешнеэкономическим вопросам, позиции России по которым представляются юридически выигрышными. Это проблемы собственности бывшего СССР за рубежом, долгов странам "третьего мира" и Парижскому клубу, возвращение России ее золотого запаса (в частности, из Японии). Принципиально, что во всех случаях максимальная интенсивность негативных публикаций приходится именно на те немногие сферы экономики, в которых у России не просто хорошие, но реально предпочтительные позиции.

Аналитики как жертва СМИ

Наибольшее значение при складывании стереотипов восприятия России за ее пределами имеют СМИ, непосредственно формирующие общественное мнение и поставляющие значительную часть первичной информации исследователям и политикам. В России действуют журналисты из более чем 200 газет и журналов почти из 130 стран мира, представители свыше 50 радиостанций, при МИД РФ аккредитованы 3 международных телевизионных агентства и 42 телекомпании. Кроме того, в России работают свыше 300 съемочных групп специальных корреспондентов.

Основная масса негативных публикаций готовится авторами, не работающими в России на постоянной основе и пользующимися материалами кратких командировок в страну или материалами информационных, в том числе специальных служб. Материалы постоянно аккредитованных в России корреспондентов отличаются гораздо большей сбалансированностью.

На формирование образа России значительное влияние оказывают разнообразные аналитические материалы, касающиеся практически всех сфер человеческой деятельности. Ведущие исследовательские центры развитых стран подготавливают и публикуют доклады о России, оказывающие влияние на общественное мнение, деловые и политические круги. Лидерами по публикациям такого рода стали Германия и США.

Присутствие подобных аналитических центров в России неуклонно расширяется. Наиболее эффективно в этом плане действует Фонд Карнеги, московское отделение которого подготавливает материалы, большинство которых носит серьезный и весьма взвешенный характер.

Однако относительное уменьшение финансирования исследований по России приводит к тому, что многие специалисты, находясь вне России, становятся заложниками новостей и комментариев, поставляемых западными СМИ.

"Пятая колонна"

Важно понимать, что негативные публикации активно используются и для изменения политического баланса сил внутри России, причем по меньшей мере часть их поддерживается российскими же политиками, стремящимися добиться сиюминутных выгод при помощи активной критики России за рубежом и выноса внутренней политической борьбы "на внешние арены". Активные информационные операции, осуществляющиеся через западные СМИ, сохраняют исключительную эффективность и поэтому представляют исключительную опасность для политической стабильности России.

Неблагоприятно также то, что практически все последние годы основные политические и экономические форумы за рубежом (Давос, Кран-Монтана, Зальцбург и др.) проходят под знаком "внутрироссийской конфронтационности", когда одна сторона пытается представить оптимистическую картину подъема и процветания, а другая обещает в самое ближайшее время очередную общенациональную катастрофу.

Для бизнесменов это является убедительным свидетельством того, что политическая составляющая инвестиционного климата России весьма далека от благоприятной.

В этой связи стоило бы подчеркнуть, что, например, нормы парламентской этики и политические традиции подавляющего большинства стран не позволяют законодателям критиковать своего президента, своих политических оппонентов или положение дел в стране при публичных выступлениях во время зарубежных поездок.

К факторам, способствующим подрыву репутации России, следует отнести также традиции публичной дискредитации российских руководителей в ходе их замены. Наиболее наглядный пример такого рода, получивший отражение в СМИ Запада - кампания по дискредитации бывшего Министра финансов, вице-премьера А. Лившица, которая началась в России еще тогда, когда он был на своем посту и весьма успешно решал вопросы размещения "евробондов" на западных финансовых рынках. Политические и деловые представители Запада не раз выражали недоумение по поводу подобных приемов.

Весьма опасным с точки зрения подрыва доверия к России и ее деловым кругам являются попытки переноса российской практики "войны компроматов" против конкурентов на международную арену. При этом российские деловые структуры иногда пытаются использовать для дискредитации конкурентов не только зарубежные СМИ, но даже и спецслужбы иностранных государств.

Если в России практика публичной компрометации конкурентов с моральной точки зрения наносит вред прежде всего тем, против кого она направлена, то использование в этих целях зарубежных СМИ имеет качественно более негативный эффект.

Любые подобного рода материалы самым серьезным образом подрывают доверие, прежде всего, к российскому бизнесу, ухудшают привлекательность России для инвесторов, содействуют понижению стоимости активов всех российских корпораций.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'PR и СМИ' (архив темы):
Константин Крылов, Консерватизм с человеческим лицом /22.01/
Консерватизм - это не столько "патриотизм минус экстремизм", сколько "патриотизм плюс хорошие манеры". Российская консервативная пресса: "Литературка", "Новый Мир", "Русский Дом" и ностальгисты по Совку "гагаринского разлива".
Александр Дугин, СМИ и терроризм /09.01/
Сочетание глобальных устремлений СМИ с национальными интересами России достижимо: надо все наши СМИ заставить работать так, как работает "Аль-Джазира".
Ольга Мальцева, PRоблемы юга России /19.12/
Краснодарские пиарщики, прошедшие стажировку по президентской программе, работают эффективнее московских - по крайней мере, в самом Краснодаре.
Роман Муравецкий, Два взгляда на место современных российских СМИ в системе социальных онтологий /21.11/
Все политические журналисты (со времен Э.Форчеллы) знают, что пишут исключительно для полутора тысяч читателей, активно участвующих в политической жизни.
Ольга Мальцева, Мастодонты-убийцы /20.11/
Нынешняя мода на пиарщиков-"мастодонтов" (на крупные PR-конторы) грозит не только исчезновением "свободного креативщика", но и исчезновением самой профессии политтехнолога.
 И. Георгица
И. ГЕОРГИЦА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: