Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20030130-tish.html

Меньшинства: меняющийся мир и рамки конвенции
О докладе консультативной комиссии по Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств "Мнение о Российской Федерации"

Валерий Тишков

Дата публикации:  30 Января 2003

Хотя никто не дал удовлетворительного ответа на вопрос, что есть меньшинства, все знают о существовании данного предмета как субъекта истории и политики, а также как предмета научных и общественных дебатов. Почти общепризнанным является то, что у меньшинств есть некие "базовые потребности", вытекающие из этого права, и меньшинства нуждаются в защите. Бывший Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств Макс ван дер Штул однажды заявил, что "он не знает, что есть национальные меньшинства, но зато может точно сказать есть или нет эта проблема в том или ином месте или в стране, где ему приходится бывать". Совет Европы настолько уверен в существовании данной категории населения и в том, что она нуждается в защите, что принял "Рамочную конвенцию по защите национальных меньшинств". Государства-члены ее ратифицировали и каждый год предоставляют отчеты о выполнении конвенции, а специальная комиссия в Страсбурге наблюдает за ее исполнением.

Примерно год назад, в феврале 2002 г. члены этой комиссии посетили Россию с целью собрать информацию о выполнении конвенции от представителей правительства, общественных организаций и из других источников. На первый день своего пребывания группа попросила о встрече со мной, видя в Институте этнологии РАН один из основных источников точной информации об этнокультурных проблемах России. Это была любопытная встреча, ибо меня поразила вера членов комиссии в высшую правоту конвенции и в обозначенный этим документом миссионерский мандат. Тогда мне подумалось, что у этих ребят, главным образом выходцев из стран Восточной Европы, будут проблемы с написанием справки по России, а у России могут быть проблемы с восприятием того, что будет написано в справке.

Однако обнародованный в конце 2002 г. доклад о выполнении конвенции Российской Федерацией оказался лучше, чем я ожидал. Авторы обошли слабые места самой конвенции и смогли сформулировать некоторые замечания и рекомендации, которые станут доступны российскому классу управленцев и, возможно, даже будут приняты к исполнению, как того требует порядок членства в Европейском сообществе. Тем не менее, требуется анализ этого доклада как в целях возможной имплементации международно-правового документа на территории России, так и в целях назревшей ревизии так называемой политики меньшинств и одного из поздних порождений этой политики в виде самой Рамочной конвенции. Это, на наш взгляд, одна из ведущих тем международной политики наступившего десятилетия, хотя профессиональных дебатов по данной проблеме до сих не состоялось. В зарубежной науке господствует двойной стандарт и амбивалентный язык: один для себя, другой - для других. Российская научная экспертиза в этой сфере откровенная слабая и прилично устаревшая.

1. Методологическая слабость конвенции и политизированность доктрины меньшинств

Сама доктрина меньшинств с момента ее рождения в начале ХХ в. была политизированной, а с научной точки зрения - уязвимой. Рождение и существование теории и политико-правовой практики меньшинств было связано с проблемой существования различных форм неравенства людей, основанных на этнических, религиозных, расовых и языковых различиях. Таким образом, фактор неравенства и приниженного статуса, а также групповая принадлежность стали отличительной маркой проблемы меньшинств, в отличие от схожих проблем прав человека или социальных доктрин. И все же в сфере правовой протекции проблема меньшинств всегда воспринималась как проблема человека-личности, связанная с принадлежноcтью к группе, а не как проблема группы как таковой.

Именно поэтому аналогичная и более ранняя декларация ООН в своем названии имела формулу "о правах личностей, принадлежащих к языковым, расовым, этническим (национальным), религиозным меньшинствам", а не о правах меньшинств как таковых. Европейская Рамочная конвенция нарушила это важный принцип и предложила мыслить меньшинства в категории группового права - одного из самых спорных и трудно исполнимых концептов. Кроме того, добавленные в свое время в перечень "национальные" меньшинства (как восточно-европейский аналог общепринятой категории "этнические меньшинства") вдруг стали единственными субъектами конвенции, что имеет серьезные политические и другие цели и последствия, о чем речь пойдет ниже.

Ситуацию несколько спасает само понятие "рамочности", но международный опыт подсказывает, что и рамочный международно-правовой документ может превратиться в орудие жесткого давления на государства-участников и на других действующих субъектов права. Ссылки на неисполнение тех или иных международных конвенций, даже если они изжили себя или изначально были глупыми, служат современным геополитическим соперничествам и тому, чтобы отыграться по отношению к более слабому или чтобы ослабить сильного.

Главный недостаток европейской конвенции - это дальнейшее закрепление несостоятельной идеологии и бытового мышления, что существуют группы меньшинств как коллективные тела, как своего рода реестр компаний со списками персонала и акционеров. Более того, инспектирующие по поводу соблюдения конвенции настаивают на необходимости иметь в стране список таких меньшинств и сокрушаются, когда такого списка нет. В частности, в докладе по России говорится: "Консультативная Комиссия отмечает, что Российская Федерация не установила список национальных меньшинств, и страна не имеет твердой позиции, какие именно группы должны попадать под действие конвенции или какое определение национального меньшинства должно использоваться". Комиссию и стоящую за ней идеологию больше устраивает ситуация, когда сугубо по политическим причинам автохтонное (в худшем случае - старожильческое) население государства фактически насильственно категоризуется как меньшинство, как это было поспешно и достаточно иезуитски сделано в ряде постсоветских государств сразу после распада СССР и при горячей поддержке западноевропейского сообщества.

Никто и никогда в ОБСЕ или в Совете Европы не поддержал бы идею и решение считать меньшинствами шотландцев и ирландцев в Великобритании или шведов в Финляндии, ибо данные группы рассматриваются как равнообщинные сообщества в рамках существующих британской и финской наций и считаются частью так называемого "основного населения" (core population), а не "национальными меньшинствами", если пользоваться языком самой Рамочной конвенции. Зато в Украине, Латвии и Казахстане, где этнические русские составляли на момент распада СССР не менее трети населения, а более широкая категория русскоязычного населения (язык, кстати, должен также считаться основой для выделения групп защиты) вообще составляла большинство населения, общими усилиями, при некомпетенции и растерянности местных акторов, все это население было зачислено в "национальные меньшинства" (видимо, как "сколок" от "русской нации").

Местные этнонационалисты (украинские, латышские, казахские и другие), их европейские партнеры и другие геостратеги, демонтировавшие "советскую империю" и панически боявшиеся русского фактора как такового, предпочли вывести русских и русскоязычных из понятия "основного населения" и опустить их в категорию меньшинств или даже неграждан (фактически половину населения Латвии нельзя было назвать меньшинством и легче, хотя и абсурдно, было просто лишить его даже возможности считаться меньшинством). Ирония в том, что даже после 12 лет насильно навязанного статуса меньшинства огромных усилий по защите людей в рамках этого статуса, уже сформировавшегося интереса быть меньшинством как клиентом внешней защиты и поддержки со стороны России и международных защитных структур, русские не являются, не ведут себя и не воспринимаются самим населением как меньшинство. Скорее чаще казахи, украинцы и латыши ощущают и ведут себя как бывшие советские меньшинства, что выражается в продолжающемся пестовании прошлых травм, подчеркивании своей малости или культурно-языковой уязвимости, в поиске большого внешнего врага, в болезненном восприятии критики и т.п. С точки зрения социально-культурной антропологии, а не демографических калькуляций, русские не являются меньшинствами в вышеупомянутых странах и все меньше таковыми становятся. Их наиболее вероятная и спасительная для самих независимых государств перспектива - это утверждение государственной доктрины о народах-партнерах и отстаивание статуса равнообщинных государств. Кроме Казахстана (более высокая рождаемость среди казахов и высокий уровень эмиграции русских), демографическая ситуация также на стороне этой тенденции.

Рамочная конвенция намеренно (или по научной и политической наивности) держит данную категорию постсоветского населения в статусе меньшинств, дабы не допустить реинкарнации СССР и посильнее дистанциировать новые государства от России. Нелогичность и консервативность европейской политики меньшинств (именно поэтому она используется только в восточном направлении!) особенно наглядно проявляется в том, что язык президентов и парламентов, и даже язык бизнеса и язык улицы остаются во многом языком объявленного меньшинства. Продолжающееся по узко-националистическим и одновременно по геополитическим причинам непризнание официального статуса основного языка большинства населения для постсоветских государств (Белоруси, Латвии, Молдовы, Киргизии, Казахстана) и значительной части населения других стран бывшего СССР наносит огромный вред прежде всего самим этим государствам. Это все равно что во многих странах Азии и Африки лишить английский, французский или голландский языки статуса государственного языка и объявить его языком меньшинств. Более демодернизирующую диверсию придумать было бы трудно. Однако именно такая долгосрочная диверсия осуществляется через идеологию и политику меньшинств в постсоветских странах. В будущем Казахстану, Киргизии, Молдове, Украине, Латвии, Эстонии еще придется иметь дело с накопленными обидами и настроением реванша, которые будет исходить от казахстанцев, латвийцев и других жителей этих стран русского этнического происхождения. Ныне они пока не способны отстоять свои статус и интересы, пребывая под "надежной защитой" в изоляционной камере "национального меньшинства".

В равной мере плохую услугу оказывает этой части постсоветского населения и российская политика, и наука, увлеченная "диаспоризацией" нового зарубежья. Как русские в статусе меньшинства в Украине, Латвии и Казахстане являются абсурдом, так же не в меньшей степени абсурдно называть их диаспорой. Повторяю еще раз: единственная адекватная с международно-правовой и социально-культурной точки зрения категоризация русского и более широко - русскоязычного населения в постсоветских странах - это отнесение его к основному населению страны своего давнего проживания, своего гражданства и своей лояльности. Этими формами идентификации обладает большинство представителей данной категории населения, хотя многие активисты или жертвы грубой дискриминации и насилия вынуждены обращаться в европейскую контору жалоб под названием "комиссар по делам меньшинств", в российске органы власти или к крайним русским националистам.

Кстати, Россия может оказывать в этих случаях покровительство и поддержку таким людям и группам без обязательной категоризации их как "соотечественники" или "диаспора". В отношении поддержки русского языка и культуры, то это уже почти негласное международное обязательство России как главного производителя одной из четырех-пяти мировых языковых культурных систем. Хотя обучать русскому языку, поддерживать и развивать русский язык - язык своих налогоплательщиков - это прежде всего обязанность тех государств, которые получают с русскоязычных свои налоги.

Знать и понимать эту подоплеку ныне казалось бы базовых международных норм и деклараций относительно политики меньшинств необходимо, чтобы эффективно взаимодействовать по данным вопросам, чтобы кое-чему учиться у наших европейских партнеров и кое-чему учить их и переучиваться самим. Какова в этом контексте ситуация в Российской Федерации?

2. Меньшинства как ситуация: российский и мировой контексты

Мне представляется, что отход Рамочной конвенции от принципа приоритета личностного права в пользу права не устанавливаемого субъекта является ошибочным, и этот подход должен быть исправлен. Меньшинства - это прежде всего ситуация приниженного положения части общества, обусловленная факторами культурной отличительности от доминирующей в данном обществе культуры. Правящее этническое меньшинство, как это имеет место на уровне ряда региональных сообществ в России, является только статистическим меньшинством и не может быть субъектов конвенции. В данной ситуации защиты требуют лица, принадлежащие к численно доминирующей, но политически недопредставленной и даже притесняемой культуры. Именно они находятся в ситуации меньшинства. Одним из многих примеров может быть Дагестан, который представляет собою "страну меньшинств", ибо ни одна этническая группа не имеет полного контроля над властью и ресурсами. Но самыми "страдающими" в этой республике являются представители самой большой группы населения - этнические русские, которые за последнее десятилетие были вынуждены покинуть территорию республики, а также так называемые "двойные меньшинства" - представители самых малых, официально непризнанных (не включенных в официальный список Правительства РД и утвержденных закрытым постановлением Правительства РФ!) народов и культур, которых уже десятилетиями насильственно зачисляют в другие (например, дидойцы, андийцы, арчинцы и другие).

Кроме того, распространенной является ситуация, когда представители той или иной этнической общности в рамках регионального сообщества составляют большинство, причем господствующее большинство, и даже осуществляют политику притеснения представителей местных малых культур, но на общенациональном уровне данная культура или общность могут рассматриваться как меньшинства. В этом контексте, самый расширительный ответ на вопрос "кто есть этнические меньшинства в России?" будет состоять в признании меньшинствами всех представителей нерусских народов, ибо только этнические русские составляют подавляющее демографическое меньшинство. Собственно говоря, из этого общего подхода исходит ОБСЕ и ее комиссия, инспектировавшая Россию. Этот подход приемлем, но он требует двух уточнений.

Во-первых, в Российской Федерации конституционно установлена форма этнотерриториальной автономии для всех основных нерусских народов со многими важнейшими атрибутами государственности и высоким уровнем самоуправления и федерального представительства. Это бесспорное достижение недостаточно отмечается в докладе комиссии и принимается как данность, хотя в большинстве стран мира территориальная форма внутреннего самоопределения для меньшинств не признается, а сама Рамочная конвенция это вопрос деликатно обходит.

Во-вторых, большинство российских меньшинств, имеющих автономии в форме республик (государств) или автономных округов и национальных районов, предпочитают считать себя самостоятельными нациями и не считают себя меньшинствами, для которых обычно устанавливается только экстерриториальная национально-культурная автономия.

Комиссия справедливо признала, что в нашей стране имеется традиция негативного восприятия самого термина "национальное меньшинство" со времен бытования "нацменов" в бытовом языке. Кроме того, большинство нерусских народов прошло своего рода языковую "национализацию" и обучено категоризовать себя в качестве нации, а не как меньшинства. Все это не исключает самой возможности представителям данных групп быть бенефециариями конвенции по правам меньшинств, но не означает, что сами эти группы должны назваться меньшинствами. Доклад комиссии отмечает как позитивный именно инклюзивный (открытый, незауженный) подход России к самому субъекту, на который распространяется действие конвенции. "Представляется, что федеральные власти готовы применять Рамочную конвенцию также в отношении меньшинств, которые относительно недавно прибыли в Российскую Федерацию, а также обеспечить негражданам, принадлежащим к таковым группам, возможность обращаться к защите в рамках данной конвенции". Однако дальше следует примечательная оговорка: "Этот подход следует приветствовать в той мере, насколько он используется в соответствии с принципами, содержащимися в статье 3 Рамочной конвенции". Речь идет о том, что национальный суверенитет и принцип гражданства являются основными по отношению к проблеме меньшинств.

Собственно говоря, за всем этим таится скрытая и возможно даже не осознаваемая полемика между Россией и ОБСЕ, которая сводится к тому, что наша страна готова распространять деятельность конвенции на все недоминирующие группы: от вынужденных мигрантов до представителей коренных малочисленных народов Севера. ОБСЕ в принципе занимает такую же позицию: в категорию меньшинств должны попадать и неграждане, имеющие культурную отличительность и вытекающие из этого особые запросы и некоторые права. Однако это может поставить в трудное положение как западноевропейские страны, так и некоторые страны бывшего СССР (Латвия и Эстония), которые намеренно и обманной казуистикой вывели часть населения, принимавшую участие в создании нового государства, из категории граждан страны, попытавшись тем самым снять ответственность за исполнение мер по поддержке и защите культуры и языка, а также по политическому представительству этой части населения своих стран. Европа в свое время дала добро на акцию выведения из гражданства доброй половины населения двух постсоветских государств. Поздние усилия Макса ван дер Штула в рамках защиты прав меньшинств принесли крайне скромные результаты

Другим отступлением европейцев от мировой нормы стала измененная формулировка субъекта конвенции: им стали не лица, принадлежащие к языковым, этническим, религиозным и расовым меньшинствам, а "национальные меньшинства". Почему "национальные" и почему никакие другие? Только в восточно-европейской и в советской традициях было использовать термин "национальный" в этническом смысле. Поскольку территориальные контуры этнонаций не совпадают с государственными границами, то "национальными меньшинствами" считались и до сих пор считаются часть людей, проживающая за пределами государств основного проживания этнически родственного населения (венгры за пределами Венгрии, поляки за пределами Польши, турки за пределами Турции). Под этим же термином со временем стали понимать любые другие группы меньшинств, большинство которых пользуется самокатегоризацией, а значит, имеет статус нации.

Что имела в виду ОБСЕ, создавая верховного комиссара, или Совет Европы, принимая Рамочную конвенцию, не очень ясно. Однако предложения представителей Венгрии и Турции, озабоченных "разделенностью наций" и плохо обученных современному обществознанию, были, тем не менее, приняты. Вместо этнических, языковых и религиозных появились национальные меньшинства. Это позволяло канализировать внимание и деятельность ОБСЕ и Совета Европы в направлении тех стран, где признается данная дефиниция и данная категория населения. Поскольку в Великобритании, Испании, Франции или Финляндии национальных меньшинств нет (по крайней мере, в общественно-политическом дискурсе), а есть равностатусные общины и народы или языковые и религиозные меньшинства, или мигрантские общины, то и делать ОБСЕ здесь было нечего. Ван дер Штул занимался все свои годы службы Венгрией и Югославией, Латвией и Эстонией, Украиной (Крымом) и совсем немного - Казахстаном и Киргизией. В Западную Европу (Тироль, Корсика, Ольстер, Страна Басков и т.д.) его не пустили.

3. Совет Европы и ОБСЕ о российских проблемах и недостатках

Доклад по России касается проблемы списка национальностей в связи с переписью населения 2002 года. Признается целесообразность составления такого списка индивидуальных "этнических происхождений" для получения адекватной переписной информации, но говорится, что не все представители власти и другие вовлеченные в процесс переписи понимают сугубо добровольный принцип получения ответа на этот вопрос. Пункт 28 доклада заслуживает полного цитирования, ибо касается Института этнологии и антропологии РАН: "Консультативная комиссия в курсе разногласий, которые возникли вокруг проекта списка категорий этнического происхождения, который был подготовлен для переписи в Институте антропологии и этнологии. Эти разногласия касаются особенно некоторых предложений указанного института включить некоторое число категорий этнического происхождения, которые не были включены в аналогичный список последней советской переписи 1989 г. Консультативная комиссия полагает, что, хотя и не следует создавать искусственные группы, особое внимание должно быть обращено на вопрос, существуют ли лица, которые стремятся добиться признания их отдельной идентичности в ходе проведения переписи. Поэтому комиссия поддерживает продолжение консультаций по этой проблеме, включая участие представителей самих этих меньшинств. В то же самое время консультативная комиссия считает, что однажды определенный вышеупомянутый список не должен трактоваться как единственный фактор в определении, какие группы меньшинств подпадают под действие Рамочной конвенции и поэтому могут искать поддержку согласно статье 5 Рамочной конвенции".

Думается, что это высказывание является вполне приемлемым и даже полезным уже и после переписи. Ибо нарушением конвенции было бы продолжать руководствоваться секретным постановлением Правительства РФ о том, какие народы Дагестана считать малочисленными и подпадающими под действие закона о коренных малочисленных народах. В этом постановлении были перечислены все самые крупные 14 народов республики, включая русских, но не были названы ни один из двух десятков действительно малочисленных дагестанских народов. Перед самой переписью руководство Дагестана снова выступило с той же позицией непризнания и исключения, что противоречит международным нормам и социально-культурным реалиям, когда на моем рабочем столе лежат петиции нескольких тысяч тех же дидойцев с требованием признать их отдельным народом в ходе переписи.

Институт этнологии и антропологии РАН совместно с ОБСЕ готов специально проконтролировать реализацию этой рекомендации при подведении итогов переписи. Что касается "искусственных групп", то это стало дежурным реверансом в адрес крайних националистов. Искусственно из ничего групповую этническую идентичность сконструировать очень сложно, хотя и таких случаев было более чем достаточно. Волевые и другие воздействия - такой же фактор возникновения группы, как и некие "естественные процессы".

Нам было важно читать в докладе комиссии решительную поддержку отказа от процедуры фиксации этнической принадлежности в гражданских паспортах и призыв завершить обмен старых советских паспортов до 2004 года. В тоже время комиссия считает, что можно создать какую-то новую систему, которая позволяла бы жителям страны фиксировать их этническую идентификацию. В этой связи доклад поддерживает возможность паспортных вкладышей на языках титульных групп в республиках, а также запись этнической принадлежности в свидетельствах о рождении. "Если последнее будет на строго добровольной основе и если будет сохраняться возможность изменить или удалить данную запись вообще по желанию самого человека".

Выскажу свое несогласие не только с самим предложением подобной записи, но и с тем, как это все трактуется. Во-первых, в России в свидетельство о рождении могут по желанию записать национальность родителей, а не самого новорожденного, ибо человек рождается без этничности. Во-вторых, эта запись может говорить об этническом происхождении, но не об этнической принадлежности. В-третьих, такая запись противоречит другим международным и европейским нормам, запрещающим в гражданских документах определять этническую принадлежность, а также противоречит и Конституции России. Наконец, реализовать эту рекомендацию просто невозможно физически. Зачем человеку ходить в какие-то государственные учреждения и исправлять или вытирать в своем свидетельстве о рождения запись собственной национальности, которую сделали его родители при рождении младенца? На этом примере следует сделать вывод, что нужно быть осторожнее с рекомендациями ОБСЕ или Совета Европы: некоторые из них могут быть некомпетентными или сугубо политизированными.

Доклад комиссии вполне справедливо указывает на некоторые существующие проблемы, и высказанные замечания и рекомендации должны быть учтены и могут быть исправлены.

Первое - это замечание в адрес властей Татарстана и Башкирии и других республик в том, что в них большое и основное внимание уделяется поддержке культур и прав так называемых "титульных наций", но недостаточно уделяется внимания другим группам населения, которые имеют свои отличительные этнокультурные запросы (например, татары в Башкирии или мордва и марийцы в Татарстане).

Второе - это ограничения, которые испытывают с пропиской и получением всей полноты прав месхетинцы в Краснодарском крае. Давно назревшая проблема, которая может и должны быть разрешена предоставлением гражданства и снятием всех ограничений для 15 тысяч россиян, переселившихся в этот край еще до распада СССР. Переселение месхетинцев в Грузию неосуществимо, и другого решения этой проблемы не существует.

Третье - это вопросы обучения и преподавания языков дисперсно расселенных меньшинств (корейцы, цыгане, греки, немцы, евреи и другие), а также некоторых языков тех "титульных групп", где они имеют слабые позиции в "своих" республиках (коми, карелы, удмурты). Федеральный центр вместе с некоторыми региональными властями может наладить языковые радиопередачи и выпуск учебников и литературы. Нужен федеральный телеканал с передачами на нерусских языках. Хотя бы, для начала, на языках крупных нерусских народов.

Четвертое - это замечание в отношении существующей дискриминации цыган. В России положение представителей этой группы лучше, чем в других странах. Тем не менее, замечание справедливое и имеет прогностическое значение. Внимание в цыганам в стране несколько ослабло. Имеются случаи насилия в отношении цыганских групп или отдельных семей, особенно на юге России. Нужна программа поддержки цыганской культуры и языка. Это будет встречено очень положительно в остальной Европе, где проблема цыганских меньшинств является одной из главных.

Наконец, сделано замечание о расширении участия представителей национально-культурных автономий в процессе принятия политических и государственных решений. Здесь кое-что сделано, но, видимо, не было доложено комиссии (Совет при правительстве РФ, Межнациональное совещание при Правительстве Москвы, региональные этнические советы в ряде субъектов и т.д.). Но в этом плане еще можно кое-что сделать.