Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Россия и Украина / Политика / < Вы здесь
"Волшебные слова" "великой дружбы"
Год Украины в России и Год России в Украине как пример неэффективного государственного PR

Дата публикации:  3 Февраля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

При советской власти в Москве, столице нашей (и не только нашей) родины, время от времени проходили такие забавные "декады национальных республик" - УССР, БССР, МССР, АзССР, ЭССР, КазССР и даже РСФСР. Тогда, правда, в них не ощущалось ничего забавного: казалось, за каждой акцией, за каждым "сборным" концертом, за всеми шароварами, балалайками и узбекскими халатами вместе взятыми стоят ложные нарративы, тотальная фальшь системы, тупой официоз, пропагандистский PR, призванный иллюстрировать наличие "дружбы народов" и создание универсальной надэтнической советской идентичности. Теперь все те некогда страшные вещи выглядят ну в самом что ни на есть прекрасном розовом цвете, подобно воспоминаниям детства...

Год Украины в России, как и ответный, России в Украине, по заявлениям организаторов, направлен на взаимопонимание, упрочение связей, дружбу между народами и прочие "гуманистические" ценности. Конечно же, организаторы молча подразумевают и ценности более осязаемого характера: газовая труба, нефтеперегонные заводы, геостратегические интересы, политическое будущее каждого из них. Но в их, организаторов, подсознании, несомненно, присутствует еще один важный мотив: тоска по универсальной культурной парадигме, узость мононационального культурного модуса. То есть установка, отсылающая к имперскому типу мышления, что само по себе симптоматично.

Год Украины в России, 2002-й, проходил на фоне серьезного ухудшения реальных политических и экономических отношений между двумя странами: ощутимое снижение товарооборота, торговые, таможенные и "квотные" войны, декларации о евроатлантической интеграции Украины, возобновление темы базирования Черноморского флота РФ в Севастополе, новые административные сложности для пребывания граждан Украины на территории России и т.д., поэтому многими он был воспринят как пропагандистская "дымовая завеса", за которой просматривалось реальное охлаждение отношений двух стран.

Московской публике он запомнился несколькими событиями: съездом выходцев из Украины в декабре 2001 года, летним нелепым "шоу вареников", днями нескольких украинских областей в Москве, "бенефисом" аккордеониста Яна Табачника, открытием павильона Украины на ВВЦ. Из элитарных мероприятий вспоминается презентация двух переведенных на русский язык романов Юрия Андруховича. Вот, собственно, и все. Да, ну и конечно же - вечный Кобзон по поводу и без повода, с Таисией Повалий (певица, прозванная не очень добрыми языками "the best voice of Ukraine") и без. Отдельное спасибо, что Поплавского догадались не привезти (этому поющему эксклюзиву, депутату Верховной Рады, ректору Киевского института культуры и кич-мейкеру нет аналога даже на обочине российского культурного процесса).

Как правило, такого характера "декады", "месячники дружбы", а тем более - "года" имеют хотя бы минимальную, плохенькую PR-поддержку по радио и на телевидении: какие-то недели национального кино, показы исторических передач, документальных фильмов, концертов и т.п. Вспомнить нечто в связи с Годом Украины по российскому телевидению сложно, освещение этого события было на удивление скупым.

Кстати, совпало, что именно в 2002 году "накрылись" многие украинские гуманитарные проекты в Москве: фактически перестала существовать украинская книжная лавка в Культурном Центре Украины на Арбате (ее предшественник - магазин "Украинская Книга" - возник еще при Сталине), стали призрачными перспективы развития школ с углубленным изучением украиноведческих дисциплин, по созданию полноценной украинской библиотеки (с 1989 года таковая в Москве существовала - в статусе отдела различных районных библиотек, но отсутствие понимания, а нередко и прямое противодействие со стороны московских властей отняли креативную энергию даже у энтузиастов этого проекта). Мечта о периодической украинской газете в России, подобной тем, что есть во всех странах с украинской диаспорой, видимо, навсегда пребудет в области запредельного.

Год Украины в России был нацелен на создание благоприятного имиджа Украины в российском общественном и политическом сознании. Тем не менее, самой Украине он принес больше вреда, чем пользы: чаще всего эксплуатировались культурные коды, отсылающие к "шароварной" составляющей "украинства": сало, "горилка", те же вареники, транссексуал по имени Верка Сердючка. Более репрезентативные бренды - братьев Кличко, Шевченко (футболиста, не поэта), популярных в молодой среде "Вопл╗в В╗доплясова" и "Океана Ельзи" √ "светились" значительно реже.

Понятно, что при таком культурном "балансе" образ Украины пострадал катастрофически - теперь Украина в России не интересна никому. Вот разве что у крупного бизнеса интерес остался, но не к самой Украине как таковой, а к еще недоприватизированным заводам, к Ильичевскому порту, к газопроводу...

Похоже, такая же судьба ожидает и Год России в Украине.

И если экономическая составляющая "вечной дружбы"-2003 прозрачна и предсказуема ("мягкая" приватизация Украины, газовый консорциум и т.п.), то его культурная, гуманитарная стратегия пока кажется абсолютно непредсказуемой. В принципе, русская культура имеет три имиджевых обличия: первое - русская культура как культура Толстого, Достоевского, МХАТа, Большого театра, Сокурова, Алексея Германа, если угодно, то есть "высокая" культура, признанная во всем мире. Второе: русская культура как великорусская этническая культура: Русланова, Зыкина, Бабкина, Кадышева, Ансамбль гусляров, хор им. Пятницкого и, кстати, Кубанский казачий хор с полным репертуаром "кубанских" народных песен (типа "Розпрягайте, хлопц╗, кон╗"). Третье: русская культура как русскоязычный масскульт - культура Пугачевой, Киркорова, Меладзе, Бориса Моисеева, Наташи Королевой, Кобзона, "Ментов", "Убойной силы", Мариниой, Дашковой, а также останкинского телевидения. По своему генезису это три различные культурные явления (украинская культура "устроена" иначе, внутренне она более цельная), все они в разной степени присутствуют в украинском культурном и информационном пространстве. Михаил Швыдкой ("быстрый", "скорый" - укр.) прояснил ситуацию: русскоязычной "попсе" не нужен админресурс - она приедет в Украину и безо всяких потуг на госуровне, иное дело - русская академическая культура, чаще всего такая же нищая, как и украинская.

При большом желании специалисты, занятые в этом вопросе, в течение 2003 года могут, используя определенный баланс доминирующих культурных кодов, существенно подкорректировать имидж современной России в сознании украинцев - что никак бы не повредило.

Но если стратегию Года России будут планировать люди, не понимающие реальной политической и гуманитарной ситуации в Украине, если они будут действовать по привычным шаблонам (например, "продавливать" в рамках Года статус русского языка, наращивать экспансию российского телевидения и СМИ на украинский рынок, заниматься каким-нибудь неумным популизмом), то и без того одиозный для нынешнего украинского политического сознания образ России приобретет еще больше негативных черт.

Если же подойти к собственному позиционированию более тонко и преподнести этот образ с неожиданной стороны, то можно хотя бы частично преодолеть доминирующее в Украине стереотипное представление о России как об экссверхдержаве-неудачнике, пытающейся самоутвердиться за счет "избиения" Украины. Но среди тех, кто в России занимается государственным геокультурным PR-ом, очень мало специалистов, умеющих работать с технологией "остранения". А если учесть, что стратегию Года России с обеих сторон определяют те же структуры и примерно те же люди, что делали Год Украины в России, то причин для оптимизма в принципе быть не может - судя по заявленным намерениям, по-настоящему значимых событий будет немного.

Но вот что интересно: если верить некоторым слухам, на одной из прошлых встреч в 2002 году Путин и Кучма согласовали крайне интересную и неожиданную акцию - строительство силами России необычного православного храма. Где-то в Крыму, на Южном берегу (точное место держится в секрете), в течении полутора-двух лет должен возникнуть деревянный (это, видимо, концептуальный, а потому принципиальный момент) храм огромных размеров, причем в стиле украинского казацкого барокко. Организаторы строительства, похоже, хотят позиционировать Крым не просто как "мост дружбы" - это уже достало, но как "ворота православия" для обеих стран.

Но по завершении украинско-российских годов праздник, судя по всему, никуда не уедет. Некоторые влиятельные особы уже проговорились в том смысле, что сейчас планируется третий акт "вечной дружбы": в 2004 году, когда состоятся выборы и российского, и украинского президентов, как специально - исполняется 350 лет со дня Переяславского договора. В советские времена, 50 лет назад, когда машина государственного PR работала куда как лучше, был найден ключевой концепт украинского советского исторического модуса и российско-украинских отношений: "воссоединение" (его приписывают академику Борису Рыбакову). Не "соединение" или "присоединение", не "протекторат" или "военный союз", а именно "вос-соединение".

Впрочем, кажется, уже давно понятно: главная проблема в отношениях России и Украины лежат не в области гео- и просто политики, экономики или гуманитарных разногласий, а в области политической психологии, имиджелогии, креации универсальных смыслов, адекватного взаимного позиционирования и т.д. Иначе говоря, поиск "волшебных слов" вновь становится актуальным.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Россия и Украина' (архив темы):
Василий Руссер, Украина: геополитические итоги года /24.12/
Украина оказалась между двух достаточно мощных центров геополитического притяжения, которые не оставляют ей шансов на какое-либо самостоятельное существование.
Павел Самарский, Тарас Бульба contra omnes /27.08/
Украина идет по стопам Латвии: обсуждаются меры по социальной защите ветеранов партизанских отрядов, боровшихся с "оккупантами". Сельским хлопцам, бежавшим в лес от польских, советских и немецких репрессий, сейчас уже за 80, и на одиннадцатом году Независимости из-за политических противоречий и отсутствия объективных исторических исследований им так и не могут однозначно сказать, кто они: герои или враги народа?
Валерий Песецкий, Время "Ч" /19.08/
Украинская интеллигенция должна вспомнить путч ГКЧП - и последовать примеру московских интеллигентов, которые стройными рядами вышли на улицы в домашних тапочках и легли под танки. Так была завоевана свобода России и Украины. В интерпретации Тимошенко... А по сути, украинская радикальная оппозиция зовет страну к гражданской войне.
Андрей Н. Окара, Украина движется в НАТО /30.05/
- что явилось несомненной победой чьей-то дипломатии. Чьей? Реакция России и США позволяет утверждать, что ответ на этот вопрос не очевиден (в том числе - для украинских властей).
Василий Руссер, Не сменить ли флюгер? /09.04/
Украина должна быть не участником российской политики, а ее объектом. Но перспектива достижения с США договоренности по украинскому вопросу сомнительна. Продуктивнее было бы "списать" Кучму и поставить на его место Кинаха - пока это место не занял Ющенко.
Олег Яковенко
Олег
ЯКОВЕНКО

Андрей Н. Окара
Андрей Н.
ОКАРА
aon@mccinet.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: