Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20030219-fal.html

Иракская ловушка для Шарона
Михаил Фальков

Дата публикации:  19 Февраля 2003

Осенью прошлого года Белый дом принял решение о создании постоянной системы взаимодействия с военно-политическим руководством Израиля. Необходимость в подобном механизме была продиктована сразу несколькими причинами. Прежде всего, она вызвана событиями в Турции. Анкара, как известно, является не только единственным членом НАТО на Ближнем и Среднем Востоке, но и традиционным стратегическим союзником США в мусульманской части данного региона. Однако уже к концу лета 2002-го стало очевидно, что тяжелейший экономический и политический кризис в этой стране влечет за собой всеобщий рост популярности исламской Партии справедливости и развития. В таких условиях следовало ожидать дистанцирования Анкары от иракских планов Вашингтона, что и произошло после победы исламистов на парламентских выборах. Хотя тесные связи силовых структур Турции и США по-прежнему сохранялись, отныне их сотрудничество было затруднено политическими причинами.

Параллельно продолжались попытки арабских стран и Ирана предотвратить очередную войну в Персидском заливе. Их объединенным усилиям Белый дом был не способен что-либо противопоставить. Он оказался практически без союзников не только на Ближнем Востоке, но и в Западной Европе. Лишь Англия и Израиль поддержали планы США по свержению Саддама Хусейна. Однако стремление еврейского государства покончить с враждебным ему багдадским режимом таило в себе ощутимую угрозу намерениям Вашингтона.

США нейтрализуют Израиль

Белому дому было хорошо известно, что в случае ракетного удара по Израилю, особенно с применением химического или биологического оружия, Ариэль Шарон бездействовать не станет. Он и его окружение всегда рассматривали сдержанность, проявленную Ицхаком Шамиром в 1991 году, как непоправимый ущерб национальному иммунитету еврейского государства. Поэтому в ответ на агрессию Багдада, израильский премьер непременно отдал бы приказ об ударе по Ираку. Сила и масштабы контратаки зависят от результатов действий Саддама Хусейна. Он же, по мнению аналитиков ЦРУ, чувствуя неизбежный конец своему правлению, способен на применение любых видов оружия против еврейского государства. В таком случае вмешательство Израиля в американскую операцию оказалось бы неизбежным. Последствия данного сценария могли быть самыми непредсказуемыми, вплоть до массовых выступлений оппозиции в мусульманских странах в поддержку Багдада. Более того, аналитики ЦРУ не исключают, что ракетный и тем более авиаудар израильтян способен повлечь за собой оказание Ираку военной помощи со стороны некоторых государств региона. Таким образом, свержение Саддама Хусейна вполне может превратиться в тотальный вооруженный конфликт в рамках всего Ближнего Востока с прямым участием Соединенных Штатов. Во избежание этого Белый дом решил заблаговременно принять все необходимые меры. В первую очередь, офицеры израильского Генштаба были посвящены в планы Пентагона по уничтожению объектов ВВС и РВСН Саддама Хусейна. Кроме того, еще летом 2002-го Вашингтон согласился на участие нескольких элитных подразделений ЦАХАЛа ("Шальдаг" и "Саерет МАТКАЛЬ") в спецоперациях на иракской территории. Стороны также договорились о более тесном взаимодействии по каналам спецслужб. Так сотрудничество Разведывательного управления Минобороны США и военной разведки Израиля АМАН распространялось на нейтрализацию военно-технического потенциала багдадского режима. Их совместные операции не ограничиваются географическими рамками и охватывают всю территорию Ирака. Взаимодействие ЦРУ и "Моссада" напротив, касается в основном северных и северо-западных районов этой страны. Во многих случаях в нем принимает участие MIT Турции, а порой разведывательные структуры местных курдских и туркменских организаций.

Однако чтобы исключить любую возможность "самодеятельности" Шарона, Белый дом попытался привязать его к себе также в политическом и экономическом отношении. В начале ноября Кондолиза Райс сообщила главе канцелярии израильского премьера Дову Вайсгласу о готовности США выделить Израилю дополнительную финансовую помощь в размере $13 млрд. В конце того же месяца представители Шарона и американской администрации открыли официальные переговоры по этому поводу. Согласно достигнутой договоренности, 10 миллиардов будут затрачены на нужды израильской экономики, а остальные средства - на подготовку к войне в Ираке.

В то же время Райс обещала Вайсгласу, что США не станут оказывать на его босса никакого давления по поводу израильско-палестинского конфликта - до проведения внутрипартийного голосования в "Ликуде" (28 ноября 2002) и общегосударственных выборов (28 января 2003).

Стремясь установить полный контроль над действиями Израиля во время иракской операции, Белый дом выдвинул инициативу о создании трехуровневого механизма двустороннего "взаимодействия". По официальной версии, механизм был призван обеспечить абсолютную координацию между США и Израилем в ходе войны в Персидском заливе. На самом же деле, подчинив своей воле Шарона, Вашингтон попытался окончательно лишить его всякой самостоятельности. Ведь американцы настояли, что ни одна из сторон не имеет права на проведение каких-либо действий до согласования с другой. Однако, поскольку речь идет о партнерах совершенно различных "весовых категорий", Израиль оказался в проигрышном положении. Хотя большинство приближенных Шарона прекрасно это понимали, отказать американцам они не могли.

Так были сформированы три рабочих группы по координации. Первая отвечает за оперативное взаимодействие между армейским командованием двух стран. Вторая курирует более общие вопросы на уровне оборонных ведомств. Третья группа считается самой привилегированной и пользуется наиболее широкими полномочиями. В отличие от других, ее постоянными членами являются лишь по одному представителю от каждой из сторон: Кондолиза Райс и Эфраим Ха-Леви. К их компетенции относятся все направления двустороннего стратегического сотрудничества. Последнее заседание этой группы состоялось в начале февраля. Оно проходило в Вашингтоне под покровом полной секретности и потому почти не освещалось средствами массовой информации. "На переговорах затрагивались столь деликатные темы, что я не вправе распространятся по этому поводу" - так отреагировал на нашу просьбу рассказать о вашингтонской встрече один из помощников Эфраима Ха-Леви. До сих пор он, как правило, делился своими впечатлениями вполне охотно...

Секретные переговоры

Нам все-таки удалось получить некоторые сведения о последнем заседании американо-израильской группы стратегического взаимодействия. Как выяснилось, со стороны США в консультациях участвовала не только Кандолиза Райс, но и зам госсекретаря Ричард Армитадж, а также ряд высокопоставленных офицеров ЦРУ. Израиль был представлен экс-шефом "Моссада", а ныне главой Совета национальной безопасности (СНБ) Эфраимом Ха-Леви.

В ходе заседания собеседники обсудили целый комплекс вопросов касающихся ситуации вокруг Ирака, а также в Центральной Азии и Закавказье. В частности речь шла о неафишируемом сотрудничестве Израиля, США, Турции и отчасти Азербайджана в указанных регионах. Особое внимание было уделено нескольким сценариям развития событий в северо-западных областях Ирака и Ирана в широкой геополитической перспективе. В данном контексте участники переговоров затронули и курдскую проблематику. Кроме того, один из представителей Лэнгли проинформировал присутствующих о последних действиях ЦРУ на иранском направлении. Помимо прочего он сообщил о контактах с Движением национального возрождения Южного Азербайджана и европейскими лидерами Демократической партии Иранского Курдистана. Офицер разведки рассказал также о планах нейтрализации иранского влияния в Ираке после свержения Саддама Хусейна. Кроме того, экс-глава "Моссада" и представители Вашингтона обменялись мнениями о возможных последствиях иракской операции для всего ближневосточного региона. В этой связи отдельно обсуждалась ситуация на ливано-сирийском направлении (включая иранское влияние), палестинских территориях, а также в Иордании и Египте. Не меньшее внимание стороны уделили и саудовско-американским отношениям. По этому поводу выступил Ричард Армитадж. Он в частности указал на постепенное изменение политики Эр-Рияда на всех перечисленных направлениях. Заместитель госсекретаря отметил, что на январских переговорах представителей США и Службы общей разведки Саудовской Аравии был, затронут вопрос о причастности религиозных и финансовых кругов Эр-Рияда к деятельности международных исламистских организаций. На них шла речь и об оказании финансовой помощи семьям активистов ХАМАСа погибшим в терактах против Израиля. По словам Армитаджа шеф саудовской разведки Наиф ибн Абд аль-Азиз гарантировал Белому дому, что отныне большая часть средств, направляемых до сих пор палестинским исламистам, пойдет на финансирование реформ в ПНА.

В свою очередь Ха-Леви детально проинформировал американскую сторону о ходе тайных израильско-палестинских переговоров, одним из участников которых он является.

Последний оратор

Завершив свой визит в США, глава СНБ вскоре появился в столице Баварии. Туда он прибыл в качестве участника 39-й Международной конференция по политике безопасности и обороне, проходившей в мюнхенской гостинице "Байеришер Хоф". Данное мероприятие проводится в этом германском городе ежегодно, и, как правило, сюда съезжаются сотни известных государственных деятелей, а также эксперты и ученные с мировым именем. Благодаря столь солидному уровню участников мюнхенский форум уже давно снискал репутацию "Давоса по проблемам безопасности". На сей раз, большинство дебатов, проходивших в конференц-зале "Байеришер Хоф", было посвящено иракской проблематике. Они в очередной раз выявили принципиальные разногласия между США и странами Западной Европы (особенно Германией и Францией) в отношении Ирака. Наиболее убедительным тому подтверждением послужило выступление главы Пентагона Дональда Рамсфелда и реакция на него европейских участников конференции.

В общей сложности в дискуссиях приняли участие более 250 министров, политических и государственных деятелей, а также высокопоставленных военных и экспертов в области безопасности. Ближний и Средний Восток были представлены здесь не только довольно крупной делегацией иранских военных и дипломатов, но и израильскими официальными лицами. Данное обстоятельство является одним из главных "нововведений" 39-й мюнхенской конференции. До сих пор представители еврейского государства в мероприятиях этого форума участия не принимали.

Не удивительно, что столь ответственная миссия была возложена в основном на экс-шефа "Моссада". Как известно, до своего назначения весной 1998-го на пост директора внешней разведки, он почти два года являлся представителем Иерусалима в штаб-квартире Евросоюза в Брюсселе. К тому же с осени 2002-го Ха-Леви курирует связи Израиля с США и западноевропейскими странами на иракском направлении.

Из всех приглашенных посланник Ариэля Шарона выступал последним. Его речь и ответы на вопросы заняли в общей сложности более часа. В отличие от других ораторов, ограничившихся сугубо иракской проблематикой, экс-шеф "Моссада" посвятил свое выступление значению американской операции в широкой региональной перспективе. Прежде всего, он не исключил возможности, что вслед за свержением Саддама Хусейна последует смена палестинского руководства. По словам Ха-Леви, в том случае, если преемник Арафата выступит против террора и проявит желание возобновить мирный процесс, Израиль непременно пойдет ему навстречу. Глава СНБ добавил, что большинство ближневосточных лидеров окончательно утратив всякое доверие к Арафату, желают его скорой замены. Бывший шеф "Моссада" выразил надежду, что на смену ему придут серьезные и ответственные политические деятели. Они должны быть готовы к реальным переговорам и болезненным уступкам, поскольку "это, скорее всего, последний шанс умеренного палестинского истеблишмента".

По словам Ха-Леви, Израиль не только поддерживает иракские планы США, но и надеется, что их реализация окажет позитивное воздействие на политический климат во всем регионе. Смена власти в Багдаде значительно снизит напряженность на Ближнем Востоке и позволит приступить к урегулированию арабо-израильского конфликта. Ха-Леви пояснил: "свержение Саддама Хусейна наверняка отразится на политике Дамаска, Тегерана и Рамаллы". По его словам, одним из последствий американской операции скорее всего станет ослабление иранского влияния на ливанскую политику Дамаска. В результате глава СНБ предвидит вывод сирийских и иранских войск из этой страны, а также разоружение поддерживаемой ими "Хизбаллы".

По словам одного из помощников главы СНБ, в Мюнхене он провел встречи с представителями делегаций США, Англии и двух стран СНГ. Большой авторитет Ха-Леви в глазах многих европейских военных и дипломатов, позволил ему не только привлечь внимание к израильской позиции, но и оказать ощутимую поддержку американцам в противовес единому франко-германскому "фронту". Таким образом, став практически заложником сотрудничества с Вашингтоном, израильское руководство активно отстаивает его интересы. Эфраим Ха-Леви, обладающий богатым опытом разведывательной и дипломатической деятельности, подходит для этой роли как нельзя лучше.