Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Социальная раздробленность / Политика / < Вы здесь
Электорат vs. поддержка. Окончание
Дата публикации:  25 Февраля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Начало - здесь.

Консервативные конформисты

Последняя группа - это центристы, хотя это не совсем верный термин. Скорее - конформисты. Люди, которые в принципе удовлетворены ситуацией, люди, которые в принципе не хотят, чтобы что-то сильно менялось и которые пристраиваются психологически к сильному лидеру. Кстати, в группе центристов как раз много наиболее удачливых людей. Больше, чем в электорате правых. Дальновидные люди, которые многого добились, у которых есть солидная собственность, которым есть что терять - поддерживают Путина, поддерживают центристов. Им не нужны перемены. Если СПСовцы - это те, кто еще хотят перемен, то центристы - это те, кто уже себя реализовал.

Такой расклад идет вразрез с традиционными политтехнологическими схемами, согласно которым если человек богат, то он должен голосовать за правых. Зачем? Если я богат и если мне власть не угрожает и гарантирует в дальнейшем статус-кво, то я за нее проголосую, будь это Лужков, Путин или губернатор области, где я живу. Мне нужна стабильность - и никаких "великих потрясений". Это лидеры центризма, но в данном секторе электората есть и обычные слабые люди, которые просто следуют за тем, кто кажется сильным: они понимают, что много шансов победить у Лужкова или много шансов победить у Путина, - они за них и голосуют, просто потому, что те сильны. Это очень в природе человеческой развито - пристраиваться к тому, кто силен.

Центристами их назвать трудно, у них нет своей позиции: будет лидировать в общественном мнении Путин - будут голосовать за Путина, будет Ельцин - будут голосовать за Ельцина, будет Зюганов - многие из них и под Зюганова подстроятся.

Переток всех и вся по направлению к социал-демократии

Сейчас идет некоторый внутренний переток людей, переформирование новых систем ценностей. Много людей уходит на левый фланг, где все больше говорят о социал-демократическом крыле. Туда же мигрирует Явлинский, там неоднократно пытаются что-то построить Подберезкин, Рыбкин, Селезнев - и все неудачно. Туда же - что, кстати говоря, очень хороший показатель - ринулся из Англии Борис Абрамович Березовский: он хорошо чует ситуацию, и теперь он стал самым что ни на есть левым, работает с КПРФ. Там же работает Глазьев, там же работает Семигин. Это главное поле, за которым сейчас следят из Кремля, потому что если КПРФ с его более-менее постоянным рейтингом удастся использовать эти социал-демократические ожидания, они наберут больше, чем кто бы то ни было еще на думских выборах. Поэтому там необходимо разместить сильного левоцентриста, который мог бы эти голоса забрать под себя, будь то Глазьев (в случае, если он независим от Зюганова), будь то, как это ни парадоксально, Явлинский, который тоже подбирает некоторую часть голосов из этого сектора. Ведь кто такой Глазьев? Это образованный, современно мыслящий экономист, профессионал, член-корреспондент Академии наук, разумный человек, понимающий, как устроена экономика в Европе. Он по базовым представлениям весьма мало отличается от современного Явлинского, как это ни парадоксально. Хотя один считается почти что коммунистом, а другой почти что правым и антикоммунистом. А в экономической части и в восприятии избирателей они весьма близки, и сходятся на этом левоцентристском поле ожиданий - которое надо срочно заполнить, пока его не занял Зюганов.

Количественный расклад

Что касается процентного соотношения, то оно устойчиво по главным ценностным направлениям. В стране 20-25% населения, которых можно назвать европейски ориентированными. Это те, кто полагает, что необходима частная собственность и ее доминирование на рынке, что за время правления Ельцина было сделано много неправильного, но зато сформировалась система демократических органов власти (22% позитивно отвечают на такой вопрос). Это люди, которые считают, что Россия должна быть своей в европейском сообществе, что в России должно быть так, как во всех развитых странах мира, - нет у нас "уникального российского пути". Эти 20-25% населения не есть электорат СПС хотя бы потому, что добрая половина таких людей вообще не ходит на выборы. Они сами себе хозяева. Поплевывают на всех политиков, и на правых, и на левых. Из них ходят на выборы максимум половина (10-12%), которые по достаточно замысловатым системам приоритетов уже и выбирают между СПС и "Яблоком". Хотя, как я уже говорил, сейчас уже все очевиднее раздел между Явлинским и СПС.

Державники, как уже сказано, составляют 20-25% и распределены между различными лидерами.

Осознанных центристов или конформистов всего 10-15%. Они говорят: все хорошо, ничего менять не надо, мы тихо-мирно сами по себе эволюционируем, у нас замечательное руководство. Их немного. Но следует учесть, что в эту группу по определению входят региональные лидеры нашей страны - они, в общем-то, удовлетворены ситуацией и, особенно в некоторых регионах, они представляют собой очень весомый электоральный фактор. То есть как надо губернатору - так люди и голосуют. (А точнее - не губернатору, а президенту, потому что чаще всего такое бывает в республиках: это Дагестан, Татарстан, Калмыкия, Башкортостан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Адыгея, Карачаево-Черкессия и т.д.) Во всех этих территориях мнения правящего класса, элиты, самым непосредственным образом отражаются на результатах голосования. Если региональные элиты не имеют намерения подложить свинью федеральной власти, если они удовлетворены союзом с ней, то как минимум 10-12% голосов по всей стране за счет губернаторского "административного ресурса" уходят той партии или тому кандидату, которого они поддерживают. На прошлых выборах этот административный ресурс разделился между ОВР и "Единством", причем у ОВР больше было административной поддержки. А на будущих выборах скорей всего "адмнистроативный ресурс" ляжет в поддержку "Единой России". И это очень весомая доля. Поэтому, раз у нас есть 15% людей, которые склонны поддерживать центризм просто по определению, плюс 10-12% административного ресурса, - то если партия власти получает на выборах меньше 20%, это уже явное поражение. Что, кстати, раз за разом у нас и происходило: явное поражение ДВР в 95 году - 10%, поражение НДР в 99 году, тоже 10%. Собственного говоря, им доставался или голый административный ресурс, или голая поддержка идейных сторонников. Я думаю, скорее - последнее, потому что партия региональных начальников дружно и ту, и другую партию прокатила на обоих выборах.

Если сейчас Кремль договорится с региональными начальниками, то центристы получат 20-25%, если не договорится - 10-15%.

"Электорат Путина"

Как ни странно - нет такого устойчивого понятия, как электорат Путина. Хотя во всех опросах Путин устойчиво получает 70% поддержки, но голосовать за него хотят около 50%. Это несколько разные вещи - поддержка и голосование. Здесь есть несколько составляющих образа и резонов, по которым люди поддерживают Путина. Это разные люди - и сторонники национал-государственничества, и сторонники европейского пути, и, само собой, конформисты.

Меньше всего в этот союз друзей Путина входит яблочников и крайне левых.

Президент ухитряется сохранять устойчивый имидж, с одной стороны - прагматичного, с другой стороны - рыночно ориентированного, современного политика, нацеленного на европейские ценности, но при этом с совершенно ясной тенденцией поддержки державнических настроений сильной России. Похоже, что это действительно соответствует не только его внешнему образу, но и внутренним интенциям.

Нельзя забывать, что многие наши сограждане испытывают сильную душевную необходимость видеть перед собой светлый образ: если все так плохо - преступность растет, экономика стагнирует, люди замерзают, никто нас не слушает и не ценит, - то понятно, что тут виноваты дурные люди: правительство, олигархи, какая-либо закулиса нехорошая. Но должно же быть окошко надежды! Владимир Владимирович с этой функцией справляется фантастичесчки умело. Это для тех, кто недоволен общей ситуацией. Президент должен помочь, он государственник, он человек справедливый, он вышел из структуры, которая всегда поддерживала государственность. От него ждут. С одной стороны, это очень хорошо, а с другой стороны - такая тенденция опасна, поскольку рано или поздно у людей кончается способность ждать. Опыт показывает, что страна умеет ждать года три-четыре.

Так было с Горбачевым, так было и с Ельциным. Потом - хлоп - и ресурс ожидания кончился. И тут уж очень трудно будет объяснить, что ты и так много чего хорошего народу дал. Зарплаты и пенсии растут - это хорошо, спасибо Путину, но потребности растут еще быстрее: у соседа уже вторая машина, а я еще и коврик под дверью не поменял. Кто виноват?! Рано или поздно обвинения в том, что жизнь несправедлива, дойдут и до Президента. Полагаю, в запасе у него не так уж много времени. Здесь будет очень важно сохранить козырь "безальтернативности" - ну кто еще, кроме Путина, потянет? Пожалуй что и никто...

Но для этого Президенту придется поддерживать дружбу с олигархами - иначе, если они почуют угрозу своим интересам, они мигом договорятся и выставят ему такую альтернативу, что мало не покажется. Это ведь дело техники и полугодовой раскрутки. Президента поддерживает совершенно разнородный электорат - и молодежь, и старики, и продвинутые, и отсталые, и горожане, и селяне. Что очень важно, его впервые поддерживали всерьез региональные элиты. Это легко проследить по результатам голосования 2000 года. Если сравнивать поддержку Ельцина и Путина в городах и на селе, то в городах Ельцин получал заведомо больше, чем Путин, а на селе - наоборот: Путин получил больше, чем Ельцин. Село - наиболее зависимый электорат, который голосует по указке "административного ресурса". По результатам тех выборов видно, что региональные начальники имели серьезный мотив, чтобы на их территориях Путин набрал побольше голосов. Заказ был осуществлен за счет массированного давления на сельскую зону. А горожане как люди своевольные голосуют, как пожелают, - и поддержка Путина в городах, хотя оказалась достаточно высокой, все же сократилась по сравнению с поддержкой Ельцина-1996.

Чем у нас больше будет независимых и критически настроенных избирателей, тем трудней будет Президенту сохранять такую консолидированную поддержку общества. А поскольку число таких людей объективно растет, то будущее Путина не столь уж безоблачно, как кажется большинству. Думаю, и Президент, и его аналитики это прекрасно понимают. Для того чтобы опять сыграть, как на предыдущих выборах, надо снова провести четкую линию водораздела: чтобы с одной стороны осталось большинство избирателей, а с другой стороны - заведомое меньшинство. В принципе, вполне устраивает ситуация "Зюганов-Путин", потому что Путин очевидно позитивен, он многого добился. А Зюганов - просто стершийся образ. Спарринг-партнер, который никогда не выигрывает. Поскольку президента выбирают на уровне личностном, а не партийном, преимущества, которые набрала КПРФ, уходят в тень. А при индивидуальном сравнении Путин, конечно, выигрывает. Он мобильнее, интеллигентнее, моложе, он агрессивнее, он четче, ответственнее. Он говорит - и это делается, в отличие от Зюганова, который говорит как заезженная пластинка одно и то же в течение нескольких лет - про продажный режим и т.д. Даже если людям это нравится - как вообще нашим согражданам нравятся любые признаки многолетней упертости (ошибочно принимаемые за принципиальность), неплохо было бы сказать что-нибудь новенькое - и желательно не только сказать, но и сделать. А сделано, честно говоря, не было ничего.

Поэтому для выборов 2004 года президентской команде выгоднее сохранить такое противопоставление. Чтобы более никого и не было видно, кто бы мог вмешаться третьим. Задача состоит сейчас в том, чтобы подойти к президентским выборам, сохранив эту линию водораздела: вот чего удалось достичь - открытая, демократическая, свободная Россия с растущей рыночной экономикой, где каждый может себя реализовать - и это Путин. А с другой стороны - явная попытка вернуться назад, к регулированию экономики, к введению карточек и т.д. - и это Зюганов.

Естественно, при таком подходе, несмотря на врожденную левизну нашего избирателя, выигрывает Путин. Но это не значит, что у него есть стабильный и большой собственный электорат. Нет таких фанатов президента, которые готовы пойти за него в огонь и воду. Феномен Путина в том, что он воспринимается не эмоционально, а рационально. На данный момент он лучшее, что может быть в нашей стране: он патриот и понимает интересы России, в то же время он продолжает путь модернизации экономики, в то же время он ответственный человек, в то же время к его мнению прислушиваются в мире. Всего понемногу. И, посмотрев вокруг, никого лучше и пожелать нельзя.

Хотя к Путину есть вполне осознанные и ясные претензии у всех, кто обладает собственным видением ситуации. Но, к счастью для Президента, рациональный анализ (как его проводит сам для себя каждый избиратель) всегда приводит к выводу, что человека с лучшим сочетанием качеств для занятия этого поста наша земля еще не родила. Правые считают, что он мог бы быть демократичнее и "рыночнее", а левые думают, что он мог бы смелее прижать олигархов... Но в общем балансе мнений все они понимают, что их претензии скорее дополнительные. А основное - это все-таки согласие с тем, что в главном Путин соответствует их базовым ожиданиям. Это сущность центризма: Путин - рациональный президент и воспринимается всеми рационально.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Социальная раздробленность' (архив темы):
Святослав Каспэ, Путинский центр: место для одного /21.02/
"Путинский центр" локализован не в партийном поле. Сила "путинского центра" в том, что он выделен из него, внеположен ему, возвышен над ним (связь с образом "властной вертикали" очевидна и не нуждается в дополнительной экспликации) и потому не поддается описанию в рамках терминологии, разработанной для нужд партийной политики.
Леонтий Бызов, О чем молчит "путинское большинство"? Продолжение /21.02/
Лекция о современном состоянии лояльного к Президенту электората. Идея "капитализма с человеческим лицом" пользуется настолько большой популярностью, что может быть включена в число консолидирующих общество. В.Путин вполне мог бы стать лидером подобной партии, не потеряв ничего из своего нынешнего электората.
Дмитрий Орешкин, Электорат vs. поддержка /20.02/
Методы политического манипулирования. Реальная картина электората, включая "путинское большинство". Стихийные социал-демократы, западники, державники.
Юрий Солозобов, О пользе занятий прагматизмом /20.02/
Превращаясь в форму идеологии, прагматизм лишает нас представлений о Целом, необходимых, на самом деле, для всякой государственной идеологии. Соловьев и Бердяев против Пирса и Джемса.
Если кукла выйдет плохо - назову ее Дуреха /20.02/
Если клоун выйдет плохо - назову его Дурак. А ежели госидеология окажется неважнецкой - всегда можно найти ее "зиц-носителя", того самого клоуна, на которого и посыпятся все шишки. Колонка редактора.
Дмитрий Орешкин
Дмитрий
ОРЕШКИН
Руководитель "Mercator group"

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: