Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20030227-bir.html

Франсиско Франко: уроки для демократии и для России
Сергей В. Бирюков

Дата публикации:  27 Февраля 2003

В то время, когда современная Россия мучительно ищет предпосылки и основания политической стабильности, стремится найти факторы преемственности и консолидации в своей драматичной истории, было бы весьма полезно и интересно обратиться к опыту стран, переживавших в своей истории сходные проблемы и сумевших успешно их решить. Одной из таких стран, вне всякого сомнения, является Испания. Страна, изначально весьма схожая с Россией начала ХХ века с точки зрения традиций, экономической системы и социальной структуры, а также характера политической культуры и идеологии. Однако, в отличие от России, пошедшая в конечном итоге не по пути радикальных революционных потрясений, но по пути консерватизма и даже традиционалистской реставрации. Что, как ни парадоксально, весьма благоприятно сказалось на трансформации национальной политической культуры и открыло пути для последующих демократизации и реформ. В этой связи особое внимание привлекает фигура "главного архитектора" этого "консервативного поворота" - Франсиско Франко, чья фигура вплоть до последнего времени прочно отождествлялась с фашизмом и тоталитаризмом и была одинаково неприемлемой для либералов и коммунистов. Для рассмотрения существа проблемы обратимся к испанской истории.

В начале ХХ века некогда бывшая мировой державой Испания весьма напоминала отсталые страны Юго-восточной Европы - в экономическом, социальном и даже политическом отношении. Последнее было неслучайно, ибо в течении XIX века Испания потеряла почти всю свою империю и превратилась в "геополитического маргинала". Индустриализация затронула Испанию лишь поверхностно, коснувшись только Страны Басков и Каталонии. В результате, как и в России начала прошлого столетия, почти 70% населения было занято в сельском хозяйстве, а аграрная сфера сохраняла многие анахронические пережитки - в виде чрезвычайно распространенного среднего и мелкого крестьянского землевладения, а также обширных латифундий, находившихся в руках церкви, собственников дворянского происхождения и буржуа. Следствием этого стал застой в экономике, аграрное перенаселение и порожденная ими социальная напряженность.

Правительство Испании, подобно властям Российской империи в начале ХХ века, проводило политику, максимально учитывавшую интересы крупных землевладельцев и почти игнорировавшую запросы развивавшейся национальной промышленности. Все это, как и в России, усугублялось противостоянием государства и территорий компактно проживавших национальных меньшинств (Бискайи и Каталонии), острой поляризацией основных политических сил, неэффективной и застывшей политической системой.

Однако главным все же был раскол в политической сфере, приведший примерно к тем же последствиям, что и в России начала ХХ века: неудача предложенных либералами эволюционных реформ вызвала к жизни целую цепочку революций и привела в конечном итоге к столкновению ортодоксально-консервативной власти и революционеров-радикалов. Так, провозглашение в 1812 г. в Кадисе депутатами-либералами ("рrogressistas") конституции привело к тому, что ее в итоге отменила реставрированная монархия. При этом "прогрессисты", как в начале ХХ века в России и их единомышленники - кадеты, сталкивались, с одной стороны, с сопротивлением консервативных "умеренных" ("moderatos"), довольствовавшихся умеренно-конституционной монархией (аналог российских октябристов), а с другой - с принципиальным неприятием крайне реакционных карлистов (подобие российских ультрамонархистов-черносотенцев), выступавших за восстановление средневековых сословных и областных прав и привилегий, а также за возвращение Инквизиции.

В трех кровопролитных войнах, именуемых "революциями" (1834-1839, 1847-1849 и 1872-1876) и весьма напоминающих борьбу российских революционеров против самодержавной монархии в течение всего XIX в. и революции 1905 года и Февраля 1917, карлисты потерпели итоговое поражение. В ХХ веке у них возникла собственная партия, т.н. "Сообщество традиционалистов" ("Сommunion Tradicionalista"), ограничившая свою деятельность пределами провинции Наварра. В 20-е годы эта партия организовала милицию под названием "Requetes", состоявшую из праворадикальных духе офицеров и устроенную по итальянскую образцу. Со сходных позиций выступала активно набиравшая популярность в 1930-е гг. Испанская конфедерации автономных правых (СЭДА) Х.Роблеса. Тем самым консервативно-монархический лагерь, как и в Германии 20-30-х годов прошлого века (вспомним судьбу "Немецкой национальной народной партии" Г.Гугенберга), постепенно изживал себя и открывал дорогу поэтапно идущему к власти фашистскому движению. Таким образом, праворадикальный вектор в испанской политике был налицо.

Главным противником испанских консерваторов в условиях расколотого общества и поляризованной политической культуры первой четверти ХХ века были уже не либералы, а левые радикалы - имевшие прочные позиции анархисты и основанная в 1910 году анархо-синдикалистская Национальная конфедерация труда (НКТ, "Confederation Nacional del Trabajo"). Анархисты и анархо-синдикалисты, подобно ранним итальянским "фаши", имели много сторонников среди сельских рабочих и беднейших пролетариев города. Помимо анархистов, сильные позиции в левом спектре занимали социалисты (условный аналог российских меньшевиков) и коммунисты (параллель с большевиками в России очевидна) - соответственно, "Партия демократического социализма" ("Рartido Democratica Socialista") и основанная в 1922 г. просоветская Коммунистическая партия Испании ("Рartido Сomunista de Espana"). Две этих партии составили позже основу Народного фронта (республиканцы) - объединенного правительства социалистических партий, так и не состоявшегося в 1917 - 1918 гг. в России. И хотя до поры до времени из-за неспособности левых партий договориться (а также из-за нежелания анархистов участвовать в выборах) "красная угроза" была для Испании лишь фантомом, контуры ее проступали достаточно четко. Широкое забастовочное движение 20-х годов прошлого века, дополненное восстаниями анархистов и сепаратизмом Бискайи и Каталонии, породило в стране предреволюционную ситуацию, схожую с ситуацией в России накануне революции 1905 года.

Очевидно, что компромисс между крайне левыми и крайне правыми в условиях отсутствия традиций компромисса и демократической культуры был маловероятен. В качестве арбитра очевидно не могла выступить и королевская династия - сросшаяся с анахроничной социальной системой и утратившая, подобно последним российским самодержцам, свою легитимность и прочную опору в обществе. И поскольку смена правительства и его курса из-за систематической фальсификации парламентских выборов была невозможна, политическая ситуация в Испании заходила в тупик и грозила гражданской войной. В качестве временного арбитра и примирителя нации могла выступить испанская армия, пользовавшаяся значительным авторитетом в обществе. Не довольствуясь ролью "подручного средства" власти для подавления локальных крестьянских мятежей и восстаний анархистов, армия все активнее выдвигалась в политику.

Поэтому закономерным ответом на политический кризис и наступление левых стал переворот 13 сентября 1923 года, совершенный генералом Мигелем Примо де Ривера, управлявшим впоследствии страной в течении семи лет. Однако его половинчатая политика - проявлениями которой стали отказ от аграрной реформы и демократизации политической системы - явно не способствовали улучшению экономической и политической ситуации. Тем более несвоевременные в такой ситуации сокращения армии и офицерского корпуса породили ропот генералитета, вынудивший Примо де Риверу уйти в отставку. Умеренно-правая политика, таким образом, исчерпала себя, и настал черед радикалов.

Фиаско правых было в полной мере использовано левыми, развернувшими наступление по всей стране. Предпосылкой его стал Сан-Себатьянский пакт августа 1930 года, объединивший социалистов, республиканцев и левых каталонцев. Дальнейшие события - победа левых на общинных выборах 1931 года, отречение короля Альфонса XIII и его бегство за границу, торжество социалистов на парламентских выборах в июне 1931 года, аграрная реформа и антеклерикальные меры социалистического правительства М.Асанья, неудачный путч генерала-монархиста Санхурхо в августе 1932 г. - свидетельствовали о том, что "лево-правое" противостояние достигло своего апогея. Реакцией на наступление левых и их политику стала активизация партий, идентифицировавших себя с фашистским режимом Муссолини - "Испанской конфедерации независимых правых" (ИКНП, Confederation Espanola de Derechas) "Союзов национально-синдикалистского наступления" (Juntas de Ofensiva Nacional Sindicalista), "Кастильских союзов испанского действия" (Juntas Castellanas de Actuation Hispanica), "Испанской Фаланги" (Falange Espagnola), объединившихся в феврале 1934 года в "Испанскую фалангу союзов национал-синдикалистского наступления" (Falange Espagnola de las Juntas de de Ofensiva Nacional Sindicalista). Данная структура, синтезировавшая программные установки левых (анархо-синдикалистов) и правых (монархистов и традиционалистов), выдвигала "право-левые" лозунги, характерные для раннего германского национал-социализма. Успех объединенных правых на выборах в ноябре 1933 года не принес Испании искомой стабильности, но, напротив, спровоцировал забастовки и восстания по всей стране.

Последовавший триумф объединенных левых на выборах в феврале 1936 года еще более раскрутил "дестабилизационную спираль", грозившую стране все новыми потрясениями. Начинания левого правительства в социально-экономической сфере, а также всколыхнувшие страну репрессии против церкви (под лозунгом "Попов к стенке!") неизбежно вели страну к гражданской войне. Стало очевидно, что существовавшая система квазипарламентской демократии в условиях острейшего политического кризиса себя полностью исчерпала. Реакцией на общую слабость власти и нарастающий экстремизм левых стал путч 18 июля 1936 года, инициированный в Марокко начальником генерального штаба Франсиско Франко и далее охвативший всю Испанию. Успех путча устранил (хотя и весьма жестокой ценой) разрушительное противостояние левых и правых и сделал возможным поиск "испанского пути" выхода из многолетнего кризиса.

Попробуем определить смысл "конструктивной альтернативы" для Испании. Она состояла в преодолении идеологического раскола на правых и левых (через восстановление в сознании "здорового большинства" общества ценностей католицизма - единственной идеологии, способной консолидировать нацию), в смягчении противоречий между трудом и капиталом через испанскую разновидность модели "корпоративного государства" (для чего были использованы знаменитые фаланги), в прохождении между "Сциллой и Харибдой" правого тоталитаризма (копирование национал-социалистической модели и вовлечение в орбиту фашистской Германии со вполне очевидными катастрофическими последствиями для страны и народа) и левого тоталитаризма (к которой подталкивала испанских левых поддержка Сталина и "логика революционно-классовой борьбы"). Именно эту конструктивную альтернативу реализовали после победы в гражданской войне 1936-1939 гг. (рассматриваемой многими через призму борьбы фашизма и антифашизма) Франко и его сторонники. Активная же поддержка Франко в войне со стороны фашистских Германии и Италии, как бы она ни нарушала действовавшие тогда нормы международного права, еще не говорит ни о фашистской природе самого франкистского движения и режима, ни даже о стремлении Гитлера и Муссолини "фашизировать" Испанию извне.

Окончание следует...