Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20030227-red.html

Да здравствует господин Сталин!
Колонка редактора


Дата публикации:  27 Февраля 2003

Надвигается круглая дата - пятидесятилетие со дня смерти Сталина. Но говорить, похоже, придется не о смерти, а о жизни. Сталинизм вновь становится актуальным.

Сам я родился как раз тогда, когда Брежнев пришел к власти, поэтому для меня "совок" ассоциируется в первую очередь с бардаком. Для старших же поколений ключевое слово совсем другое: страх.

И к страху, и к бардаку можно относиться по-разному. Пятидесятилетние лентяи тоскуют по брежневской халяве, древние зюгановские пенсионеры - по сталинскому страху, поскольку страх - единственное настоящее чувство, которое они в силах испытывать. С ним не сравнится нынешняя бесчувственная тоска.

Я, как и многие мои "сопоколенники" (в первую очередь - социально мне близкие), страх не люблю. Мне слишком часто приходилось бояться людей, которых не принято пускать на порог приличного дома. Брежневская халява тоже у меня не ассоциируется с чем-либо приятным: надо было оставаться полным ничтожеством, чтобы заслужить эту халяву. Из СССР, из "этой страны", мне хотелось драпать при первой возможности.

"Совок", однако, рассосался, драпать не пришлось. Нынешняя расхлябанная Россия, основа которой - "путинская вертикаль" на откровенно глиняных ногах, является куда более комфортным местом для человека, готового к активной жизни. Можно принять участие как в развале страны, так и в ее строительстве. Можно банально "рубить бабки". Можно сидеть дома и писать романы. Можно все - если хоть что-то умеешь. Мне и моему поколению этого вполне достаточно. Но подросло новое поколение. Нынешние двадцатилетние не хотят свободы (которая у них и так есть), они хотят порядка и могущества - которыми нынешняя Россия едва ли может похвалиться. Для двадцатилетних Советская власть и Сталин - всего лишь символы, причем символы вовсе не негативные. Если глядеть "исторически", то совок представляется славной эпохой российской истории, а Сталин - последней великой исторической личностью. И в рамках "исторического взгляда", действительно, аргументы против сталинского СССР выглядят слабо. Страна была великой державой, лидер ее был гениальным управленцем, а жертвы при таком эффективном государственном строительстве всегда неизбежны. Мне было противно жить при Советской власти, это мой аргумент, который я не могу предъявить молодым. Им противно жить сейчас (по ряду причин, которые для меня, например, не выглядят существенными), а в те времена молодые еще толком не жили. Лет через десять нынешние молодые вполне могут объявить себя сталинистами - и при этом не оказаться маргиналами. Как бы относились к Гитлеру нынешние немцы, если бы он не проиграл войну, а, вняв совету Шелленберга, остановил ее в сороковом году, сохранив хотя бы часть завоеваний? Как бы относились итальянцы к Муссолини, а испанцы - к Франко, если бы те не ассоциировались с проигравшим фашизмом? Так же, уверяю, как французы сегодня относятся к Де Голлю. Голлизм во Франции - вполне солидная консервативная идеология. Сталин ничего не проигрывал. Сталин и совок перестали быть пугалами, обратившись в символы порядка и могущества. Скоро сталинизм в России станет аналогом французского голлизма.

Разрабатывать эту идеологическую золотую жилу нужно начинать уже сегодня - правда, с некоторой осторожностью: зюгановские сумасшедшие бабки (не в финансовом, а в электоральном смысле) портят картинку. Едва ли кому-то из молодых консерваторов хочется походить на подобное чучело. Но чучела скоро вымрут, и останется Сталин, сверкающий теоретической чистотой. Сталинский страх тоже можно очистить от негативного опыта: идеальное государство, "полностью рациональное господство" (по Веберу), требует уничтожения любых неформальных связей между служащими. Не будем забывать, что коррупция - как раз пример таких неформальных связей. Но разрыв неформальных связей превращает всех людей в изначально чужих друг другу. Таким образом, устанавливаются условия, из которых исходил Гоббс: война всех против всех. Эта война предполагает взаимный страх, избежать которого можно лишь вверив себя источнику общего страха - государству.

Видите, как все хорошо получилось? Да здравствует господин Сталин!

Кирилл Якимец