Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20030228-fal.html

Герой нашего времени: ближневосточный вариант
Михаил Фальков

Дата публикации:  28 Февраля 2003

Смутные времена всегда возвышали одних на вершины Олимпа, ниспровергая оттуда других в темную бездну бесславия и неизвестности. На Ближнем Востоке насыщенное событиями ХХ столетие озарило историю пестрым салютом подлецов и героев, диктаторов и революционеров, монархов и авантюристов. Создание еврейского государства и позорное поражение в войне с ним египетской армии повлекли за собой переворот "Свободных офицеров" и приход к власти Гамаля Абдель Насера. Из круговорота коварных заговоров и зверских убийств багдадской смуты появился хладнокровный вожак тикритских бандитов. Дамасские "разборки" нацристов с коммунистами привели в президентский дворец молодого амбициозного офицера Хафеза аль-Асада. Недовольство широких масс коррумпированной прозападной монархией позволило малоизвестному священнослужителю стать абсолютным властелином десятков миллионов иранцев.

Нечто подобное происходило последние полвека и в других государствах Ближнего Востока и Магриба. Нынешние события вокруг палестинских территорий и предстоящего дележа иракских богатств исключением не являются. Как обычно, в такую пору на бескрайних просторах Аравийских пустынь, у истоков Голубого Нила и под сводами королевских дворцов Аммана и Рабата вновь ощущается острый дефицит в людских ресурсах. Правда, угодливых лакеев и послушных генералов местным монархам, шейхам и президентам хватает сполна. Однако куда больше нужны им люди талантливые, авантюрные и волевые, способные без промедления найти выход из любой ситуации, тайно сговориться со злейшими врагами и рассеять подозрения обманутых союзников. Именно такие герои вершат сейчас судьбу Ближнего Востока, а не всем известные министры и военачальники.

В Каире закулисными делами заправляет таинственный и могущественный шеф египетский разведки, скрытный и хитрый Сулейман аль-Рифаи. Подготовкой к затяжной партизанской войне в условиях конспирации и подполья руководит в Багдаде хладнокровный и расчетливый Кусай Хусейн. Почти полноправным хозяином ООП незаметно стал "серый кардинал" дряхлого палестинского "раиса" - курдский аферист Мухаммад Рашид.

Еврейское государство тоже не является исключением. Война на "территориях", постоянные внутриполитические потрясения и ожидание иракской атаки, выдвинули на первые роли людей почти неизвестных, энергичных и незаурядных. Так, израильскую разведку возглавил мастер импровизации и ликвидаций Меир Даган, о котором до сих пор ходили лишь слухи и легенды. Незримым хозяином правящей партии стал криминальный авторитет Муса Альперон, а первым советником главы МИД - любитель тайн и секретов Узи Арад, некогда управлявший парижской резидентурой "Моссада".

Однако самым серым из "серых кардиналов" оказался бессменный адвокат израильского премьера, взявший в свои руки бразды правления личной канцелярии Ариэля Шарона. Сегодня он причастен практически к любым внешнеполитическим контактам своего шефа, неофициально курирует создание нового кабинета и приготовления к операции в Ираке. Последние месяцы его все чаще можно заметить в столицах Соединенных Штатов, Хашимитского королевства и будущего палестинского государства. Хотя имя этого человека теперь нередко появляется на страницах израильских и западных изданий, прошлое его по-прежнему окутано непроницаемой завесой тайны.

Юрист широкого профиля

Родившийся в Рамат-Гане 57 лет назад, Дов Вайсглас до прошлой весны считался одним из самых престижных и высокооплачиваемых израильских адвокатов. Его услугами пользовалась практически вся политическая элита, вплоть до министров и глав правительств. Однако в апреле 2002 Вайсглас внезапно оставил свой офис на улице Лиленблюм в Тель-Авиве и переместился в канцелярию премьер-министра.

О государственной карьере он помышлял уже давно, но не в качестве главы канцелярии премьера, а скорее юридического советника правительства. После победы на выборах 1996 Нетанияху вначале предложил Вайсгласу именно эту должность, но в конечном итоге предпочел иную кандидатуру. Поэтому когда премьером стал Ариэль Шарон, Вайсглас, являвшийся его адвокатом еще с начала 80-х, решил, что теперь кресло юридического советника ему обеспечено. Однако и на сей раз выбор пал на другого. Вайсглас же так и остался в своем роскошном офисе, наслаждаясь музыкой Баха и ароматом дорогих кубинских сигар.

Прошлой весной соперничество тогдашнего главы канцелярии, ее почти полновластного хозяина Ури Шани с влиятельным сыном премьера Омри Шароном, достигло критической отметки. На аудиенции с главой правительства Шани неожиданно выпалил: "Или я - или он". Его умудренный жизненным опытом собеседник попытался избежать подобной постановки вопроса, сделав вид, что не расслышал ультиматума. С тех пор Ури Шани в канцелярии никто больше не видел, а на его месте спустя несколько дней появился престижный тель-авивский адвокат.

В отличие от своего предшественника, Вайсглас не собирался вникать в многочисленные нюансы, лично заниматься всем сразу и устанавливать тотальный контроль над подчиненными. Куда больше его интересовали вопросы международной политики и регионального переустройства. Через несколько месяцев после описанных событий в частной беседе с автором этих строк Вайсглас увлеченно говорил о неотвратимости смены палестинского руководства и перспективах израильско-российских отношений. В то время вся политическая "тусовка" и пишущая братия были поглощены внутрипартийными "разборками" в "Ликуде" и назревавшим правительственным кризисом. Однако все эти страсти мало интересовали моего собеседника. Прежде чем попрощаться, он осторожно намекнул, что, возможно, в скором будущем активно подключится к внешнеполитической деятельности.

Уже тогда казалось очевидным, что более подходящей кандидатуры на роль личного посланника премьер-министра в Рамаллу и Вашингтон найти будет сложно. Ведь за 20 лет тесных дружеских отношений не было ни единого случая, который подорвал бы доверие Шарона к своему семейному адвокату. Даже когда нынешний глава правительства считался практически политическим "трупом", Вайсглас, в отличие от многих других, от него не отвернулся. Еще в 80-е годы он был частым гостем на негевской вилле Шаронов, пользуясь особым уважением хозяйки и симпатией детей. С тех пор в окружении премьера столь надежных людей практически не осталось. Даже те немногие, кто еще не утратил его доверия, нередко любят блеснуть осведомленностью перед своими приятелями или в беседах с журналистами. Умение хранить чужие секреты, качественно отличает от них нынешнего главу канцелярии премьера. По всем перечисленным показателям Вайсглас оказался просто незаменим в качестве специального посланника Ариэля Шарона. "Географию" поручаемых ему миссий предопределили блестящее знание английского, прекрасные связи в Соединенных Штатах и... политические убеждения тель-авивского адвоката. Дело в том, что личные воззрения Дова Вайсгласа во многом отличаются от идейной платформы "Ликуда". Он не только не является членом этой партии, но и в большей мере разделяет взгляды левого, а не правого лагеря. Кстати, на выборах 1999 года Вайсглас голосовал за Эхуда Барака. Более того, на протяжении 90-х он в качестве совладельца одной из крупнейших в Израиле адвокатских контор ("Moritz, Veisgals, Almagor, Law Office") установил отношения со многими представителями коммерческих и политических кругов Палестинской автономии. Одним из его наиболее частых контактеров в ту пору являлся знаменитый Мухаммад Рашид, серый кардинал финансовой империи ООП, известный также по прозвищу Халед аль-Ислам.

Кроме палестинцев адвокат Шарона установил отношения с политическими и государственными деятелями, предпринимателями и юристами в Иордании, Египте и даже в Катаре. Поэтому не удивительно, что еще до победы на выборах 2001 лидер "Ликуда" воспользовался связями Вайсгласа для установления контактов с представителями арабского мира и палестинской администрации - в частности. 24 января того года он вместе с Омри Шароном и бывшим гендиректором МИД Эйтаном Бен-Цуром по поручению будущего премьера выехал в австрийскую столицу. В тот же день они провели переговоры с упоминавшимся Мухаммадом Рашидом и его спутником Суфьяном Абу-Зейдой.

Идеальный парламентер

По прошествии нескольких месяцев после назначения Вайсгласа главой своей канцелярии, в июле 2002-го Шарон вновь поручил ему ответственную зарубежную миссию. Довольно долго внешнеполитическая деятельность экс-адвоката ограничивалась поездками в США. То был некий "испытательный срок", в ходе которого Вайсглас на практике набирался дипломатического опыта. Правда, первоначально этому попытался воспрепятствовать глава МИД Шимон Перес, но в конечном итоге ему пришлось смириться с тем, что для поддержания близких отношений с Белым домом премьеру время от времени необходимо задействовать своего личного представителя. Как следствие, с июня прошлого года Дов Вайсглас в общей сложности 8 раз побывал в Вашингтоне. Легче всего ему удалось там найти общий язык с советником президента по нацбезопасности Кондолизой Райс.

В этих поездках, посланник израильского премьера занимался вопросами как политического, так и экономического характера. С осени прошлого года он возглавляет израильскую рабочую группу на двусторонних переговорах о предоставлении еврейскому государству экстренной финансовой помощи (на 12 миллиардов шекелей). Последний визит Дова Вайсгласа в Вашингтон состоялся в конце прошлой недели.

С минувшей осени глава канцелярии премьера принимает также участие в контактах с представителями арабских стран и Палестинской автономии. В октябре он провел тайные переговоры с посолом Саудовской Аравии в Вашингтоне (сын министра обороны королевства) принцем Бандер Бин-Султаном. С ноября Вайсглас участвует в диалоге с палестинским руководством. Последняя встреча подобного рода состоялась 6 февраля, на вилле посла США в Тель-Авиве Дана Карцера. На сей раз собеседником главы канцелярии премьера был министр внутренних дел ПА Хани аль-Хасан. В ходе встречи ее участники договорились о поддержании друг с другом постоянных контактов. 9 февраля Вайсглас вместе с политическим советником Шарона Шаломом Турджеманом посетил Амман. Там он провел переговоры с главой МИД Иордании Маруаном аль-Муашером. На них было уделено особое внимание развитию израильско-палестинского диалога, а также координации между двумя странами во время войны в Ираке.

Таким образом, за последние полгода Вайсглас превратился в одну из ключевых фигур израильской закулисной дипломатии. По своей активности он ничем не уступает уже хорошо известному читателям РЖ Эфраиму Ха-Леви.

Правда, согласно источникам в окружении премьера, в конце января появились слухи о возможном уходе Вайсгласа с занимаемой должности. Вместе с тем, один из ближайших помощников Шарона заверил автора этих строк, что если глава канцелярии не уйдет по собственной инициативе, он наверняка продолжит работу и при новом кабинете. Во всяком случае, именно в этом крайне заинтересован сам премьер-министр. Ведь найти подходящую замену своему старому адвокату ему уже вряд ли удастся.