Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Социальная раздробленность / Политика / < Вы здесь
Как Сталин и Богданов матросов разоружили
Из кн. Н.Б.Богданова, "Мой отец - меньшевик". СПб, 1994

Дата публикации:  28 Февраля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Кажется, до сих пор нет ясности, как все началось, почему 3 июля с вечеру на улицах Петрограда появился в полном боевом снаряжении 1-й пулеметный полк, выведший другие части Петроградского гарнизона и ряд заводов. Ф.Ф.Раскольников называет инициаторами выступления анархистов. Б.О.1 в своих показаниях комиссии, созданной Временным правительством для расследования июльских беспорядков, не исключает даже роль контрреволюционной провокации. К Таврическому дворцу стали стекаться вооруженные толпы солдат и рабочих с требованием к ВЦИКу - берите власть! "Положение тогда было такое, - сообщает Б. О. в тех же своих показаниях, - что вот-вот ворвутся эти вооруженные толпы в Таврический дворец, переарестуют нас или перестреляют, если мы откажемся взять власть".

Объединенное заседание ВЦИКа Совета рабочих и солдатских депутатов и Исполкома Совета крестьянских депутатов началось в полночь и продолжалось в такой обстановке всю ночь. Вопрос о власти решено было отложить: нельзя его рассматривать в условиях такого мощного давления улицы. Разгорались дискуссии, выступали Церетели, Дан, Суханов, истерически кричала Спиридонова.

"Между тем взошло солнце, - пишет Суханов. - На трибуну взошел Богданов с деловым предложением. Заседание должно быть прервано. Рабоче-солдатская часть ВЦИКа остается во дворце. Все сколько-нибудь способные к публичным выступлениям немедленно распределяются по заводам и казармам и сейчас же, пока город не проснулся, направляются в свои экспедиции - убеждать на местах рабочих и солдат воздержаться от всяких выступлений". Предложение было принято, собрание разошлось.

Большевики находились в эту ночь в мучительных сомнениях - поддержать ли демонстрацию? Звать ли к вооруженному восстанию? Убедить ли расходиться по домам? Среди них не было единодушия. Однако когда делегация (от анархистов? от солдат?) прибыла вечером 3 июля в Кронштадт с просьбой о поддержке, таковая была им обещана уже с санкции ЦК большевиков.

Утром 4 июля двадцать тысяч вооруженных моряков на сорока судах высадились на пристанях Петрограда. Под предводительством своих большевистских лидеров Раскольникова и Рошаля они сначала стройными рядами под звуки оркестра направились в штаб ЦК большевиков ко дворцу Кшесинской, где перед ними с призывом к мирной манифестации выступили члены ЦК. Полубольной, срочно прибывший из Финляндии Ленин был немногословен и призывал к сдержанности. Моряки направились к Таврическому дворцу. 4 июля выступления на улицах города возобновились и помимо кронштадтцев. В разных местах возникала стрельба, появились жертвы, число которых росло благодаря начавшимся погромам, грабежам в магазинах и квартирах. Однако, принятые ЦИКом меры уже действовали и порядок постепенно восстанавливался. ЦК большевиков постановил считать демонстрацию законченной, люди стали расходиться по домам и казармам, а моряки заня-ли указанные им квартиры в доме Кшесинской, Петропавловской крепости, Дерябинских казармах с тем, чтобы 5 июля вернуться в Кронштадт. Но тут возник вопрос о предварительном разоружении моряков. Вопрос решался в военной комиссии под председательством М.И.Либера и с участием Б.О. и, судя по описаниям и Раскольникова, и Суханова, очень жестко: матросы на своем пути к пристаням должны быть безоружными. Пока Раскольников и Рошаль выстаивают в Военной комиссии в ожидании участи своих подопечных, последние, не будь дураками, погружаются на суда в полном своем военном снаряжении и уплывают восвояси. Однако не все. Некоторая их часть, две тысячи человек, осталась в занятой ими Петропавловской крепости. Задача разоружения и очистки от них крепости и выпала на долю Б. О. как представителя Центрального Исполнительного Комитета Совета.

"Акция" проводилась 6 июля. Поскольку репортеры при ней не присутствовали, газетные сообщения не страдали единообразием.

В "Рабочей газете" по поводу этого инцидента говорится: "В Петропавловской крепости состоялся митинг... т. Богданов в своей речи подчеркнул, что требования ЦИКа должны быть безусловно выполнены. Речь его была выслушана при почти гробовом молчании. После краткого периода общего молчания выступил один из делегации кронштадтцев, высказавшийся за выполнение требования. Голосованием единогласно постановлено требования принять. Тотчас же был выработан порядок сдачи оружия и пр., а также составлены списки находившихся в крепости матросов и солдат, ... после чего кронштадтцы в сопровождении 10 членов ЦИКа были препровождены на суда". Газета "День" от 6 июля приписала честь бескровного освобождения Петропавловской крепости миссии представителей Исполкома Совета Либера и Зиновьева, и, видимо, эту ложную версию взял за основу Суханов в своих "Записках".

В крепость вместе с Б.О. действительно ходил представитель от ЦК(б), но не Зиновьев и не Каменев (как у Суханова). а Сталин. Он вспоминает: "Центральный комитет партии большевиков делегировал меня в Петропавловскую крепость, где удалось уговорить присутствовавших матросов не принимать боя... В качестве представителя Центрального Исполнительного комитета я еду с Богдгановым к Козьмину (Помощник командующего округом. - Н.Б.). Мы уговариваем его не применять вооруженной силы"2. Раскольников, так же как и Рошаль, не находился в Петропавловской крепости утром июля во время ее сдачи (еще одна "неточность" Суханова), поэтому о происшедшем он узнал от своего двоюродного брата и соратника: "Женевский рассказал о событиях, происшедших в Петропавловской крепости, откуда он только что вернулся, - о бескровном занятии крепости и дома Кшесинской войсками Временного правительства и о разоружении не успевших уехать кронштадтцев, еще оставшихся в крепости. Трудная роль выпала на долю Сталина, которому пришлось быть не только политическим руководителем, но и дипломатом. Со стороны Временного правительства (Ошибка! ВЦИКа! - Н.Б.) в переговорах участвовал меньшевик Богданов".

Изложу теперь нашу семейную версию. Отец вместе со Сталиным прошел в захваченную кронштадтскими моряками Петропавловскую крепость, и ему пришлось уговаривать тысячи озлобленных и вооруженных до зубов людей сдать оружие и крепость. Речь его неоднократно прерывалась угрожающими выкриками, потрясанием винтовок ("гробовое молчание") и было несколько моментов, весьма опасных для его жизни. В качестве представителя большевиков Сталин не уговаривал, а лишь подтвердил: иного выхода, чем капитуляция, нет, надо подчиниться - сдать оружие и уходить в Кронштадт. Сломить сопротивление моряков было трудно, но в конце концов это удалось, и они побросали оружие. А через некоторое время до Б.О. дошло признание Сталина: "Молодец Богданов! Одним брюхом разоружил матросов!"

Приложение 1. Фотография, подвергнутая ретуши

Ретушь состояла в том, что фигура Богданова, стоявшего рядом со Сталиным, была стерта, а на ее месте пририсована рука Сталина - непропорционально большая и торчащая из неподобающего места.

Приложение 2. Осада Петропавловской крепости

"Новое время" от 7 июля 1917г.

Утром 6 июля помощник главнокомандующего войсками поручик Кузьмин передал в доме Кшесинской ультимативные требования очистить дом в течение трех четвертей часа и выдать оружие. В случае невыполнения этого требования дом будет подвергнут бомбардировке. В доме Кшесинской находилось несколько сот вооруженных кронштадтских солдат и матросов, а также некоторые члены большевистской организации. Весь район, в котором находится дом Кшесинской и Петропавловская крепость, еще ночью был окружен концентрическими кругами войсковых частей и находится с нескольких сторон под обстрелом тяжелой артиллерии. Были выдвинуты также и бронированные автомобили. Эта группировка войска вызвала между прочим беспокойство в соседних казармах Гренадерского полка, но полку было сообщено, что действия направлены не против отдельных полков, а против людей, являющихся врагами революции.

В это время фракция большевиков обратилась в Ц.И.К. с просьбой отсрочить исполнение ультимативного требования, чтобы дать возможность подумать. Член Ц.И.К. Богданов, руководивший груп-пировкой войск, отправился на Марсово поле, где находилось отделение штаба главнокомандующего войсками. Срок ультиматума уже истекал, и этим воспользовались некоторые обитатели дома Кшесинской и перебежали в Петропавловскую крепость.

Богданов застал в штабе делегацию кронштадтских матросов, которая явилась также для переговоров. Богданов подтвердил категорическое требование ультиматума, заключавшееся в немедленной выдаче оружия под ответственность Всероссийскаго Ц.И.К. Но заявление Богданова первоначально встретило решительное возражение. Богданову не удалось достигнуть какого-нибудь соглашения и он вместе с делегацией отправился в дом Кшесинской, где находилась еще одна делегация матросов. При возобновившихся переговорах с обеими делегациями выяснилось, что матросы желают уйти непременно с оружием в руках. Начались прения и при этом выяснилось, что делегация не знала о постановлении Всероссийского Съезда. Кроме того, делегации даже указывали, что они выступали не против Совета, а напротив того, идут поддерживать Совет. Без оружия они не могут выйти, так как это позорно. По возвращении в Кронштадт без оружия их могут не принять. На это заявление Богданов категорически заявил, что никакие дальнейшие переговоры невозможны.

В составе вооруженных сил в крепости кроме гарнизона находилась рота 1 пулеметного полка, матросы, солдаты и артиллеристы из Кронштадта.

Через некоторое время Богданов с обеими делегациями отправился в Петропавловскую крепость. Все находившиеся в крепости солдаты и матросы собрались во дворе.

В крепости, у Ивановских ворот, Богданов обратился с речью к собравшимся: "Товарищи, мне тяжело с вами говорить здесь, где сидят поблизости наши враги - слуги царского режима. Мне тяжело, что теперь в наши ряды пробежала черная кошка и что убитых и раненых от 600 до 700 человек. Поймите, положение нетерпимо. Капиталисты всего мира смеются: "Вот так социалисты!" Наши кадеты ехидно потирают руки. Это положение губит нашу революцию. К нам уже прибыли делегаты от семи армий и требуют прекращения всего этого. В России многие считают все это восстановлением царизма. На моих глазах революционеры последней марки превращаются в реакционеров первой марки. Единственный выход - уходите из Петрограда - мы гарантируем вашу полную неприкосновенность. Оружие должно быть сдано".

Затем выступил член центрального комитета большевиков Сталин, который сказал: "Товарищи, мы шли с лозунгом "Вся власть Советам", так не будем же бороться с Советом. Я предлагаю вам принять условия Богданова" .

Собрание молча перешло к голосованию и вопрос единогласно был разрешен в пользу того, чтобы подчиниться и исполнить ультимативное требование. Был выработан порядок сдачи оружия и одновременно со сдачей составлен список всех находившихся в крепости матросов и солдат. Двое штатских, личность которых не установлена, были оставлены на гауптвахте крепости. Солдаты и матросы в сопровождении десяти членов Ц.И.К. отправились на судно. Затем члены Ц.И.К. отправились в Дерябинские и другие казармы, где также находились кронштадтцы, где было принято оружие, составлена перепись, а кронштадтцы отправлены на суда. Из крепости начался вывоз сданного оружия, а войска, окружавшие крепость, стали сниматься со своих позиций. Лидеры кронштадтцев Раскольников и Рошаль не находились в крепости и по-видимому предпочли уклониться от участия в решении стол важного вопроса, предоставив матросов и солдат самим себе.

Примечания:


Вернуться1
Т.е. Б.О.Богданов, меньшевик-оборонец, член Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.


Вернуться2
История гражданской войны в СССР. - ОГИЗ 1955 С 168


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Социальная раздробленность' (архив темы):
Да здравствует господин Сталин! /27.02/
Скоро сталинизм в России станет солидной консервативной идеологией, аналогом французского голлизма.Колонка редактора.
Марк Завадский, Владимир Владимирович Мао /27.02/
Китайцы отождествляют Путина с Мао, то есть не с лидером эпохи стабильности, а наоборот, с лидером революционным. Популярность Путина среди простых китайцев может спровоцировать китайских лидеров на копирование образа российского президента. Тем более - если китайский клон Путина сможет отвлечь массы от неконъюнктурного нынче маоизма с его идеалами аскетизма и равенства.
Сергей В. Бирюков, Франсиско Франко: уроки для демократии и для России /27.02/
Россия повторяет путь Испании. Следует ли Путину повторить путь Франко?
Дмитрий Тишин, Будем здоровы? /26.02/
В предвыборных программах всех партий тема здравоохранения либо вовсе не проработана, либо проработана неудовлетворительно. То же можно сказать и по поводу других дотируемых государством направлений (наука, образование, даже оборона).
Николай Сысоев, Кризис демократических режимов /26.02/
Все современные демократии трансформируются в авторитарные режимы - именно в силу своей демократичности: демократический режим зависит от общественного мнения, которое сегодня во всем мире предпочитает авторитаризм демократии.
Наталья Богданова
Наталья
БОГДАНОВА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: