Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Проблемы Евразии / Политика / < Вы здесь
Спецкоманда Шарона
Дата публикации:  3 Марта 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В преддверии американской операции в Ираке руководство Израиля заметно активизировало свою внешнеполитическую деятельность. Ключевую роль в ней играют не кадровые работники МИД, но личные представители премьера, а также бывшие и действующие сотрудники спецслужб. Исключение составляют лишь гендиректор внешнеполитического ведомства Йоав Биран и советник министра иностранных дел Узи Арад. Однако последний не относится к кругу кадровых дипломатов. До 1997-го он на протяжении 22 лет прослужил в израильской внешней разведке и одно время даже возглавлял ее Исследовательское управление.

В арсенале Ариэля Шарона имеется изрядное количество личных представителей, выполняющих его специальные дипломатические поручения. К ним, в частности, относятся Эфраим Ха-Леви, Дов Вайсглас, Ариэль Гангар, Ури Дан и Ури Лубрани.

Ариэль Гангар - израильский предприниматель (уроженец Тель-Авива), пользуется полным доверием премьера и поддерживает с ним отношения уже более двух десятилетий. В 1966-м, по окончании службы в израильских ВВС, он эмигрировал в Нью-Йорк. Там Гангар занялся коммерческой деятельностью совместно с еврейским предпринимателем Мешуламом Риклисом, также тесно связанным с Шароном и финансировавшим его предвыборную кампанию.

В 1981-м Шарон, занимавший пост министра обороны, предложил Гангару стать гендиректором своего ведомства и ответственным за военно-промышленный комплекс еврейского государства. Однако эта инициатива так и не была реализована из-за резкой критики со стороны израильского истеблишмента и средств массовой информации.

В 1983 году Гангар вернулся в Нью-Йорк, где основал собственную компанию "Holding Capital Group".

В 1998 - начале 1999, когда Шарон занимал пост главы МИД, Гангар впервые выступил в качестве неофициального канала связи между США и Израилем. Это особенно ощущалось во время тайных переговоров еврейского государства с Сирией и Ливаном. С начала 2001 года Гангар является одной из ключевых фигур, обеспечивавших поддержание американо-израильского диалога и сотрудничества. В ходе визита Шарона в США в феврале 2002 он даже участвовал в конфиденциальных переговорах лидеров двух стран. Именно через него израильский премьер поддерживает постоянную связь с Диком Чейни и Кандолизой Райс.

Ури Дан считается патриархом израильский журналистики и одним из ближайших представителей Шарона. Их связывает более четырех десятилетий тесных дружеских отношений. В определенных случаях Дан выполняет наиболее конфиденциальные поручения израильского премьера. Так, например, 15 февраля сего года в Алматы он провел тайную встречу с министром афганского правительства и советником Карзая по международным вопросам Яхьей Мохаммадом Маруфи.

Ури Лубрани с 70-х годов считается одним из лучших израильских специалистов по ливанской и иранской проблематике. В 80-е годы он занимал должность координатора политики различных государственных структур Израиля в Ливане, а также являлся советником премьер-министра. Не будучи сотрудником ни одной из израильских спецслужб, Лубрани более двух десятилетий играет видную роль в тайной дипломатии еврейского государства. Не редко к его услугам консультанта или посредника прибегают канцелярия Ариэля Шарона, "Моссад", Служба общей безопасности (ШАБАК) и Служба военной разведки (АМАН). С 90-х годов Лубрани принимает активное участие в неофициальных контактах Израиля с нефтяными монархиями Персидского залива.

Дипломатические миссии по поручению Шарона в некоторых случаях выполняют также его младший сын Омри, Даниэль Аялон, Маджали Уахаба, Шабтай Шавит и Эйтан Бен-Цур.

Профессиональный дипломат Даниэль Аялон, занимавший в прошлом должность заместителя посла Израиля в ООН, во время каденции Беньямина Нетанияху был переведен на службу в канцелярию премьера. Там он стал замом главы ее внешнеполитического отдела. С приходом к власти Эхуда Барака Аялон сохранил свою должность. После победы на февральских выборах 2001-го Ариэля Шарона он возглавил внешнеполитический отдел канцелярии премьер-министра. Летом прошлого года Дани Аялон был назначен послом Израиля в Вашингтоне.

Подполковник запаса и востоковед по образованию Маджали Уахаба является представителем одного из крупнейших друзских кланов. В середине 80-х он командовал Западным сектором израильской зоны безопасности в Ливане. В тот же период Уахаба установил личные отношения с Ицхаком Рабином и Ариэлем Шароном. В 1996-м он стал помощником последнего (в то время министра инфраструктур) по связям с арабскими и мусульманскими странами. В данный период Уахаба курировал контакты своего патрона с нефтяными монархиями Персидского залива, ПНА, Иорданией, а также странами Магриба и Юго-Восточной Азии. В 1998-м его активность заметно возросла, поскольку Шарон получил пост министра иностранных дел.

С победой на выборах 1999-го Эхуда Барака Уахаба ушел с государственной службы. Вскоре после того он вошел в состав совета директоров частной коммерческой компании "PeaceProjects". Одновременно Уахаба сохранял тесные связи с Ариэлем Шароном. В конце 2000-го он возобновил свою активную дипломатическую деятельность как его неофициальный представитель в мусульманском мире. В феврале следующего года Маджали Уахаба провел тайные переговоры с одним из приближенных Саддама Хусейна. Речь на них шла о возможности установления дипотношений между Израилем и Ираком.

С весны 2001-го до осени 2002-го Уахаба занимал должность гендиректора Министерства регионального сотрудничества. В этом качестве он поддерживал связи с руководством ПНА и Иордании.

Блестящий востоковед-арабист Шабтай Шавит 32 года прослужил в израильской внешней разведке, 7 из которых - с 1989 по 1996 - являлся ее руководителем. Иракское направление было одним из приоритетных в деятельности Шавита на посту шефа "Моссада". Под его личным руководством израильская разведка провела серию операций в Европе и на Ближнем Востоке - с целью нейтрализации военно-стратегической программы Багдада. Он же в 1991-93 годах инициировал восстановление тайных связей "Моссада" и курдских группировок Северного Ирака.

По окончании своей служебной карьеры Шавит занял должность гендиректора медицинской кассы "Маккаби". В 2000-м он вошел в совет директоров международной компании "Мерхав", хозяином которой является Йоси Мейман - его бывший подчиненный по службе в "Моссаде". Принадлежащая ему компания занимается в основном энергетическими проектами (прежде всего, в области газоснабжения) и проводит широкую деятельность на территории стран СНГ, особенно в Центральной Азии и отчасти - в Закавказье.

С начала 90-х Шавит неоднократно выступал в качестве личного посланника израильских лидеров в арабских странах, прежде всего в Египте. До сих пор он поддерживает контакты с рядом бывших и действующих офицеров ближневосточных спецслужб. Наиболее тесные отношения традиционно связывают Шавита с главой Службы общей разведки Египта Омаром Сулейманом аль-Рифаи. В последние два года экс-шеф "Моссада" неоднократно бывал в Каире, в частности - сразу же после победы Шарона на февральских выборах 2001 года. Кстати, в той поездке его сопровождали еще двое доверенных лиц израильского премьера - Меир Даган (с осени прошлого года руководитель "Моссада") и упоминавшейся Маджали Уахаба.

Параллельно Шабтай Шавит является председателем Комитета Межотраслевого исследовательского центра (МИЦ) в Герцлии, который специализируется на изучении проблем международного терроризма и региональной безопасности. Кстати, МИЦ выступает одним из главных организаторов и участников израильско-российского стратегического диалога. С российской стороны аналогичную роль исполняет Экспериментальный творческий центр (ЭТЦ).

Кроме того, в сентябре прошлого года Шабтай Шавит был назначен специальным советником по борьбе с терроризмом при муниципалитете Нью-Йорка. Совместно с экс-шефом ЦРУ Джеймсом Вулси, он руководит рабочей группой, ответственной за разработку стратегии на случай чрезвычайных ситуаций типа 11 сентября.

Эйтан Бен-Цур считается одним из наиболее высококлассных израильских дипломатов. Получив степень магистра в престижном London School of Economics, он с 1960-го почти 30 лет находился на службе Министерства иностранных дел. За годы столь длительной дипломатической карьеры Бен-Цур занимался вопросами Восточной Европы, Северной Африки и американского континента. В конце 90-х он был генеральным директором МИД. В конце 2000 - начале 2001 года Бен-Цур являлся внештатным советником Шарона по внешнеполитическим вопросам. В этот период он выполнил за рубежом ряд секретных поручений своего патрона. Лишь одно из них получило широкую огласку - участие Бен-Цура в тайных переговорах с финансовым советником Арафата Мухаммадом Рашидом, проходивших в январе 2001-го на территории Австрии. До сих пор бывший гендиректор израильского МИД сохраняет связи со многими государственными и политическими деятелями Ближнего Востока и Северной Африки, особенно Иордании и Марокко. При этом он поддерживает весьма тесные отношения с главой канцелярии Шарона Довом Вайсгласом.

Кроме всех перечисленных персоналий, активное участие в закулисной внешнеполитической деятельности Ариэля Шарона принимают главы двух основных израильских спецслужб ШАБАКа и "Моссада". Первую с мая 2000-го возглавляет Авраам Дихтер. В рамках своей деятельности он поддерживает связи со своими коллегами в США, некоторых странах Западной Европы и Ближнего Востока. Особенно тесные отношения связывают Дихтера с руководством иорданских спецслужб. Кроме того, он нередко участвует в переговорах с представителями ПНА по вопросам безопасности, а также контактирует с шефом египетской разведки.

Родившейся в Сибири Меир Даган (который тоже является обладателем ученой степени по востоковедению) возглавил "Моссад" осенью прошлого года. Кстати он тоже обладатель ученой степени по востоковедению. Даган считается личной креатурой Ариэля Шарона и пользуется абсолютным доверием премьер-министра. Начало их отношений восходит еще к 70-м годам. В то время Шарон командовал Южным военным округом, а Даган по его приказу основал и возглавил контртеррористическое спецподразделение "Римон". В дальнейшем их пути на армейском поприще пересекались еще не раз. Поэтому не удивительно, что с избранием Шарона кандидатом на пост премьер-министра от партии "Ликуд" в декабре 2000-го главой его предвыборного штаба стал именно Даган. Возглавив правительство в начале следующего года, Шарон назначил бывшего сослуживца своим внештатным советником по вопросам безопасности. В этом качестве Даган занимался расследованием финансовой деятельности высшего руководства ПНА, а также выполнял тайные поручения своего шефа за рубежом.

Хотя на посту директора "Моссада" Меир Даган уделяет куда больше внимания сугубо оперативным вопросам, нежели внешнеполитическим, ему все же удается поддерживать контакты с некоторыми своими зарубежными коллегами. Особенно это касается руководителей основных спецслужб Хашимитского королевства: начальника Службы общей разведки Саада аль-Хира и шефа Службы общей безопасности Тахсина Шурдома. Естественно, что иракское направление является одним из приоритетных в их сотрудничестве с начальником "Моссада".

Из перечисленных представителей окружения Шарона в контактах с американской администрацией участвуют преимущественно: Эфраим Ха-Леви, Дов Вайсглас, Ариэль Гангар и Даниэль Аялон.

На российском направлении наиболее активно в последнее время проявили себя: Эфраим Ха-Леви и Юлия Брая - советник премьера по вопросам русскоязычных СМИ Израиля и России. Именно она отвечала за подготовку осеннего визита Шарона в Москву, а недавно вернулась из Казахстана, где находилась по личному поручению главы правительства.

Вопросы, связанные с операцией в Ираке, курирует опять же Эфраим Ха-Леви. В различные периоды по заданию Шарона иракской проблематикой также занимались: Маджали Уахаба, Дов Вайсглас, Ури Лубрани и Шабтай Шавит.

На палестинском направлении обычно работают Эфраим Ха-Леви, Дов Вайсглас, Авраам Дихтер, Омри Шарон, а в некоторых случаях и Маджали Уахаба.

Вся эта команда представляет собой "первый эшелон" закулисной израильской дипломатии и играет решающую роль на ее ключевых направлениях.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Проблемы Евразии' (архив темы):
Михаил Фальков, Герой нашего времени: ближневосточный вариант /28.02/
Сталин начинал как "экспроприатор" (то есть как уголовник). Прошлое многих великих людей связано, мягко говоря, с авантюрами. Сегодня время удачливых политических авантюристов наступило на Ближнем Востоке.
Яна Амелина, Армению покупают? /25.02/
Ситуация может объективно сложиться так, что в ближайшее время Армения сменит политическую ориентацию с пророссийской на проамериканскую.
Марк Завадский, Острова зеленого флага /10.02/
Антитеррористическая операция, начавшаяся в Афганистане и продолжающаяся сегодня на Ближнем Востоке, вполне может закончиться в Юго-Восточной Азии. Индонезия стремительно движется к тому, чтобы превратиться в исламское государство. Террористов там называют "моралистами".
Михаил Фальков, Таинственный Маккавити /28.01/
ЦРУ в очередной раз упустило лидера "Фронта освобождения Палестины". Случайно? Не найдя в Ираке оружия массового поражения, американцы, возможно, примутся искать там Абу-Аббаса - вновь разыгрывая "антитеррористическую карту".
Игорь Джадан, Утопия vs. миф /22.01/
Вскоре палестинские арабы избавятся от своей "дикарской" маргинальности: вместо борьбы за независимость (с использованием террористических методов) они перейдут к борьбе за избирательные права┘ И это будет концом Израиля.
Михаил Фальков
Михаил
ФАЛЬКОВ
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: