Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Политгендер / Политика / < Вы здесь
М. vs. Ж.
Колонка редактора

Дата публикации:  6 Марта 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Идею равноправия женщин можно вывести из двух основных источников, питающих, казалось бы, совершенно разные идеологические "водоемы", - из Гоббса и Бакунина.

Гоббс, рассуждая о справедливости, заметил, что справедливость заключается в выполнении требований контракта. Поэтому конкретное содержание этого термина определяется конкретными условиями контракта - а до заключения контракта никакой справедливости не существует. Существует же, по Гоббсу, пресловутая "война всех против всех".

Предположение изначальной "войны всех против всех", на самом деле, сходно с предположением о шарообразности человека, то есть с предположением чисто теоретическим, выдвинутым для удобства. Чебышев, кажется, предложил эту шарообразность как отправной пункт математической теории моделирования одежды. Чебышев знал, что делает, - в отличие от повергнутых в шок модельеров, собравшихся на его лекцию. Гоббс же, вместо того чтобы сразу оговориться - мол, "примем для простоты, что до заключения контракта все воюют со всеми", настаивал на исторической реальности этой самой войны. В результате внятная, на самом-то деле, теория основ права превратилась в одиозную теорию основ обществоведения - и в объект левой критики.

Бакунин, хоть и не указывал на это прямо, спорил с Гоббсом по ряду пунктов. Одним из этих пунктов была "война всех против всех", другим важным пунктом была "власть авторитета". Против второго пункта Бакунин не возражал, но сделал свои - противоположные гоббсовским - выводы. Ход рассуждения Бакунина грубо можно представить так: до возникновения государства человеческое общество вовсе не пребывает в войне всех против всех; никакого "молчаливого общественного договора" не существует - это фикция; договорной справедливости, которую должен хранить некий арбитр (авторитет, суверен) - тоже не существует. Таким образом, государственная власть, действительно - тут Бакунин согласен с Гоббсом - основанная на власти суверена и на формальных отношениях, гарантом которых выступает суверен, - является излишней, несправедливой.

Но в чем же тогда состоит справедливость? Бакунин, не вдаваясь в аргументы, декларативно отождествил справедливость с равенством. Этот ход вполне понятен, хоть и совершенно неверен. Понятен, потому что "в быту" "справедливое" отождествляется с естественным и изначальным ("это вполне справедливо" = "это вполне естественно"). Поступать справедливо - значит поступать согласно природе. Спор же о справедливости сводится к спору о природе. Можно считать человека изначально существом биологическим и отождествить справедливые действия с теми, которые совершила бы на месте человека любая обезьяна (более строго - с теми действиями, изучением которых должны заниматься психологи и этологи). Можно считать, что по природе своей человек есть существо культурное, после чего справедливость выводить из Гоббса. А можно - в духе прагматизма - справедливость действия выводить из тех задач, решить которые это действие призвано (если решение эффективное, значит действие справедливое). Все перечисленные подходы так или иначе применяются нами. Что же до бакунинского "равенства", то оно ничем не лучше гоббсовской войны всех против всех: утверждение: "предположим, что все изначально равны" по сути не отличается от утверждения "предположим, что человек имеет форму шара".

Бакунин в эти тонкости не вдавался: нужды его полемики не требовали теоретической изощренности - как не требовали ее нужды революционной полемики времен Великой французской революции (когда идея тождества справедливости и равенства "пошла в массы"). Борьба, условно говоря, "бакунинщины" и "гоббсовщины" на фоне неисправленной методологической ошибки Гоббса привела к тому, что справедливость и равенство стали отождествляться повсеместно, по поводу и без повода. В результате бакунинщина и гоббсовщина слились в едином коктейле, в либеральной идее равенства всех перед законом, то есть равноправия.

Сегодня невозможно быть либералом - и при этом не требовать "равноправия меньшинств". В разряд "меньшинств" попадают и женщины. Скоро, наверное, попадут и неодушевленные предметы. Проблема, разумеется, не в том, что женщины "хуже" мужчин или в чем-то "не равны" мужчинам. Существует множество примеров, когда женщина прекрасно справляется с "мужской" работой: достаточно вспомнить блистательную галерею правительниц: Екатерина Великая, Мария Медичи, Елизавета Английская, Маргарет Тетчер. Многие традиционные "неумения" женщин (хорошо управлять автомобилем или обильно кормить семью) именно традиционны, то есть вытекают из общественных привычек и комплексов, а вовсе не из каких-либо биологических "чисто-женских" качеств.

Проблема, повторяю, не в женщинах и не в "меньшинствах". Проблема в порочности безусловного отождествления справедливости и равенства. И шире - проблема в порочности всего безусловного. Нормальной реакцией на диктат безусловной справедливости, да еще и поданный с правовым "гарниром", оказывается забавная смесь анархизма и шовинизма. От этих умозрительных забав, на самом деле, не так уж далеко и до "забав" ратных, до физической "народной войны" против "меньшинств" и - увы - до войны полов.

Хотя именно в отношении полов скорее всего актуален наивный лозунг "Make love not war".

Кирилл Якимец


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Политгендер' (архив темы):
Подавлены все! Руглый стол #33 /05.02/
Ругань по существу. Империя складывается из меньшинств. Нарождающаяся глобальная империя также будет "собрана" из меньшинств, одним из которых станет Россия. Поэтому проблема меньшинств стоит перед Россией - как империей и как кандидатом в меньшинства - с двух сторон. Суровый мужской разговор о правах и обязанностях меньшинств ведут Александр Привалов, Михаил Леонтьев и прот. Всеволод Чаплин.
Глеб Павловский, Интересы Москвы на Ближнем Востоке /04.02/
"Русские" израильтяне играют большую роль в достижении внутрироссийского понимания относительно того, что нам предстоит. Они дают пример демократического выживания, без озверения и потери лица, но с твердым противостоянием военным угрозам. В России, честно говоря, этого не хватает". Фрагменты интервью для израильского издания "Новости Недели"
Сергей Маркедонов, Права меньшинств vs. территориальная целостность /03.02/
К 60-летию Сталинградской битвы. Прологом и одной из причин начала Второй мировой войны послужили "судетский кризис" и последовавший за ним Мюнхен: в 1938 г. Судеты передавались Германии в точном соответствии с волей этнического меньшинства - судетских немцев, пожелавших воссоединения с Deutsche Vaterland. Сегодня же ялтинско-потсдамская международная система разваливается по причине фундаментального противоречия между принципом нерушимости послевоенных границ и правом этнических меньшинств на самоопределение.
Тайные наставления Григория Вострого и его последователей /31.01/
Сказка на ночь.
Валерий Тишков, Меньшинства: меняющийся мир и рамки конвенции /30.01/
О докладе консультативной комиссии по Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств "Мнение о Российской Федерации".
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: