Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20030306-sok.html

Общественная связность: российские регионы
Катерина Соколова

Дата публикации:  6 Марта 2003

Часто ли вам приходилось слышать, что на Западе - особенно в Америке, конечно же, - люди совсем друг с другом не общаются? Только улыбаются ненатуральными голливудскими улыбками и твердят, что у них все ОК, даже только что долетев от окна десятого этажа до мостовой. Распространенный стереотипчик. А как общаемся мы? Что мы отвечаем на вопрос "как жизнь"? Что изменилось в нашей культуре общения за последний десяток лет? В конце прошлого года "Агентство эффективной культуры" провело исследование в российских регионах с целью диагностики морально-психологического климата и состояния связей между людьми в обществе.

Характер общества определяется процессами коммуникации. Степень общественной связности делает возможной интеграцию отдельных эгоистичных индивидов в общество. Она позволяет людям доверять друг другу, опираться друг на друга, получать радость от общения друг с другом. Какой характер носит общественная связность в российских регионах?

Семейные ценности

Наши соотечественники отличаются ярко выраженным фамилиацентризмом (от лат. familia - семья). Нет, мы не эгоцентричны. Мы не замкнуты на себе и своих интересах. Но и ценности коллектива, если когда-нибудь они действительно были, давно выветрились из наших голов. Смысл жизни для людей всех возрастов и социальных слоев - это семья и дети. Это предельный круг интересов, предельная идентичность, вокруг которой по-разному окрашенное окружение - враждебное, нейтральное, доброжелательное.

Вот он, капитализм, лишенный протестантской этики. Среди всех опрошенных нашлось лишь две девушки, которые, говоря о своих мечтах, о будущем, сказали, что хотели бы добиться успеха в профессиональной сфере. И связали свою самореализацию с хорошим заработком. Нет, деньги, конечно, нужны всем. Только вот для остальных респондентов они занимают совсем другое место в картине мира. "Я мечтаю о большой семье, поэтому мечты о будущем связаны с хорошим заработком - моим или мужа, - чтобы мы могли прокормить большую семью". Деньги нужно иметь, чтобы родить больше детей и дать им образование, чтобы те, в свою очередь, могли хорошо зарабатывать, чтобы родить детей и дать им образование.

В детях весь смысл жизни и вся радость существования. В этом едины и женщины, и мужчины, и пенсионеры, и студенты. Все рассуждения, так или иначе, сводились к формуле "цель моей жизни - дать жизнь моим детям". Один двадцатитрехлетний юноша заявил, что он "испытывает сильные эмоции от созидания, которое заложено в его природе, при рождении детей". А одна женщина, которая всю жизнь ухаживала за больной матерью и не смогла выйти замуж и родить, смущенно говорила, что она и не знает, зачем жила, но, наверное, тоже оставила после себя что-то хорошее.

"Слушай, Жень, а зачем мы живем? Ну, да, дети, но они ведь вырастут. А мы для чего с тобой?" - передал один из опрашиваемых слова своей жены. Дети, именно свои и маленькие, наделены каким-то неоспоримым смыслом, заключенным в них самих. Но зачем пришли дети в этот мир - непонятно. Все говорили, что молодежи непременно надо какую-то цель в жизни поставить, имея в виду что-то высокое, но сами стремились пожить подольше и заработать побольше. Фамилиацентризм закрывает от людей смысл любой несемейной жизни - профессиональной, общественной. Именно это лишает людей радости и удовлетворения от самореализации. Это потребность не просто не реализуется, она не осознается. Единственно осознаваемый путь самореализации лежит через роддом.

Что попишешь - молодежь - не задушишь, не убьешь

Мне возразят, какой же фамилиацентризм в отношении к детям. Все дети хорошие, в них смысл жизни? Как бы не так. Дети в общественном сознании четко разделяются на семейных - детей, внуков, племянников - и абстрактную "молодежь". Если "дети" - это главный источник положительных эмоций, то "молодежь" - сосредоточение негативных. Это странно звучит, но в сознании людей молодежь - угроза детям. Одна пожилая женщина рассказывала, как она волнуется за семнадцатилетнюю внучку, когда та задерживается с прогулки. "Ведь там в подворотне и в подъезде такая молодежь..." - аргументировала она свои опасения. Молодежь - это что-то неведомое, чужое. Она аполитична, развращена и ничем, кроме наркотиков, не интересуется. Так говорили все люди среднего и старшего возраста. А многие студенты рассказывали об общественных организациях, в которых они участвуют. Они больше знают о политике и представляют, что хотели бы сделать, чтобы помочь старикам, чтобы искоренить наркоманию.

Острый конфликт поколений захватывает и более мелкие возрастные деления. Девятнадцатилетняя девушка заявила, отличая свое поколение от нового: "У нас были какие-то идеалы. Мы к чему-то стремились". Не останавливаясь подробнее на грамматической форме прошедшего времени в этом пассаже, заметим, что стремительное нарастание инноваций делает каждое следующее поколение непонятным для предыдущих. Чем сильнее привычка мыслить в рамках метанарратива, тем меньше это понимание, меньше само стремление понять других и больше опасений и ненависти. Говоря о своих самых неприятных эмоциях, одна пенсионерка в Самаре не могла выразить свои чувства иначе, чем словами: "Пройти невозможно - стоят молодежь. Все прям вот такие вот". Мне даже не надо описывать тон этого высказывания.

Молодежь - по сути, все те же чьи-то дети - живет в атмосфере ненависти. Первое, что приходило в голову студентам, когда им задавили вопрос о негативных эмоциях, это отношение к ним пожилых людей. Вот, например, мнение одной из учащихся Ульяновска: "Мне почем-то подумалось о пожилых людях. Они меня раздражают. Их отношение к молодежи. Все, что касается нашего города. Я в другом городе выросла, и когда приехала сюда, то меня поразило большое количество пожилых людей в городе и их отношение к молодежи: очень негативное, независимо от поведения молодежи, от того, из какого она социального слоя".

Возможно, этот конфликт можно нивелировать, познакомив старшее поколение с настоящей молодежью - ощутимо более социально активной, чем все остальные слои населения. Молодежные политические движения, молодые профессионалы от политики, определенно, могут получить широкую поддержку. Они могут сыграть на контрасте и на тех сильных положительных эмоциях, которые испытывают люди к "детям", к "хорошей молодежи", которая не курит и не пьет, "интересуется судьбой страны", "стремиться к чему-то".

Конечно, не только молодежь вызывает негативные эмоции. Главный источник стресса - телевидение. Наиболее болезненными точками остаются ЖКХ и транспорт. Это отмечалось во всех возрастных группах. Бесконечно текущие трубы и беспробудно пьющие сантехники; необъятные кипы справок, собранных, чтобы провести телефон, и нестерпимое хамство чиновников, отказывающихся в тысячный раз дать вам номер; повышение цен на проезд в общественном транспорте, увеличение времени его ожидания и уменьшение жизненного пространства в автобусе до только чудом допустимого уровня - все это погружает людей в депрессию; общество в регионах проявляет все симптомы хронической усталости.

Положительные эмоции вызывают только, в основном, успехи российских спортсменов, дети, а также и подарки. Иногда - любимая работа.

Немного особняком стоит молодежь. У девушек и юношей масса увлечений и радужных надежд. Люди среднего возраста едко вырываются из гущи семейных забот. Женщины, занимающиеся "аква-аэробикой и танцами", редчайшее исключение. Хотя такая необязательная, оторванная от семьи и работы деятельность доставляет им огромное удовольствие. Пенсионеры погружены в воспоминания. Фотографии в альбомах, ученики, навестившие пожилую учительницу, бывшие коллеги - вот вестники хорошего настроения. Многие из них и после двадцати лет заслуженного отдыха живут проблемами своего завода, школы, учреждения. Вообще, для пенсионеров самоописания положительных эмоций часто основаны на воспоминаниях о прошлых или актуальных опытах общественной связности.

Беда как способ познания друзей

Даже общение с друзьями, как это ни странно, зачастую оказывается безрадостным.

Надо заметить, что общение с друзьями занимает какую-то мизерную долю времени. Когда людей спрашивали, с кем, кроме родственников, они общаются? Вновь всплывали тетки, дядьки, дальние родственники из Сочи, дети, вся родня, нежданно нагрянувшая в гости еще в прошлом веке. Оказалось, что с друзьями люди общаются, "только когда случается горе". Чаще всего своими "горестями" делятся по телефону. А одна женщина из Ульяновска рассказала, что звонит своим друзьям и говорит, что у нее что-то случилась, просит приехать. А сама в это время накрывает на стол. И когда перепуганные гости, еще не подозревающие, что они гости, прибегают, она их успокаивает, мол, ничего не случилось, просто хотелось повидаться.

Почему с друзьями надо обсуждать только неприятности? Почему сложно собрать друзей без горестного повода? Создается впечатление, что в нашей культуре сложилась определенная система социальных ожиданий. От нас ждут, что мы поделимся проблемой. Стараясь соответствовать этим ожиданиям, люди часто раздувают свои проблемы, болезненно воспринимают то, на что и внимания не стоит обращать, или придумывают горе, как женщина из Ульяновска. Участники фокус-групп сначала все как один говорили о своем бедственном материальном положении. А потом женщины начинали рассказывать о коньках, лыжах, кожаных куртках, которые они дарили своим сыновьям, разменявшим тридцатник. Пенсионеры - о том, как они платят за учебу внуков в вузах.

Так или иначе, мы не привыкли делиться хорошим. Содержание информации, которой мы наполняем свою коммуникацию, как правило, носит негативный характер. Счастливо отличается в этом младшее поколение. Молодые люди в ходе опроса утверждали, что "друзья познаются в радости", что "друзья - это люди, с которыми просто хорошо вместе".

Боженька, Вы мне не поможете?..

Забавно было наблюдать, как при вопросе о негативных эмоциях одна женщина буквально заговаривала себя: "Я более мистичный человек и негативных эмоций испытываю мало, больше позитивных. Поэтому вспомнить что-то яркое не могу, нечего даже вспоминать. Было много всего хорошего, светлого, а про негативное ничего сказать не могу". Помогает ли вера преодолеть негативные эмоции? Видимо, да.

Большинство респондентов не уверены в существовании Бога. Наибольшая степень уверенности выражалась словами "да, наверное, что-то есть". Религия, церковь - это не очень-то нужно. "Но верить во что-то нужно". И вера помогает в тяжелые моменты. Все участники опроса так или иначе говорили об этом. "Если не на кого положиться в трудную минуту, обращаюсь к Богу: "Помоги, пожалуйста". "Бог есть, в трудные минуты про него вспоминаешь". "Я не верю, но в трудные минуты твержу: Господи, помоги". И даже так: "Отношения с Богом по схеме "ты - мне, я - тебе" и "Бога нет, но он нам поможет".

Можно сказать, что в стране сегодня сформировался специфический тип безцерковной неоязыческой религиозности. И если такая вера и способна дать небольшое облегчение, надежду в трудной жизненной ситуации, то сформулировать смысл жизни, поставить перед человеком цель, ради достижения которой он и должен перенести эти тяжелые минуты, - этого такая вера не может.

Гражданином можешь ты не быть, но семьянином быть обязан

Много в стране проблем. И старики нищенствуют, и молодежь вся такая развращенная, и дети неприкаянные по улицам шляются. "Как же вывести страну из этой катаклизмы?" - убивался один из респондентов. И вроде даже всем хочется бороться с этими недостатками системы (опять же негатив: почему мы всегда боремся с недостатками, но не поддерживаем достоинства - вот во Франции есть же общества друзей чего-нибудь). Но как с ними бороться?

Исследование "Агентства эффективной культуры" показало, что подавляющее большинство респондентов понятия не имеют о политических и общественных организациях, существующих в их городе. Каждый считает, что проблемы надо решать, но именно от него ничего не зависит. Не буду скатываться к традиционным рассуждениям о перспективах гражданского общества в России. Скажу только одно. На мой взгляд, главная проблема в том, что люди не осознают общих интересов, а значит, и не видят возможности их отстаивать. Как уже говорилось, интересы человека оказываются ограниченными его семьей. Фамилиацентризм препятствует развитию гражданской инициативы. Это мне напомнило гегелевскую "Философию права", развитие духа права от семьи через гражданское общество к государству. Мы пока стоим на первой ступени. Нам еще надо совершить трудное восхождение к пониманию интересов социальных групп, к осознанию интересов государства. Пока наша предельная, реально действующая идентичность - семья. Одно слово - gemeinschaft.

Да, были у нас общественные организации, но цели их были так абстрактны и страшно далеки от народа, что привычки к подобной гражданской деятельности вскоре не осталось. Старшее поколение вспоминает комсомольскую деятельность, профсоюзы, но в основном эти воспоминания связаны с решением своих личных проблем - отдых по путевке, получение жилья. Политические и общественные организации благодаря этой традиции не воспринимаются как механизм артикуляции и канализации различных социальных интересов. Общественно-политическая деятельность описывалась респондентами с брезгливостью, часто речь заходила о карьеризме. "Я не хотела бы работать ни в одной общественной организации, потому что сталкивалась я с людьми из таких организаций, которые работают на самом деле для себя, а не общества". "Что мне раньше плохого общественно-политические организации делали? Ничего плохого мне не делали. Но я решил политикой не заниматься. Это просто вредная деятельность, я считаю. Те, кто этим занимаются, карьеристы, в основном".

Более оптимистично смотришь на эти проблемы, поговорив со студентами, с пресловутой аполитичной молодежью. Они видят свою роль в решении социальных проблем, хотят участвовать, большинство и участвуют в молодежных организациях, создают собственные клубы по интересам и гражданские ассоциации или, на худой конец, знают, что бы они хотели сделать, прежде всего, для своего города. С такой "золотой" молодежью можно вывести страну из "катаклизмы".

Связность общества существует сейчас практически только на микроуровне, на уровне семейно-родственных отношений. Семья выступает как предельная идентичность, главная ценность. Такая идеология семейственности проявляется во всех возрастных группах. Можно предположить, что широкую поддержку получит общественно-политическая организация, которая сможет раньше других грамотно опереться на эту идеологию. Это позволит ей разрушить предубеждения, существующие в обществе, против политики как сферы деятельности, преодолеть полосу отчуждения, отделяющую семью от остального общества.

Расширение опыта общественной связности, выход его за рамки семьи и родственных отношений, поможет людям сформулировать цель своей жизни и развития общества, расширит поле положительных эмоций. Уже не только свои дети будут доставлять людям радость, но и успехи в работе, участие в общественной деятельности, даже голосование на выборах и телевизионные новости смогут приносить удовлетворение.