Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20030307-tishin.html

Пол по прозвищу "Гендер"
Дмитрий Тишин

Дата публикации:  7 Марта 2003

Кавалеру своему
Я говорю трехглазому:
Нам поцелуи ни к чему,
Мы - братия по разуму...

А. и Б. Стругацкие, "Сказка о Тройке"

Прежде чем затевать бесконечные и во многом бесплодные дискуссии, необходимо зафиксировать терминологию и определить сам предмет разговора. Существует 5 категорий пола человека:

1. Генотипическая. Самый низкий уровень - как в клетках собран генетический материал, как сочетаются хромосомы.
2. Фенотипическая. Это то, как человек выглядит, совокупность первичных и вторичных половых признаков.
3. Психологическая. Кем человек себя ощущает.
4. Социальная. Кем человека считает общество.
5. Паспортная. Что записано в документах.

Жизнь показывает возможность расхождений определения пола в зависимости от категории, по которой его устанавливают. Договоримся, что речь пойдет о проблемах "женщин во всех пяти смыслах", иначе мы свернем в одно из общепринятых боковых русел обсуждения, к "нежным стилистам", например.

Под заимствованным словом "гендер" понимают социальное поведение мужчин и женщин, а также взаимоотношения между ними. Любопытно, что основное значение слова-прототипа (gender) больше относится к биологии, к категориям 1 и 2. Равенство социального положения мужчин и женщин в обществе называют гендерным равенством, а равенство их перед законом - гендерным равноправием. По статистике женщины в мире выполняют 2/3 работы, получая 1/10 всех денег. Две трети всех неграмотных - женщины. Женщинам принадлежит 1% всей собственности на Земле. Необходимо открыто признать и гендерное неравенство, и неравноправие - формальное или фактическое.

Теперь можно явно сформулировать основные гендерные проблемы:

- насилие и дискриминация по половому признаку;
- домашнее насилие;
- право женщин на имущество, включая недвижимость и землю;
- юридические права и социальное положение одиноких матерей;
- вопросы гражданства и государственная защита женщины, вышедшей замуж за иностранца;
- вопросы заключения и расторжения брака;
- равенство оплаты труда и занятие руководящих должностей;
- представительство женщин в органах власти.

Оставим в покое дебаты о том, нужно ли уступать места в транспорте и придерживать двери при входе в метро. Это вопрос личного и коллективного воспитания, общественного уклада и традиций - где-то (у нас, хотя бы на словах) принято, где-то могут по судам затаскать за "сексизм" и "шовинизм". Так вот, первые семь проблем, очевидно, являются следствием восьмой, ибо порождены прорехами законодательства и тотальным его неисполнением. Тогда по идее женщины должны сами принять нужные законы и заставить общество их исполнять. Ведь большинство населения в мире - женщины, хотя во власти они составляют меньшинство. Если неравенство видно, как говорится, из окна, то неравноправие надо доказывать. Рассмотрим соответствующие части основных законов трех демократических государств.

Конституция Таджикистана утверждает: "Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует права и свободы каждого, независимо от его национальности, расы, пола, языка, вероисповедания, политических убеждений, образования, социального и имущественного положения. Мужчины и женщины равноправны" (ст. 17); "Семья, как основа общества, находится под защитой государства. Каждый имеет право на создание семьи. Мужчины и женщины, достигшие брачного возраста, имеют право свободно вступать в брак. В семейных отношениях и при расторжении брака супруги равноправны. Многобрачие запрещается" (ст. 33); "Мать и ребенок находятся под особой защитой и покровительством государства. Родители ответственны за воспитание детей, а совершеннолетние и трудоспособные дети обязаны заботиться о своих родителях. Государство заботится о защите детей-сирот и инвалидов, их воспитании и образовании" (ст. 34).

Но! Статья 47 (о чрезвычайном положении) сохраняет в неприкосновенности из перечисленных только ст. 17 - о равной ответственности перед законом.

Конституция РФ: "В Российской Федерации ... обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства..." (ст. 7 ч. 2); "Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола... Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности" (ст. 19 чч. 1 и 2); "Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации" (ст. 19 ч. 3); "Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства" (ст. 29 ч. 2); "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства" (ст. 38 ч.1).

Пропаганда неравенства полов и ограничение прав по половой принадлежности явно не запрещены, то есть разрешены. А при чрезвычайном положении ни одна из этих статей работать не будет (ст. 56 ч.3), даже 19 в части 2, что может повлечь, например, казнь "по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности". Или по признаку пола. В этом плане российская Конституция хуже таджикской.

Апофеоз демократии - Конституция США. В каноническом тексте женщины рассматриваются где-то на уровне рабов и индейцев, поэтому сразу перейдем к поправке ХIХ: "Право голоса граждан Соединенных Штатов не должно оспариваться или ограничиваться в связи с их полом, как Соединенными Штатами, так и отдельными штатами". Исторический экскурс: поправка предложена 66-м Конгрессом 4 июня 1919 г. Ратификация завершена 18 августа 1920 г., когда 36 из 48 существовавших в то время штатов одобрили поправку. Поправка была отвергнута (и впоследствии не ратифицирована) штатом Миссисипи 29 марта 1920 г. и штатом Делавэр 2 июня 1920 г.

Итак, в двух штатах по сей день сохраняется законодательно закрепленное неравноправие граждан по половому признаку. А из трех Конституций лучшая в смысле гендерного равноправия - Конституция Таджикистана.

Комплексный подход к проблеме равенства - "стратегия, заключающаяся во внедрении проблем равенства полов на все уровни общества посредством организации системы ее учета при принятии политических решений". Концепция такого комплексного подхода появилась в различных международных документах после третьей Конференции ООН по положению женщин (Найроби, 1985 г.).

В Программе действий, принятой Четвертой Всемирной конференцией по положению женщин (Пекин, 1995 г.), комплексная концепция также была поддержана странами-участницами.

Прошло семь полных лет с момента принятия Программы. Проводятся бесконечные совещания, тренинги, консультации, которые так и не вылились во что-то реальное. Неудивительно, если читать программу Движения Женщин России: "Подлинная демократия предполагает, что участие мужчин и женщин в органах управления должно осуществляться на паритетной основе - на основе соотношения 50 на 50. Равное участие мужчин и женщин в государственном управлении будет способствовать обогащению общества и содействовать его устойчивому развитию". С конкретикой плохо у всех политиков, но здесь даже логика страдает. Почему 50 на 50, если женщин больше? Почему не пропорционально? У ДЖР нет ярких политиков (политесс?) и конкретной программы действий, отсюда низкие рейтинги - женщины предпочитают голосовать за мужчин. Увы, этот факт проверен избирательными кампаниями.

Прочитаем основные направления деятельности ДЖР:

- Лоббирование интересов женщин во взаимодействии со структурами исполнительной, законодательной, судебной власти.
- Участие в избирательных кампаниях на федеральном, региональном и местном уровнях.
- Проведение конференций, семинаров, круглых столов по общественно значимым проблемам - в первую очередь, проблемы прав женщин - на федеральном, региональном и местном уровнях.
- Участие в работе Комиссии по улучшению положения женщин на федеральном, региональном и местном уровнях.
- Защита интересов женщин, семьи и детей в средствах массовой информации.
- Расширение сотрудничества с женскими организациями страны, международным женским движением.

Исчерпывающий список из серии: "Партия, дай порулить!". Вместо формирования всех ветвей власти по принципу большинства - робко протянутая рука. Подразумевается, что эти структуры общества незыблемы и с ними можно слегка посотрудничать при благосклонном отношении сверху к мышиной возне. Вариант "захвата управления законным путем" даже не рассматривается.

Любой нормальный человек, если его что-то в жизни не устраивает, может придерживаться одной, но только одной, модели поведения: конформистской, коллаборационистской или революционной. Спектр на самом деле шире, существует масса промежуточных гибридов разной степени жизнестойкости наравне с крайними - выморочными - вариациями вроде отмены акушерства и гинекологии как наук. За лесом этой мировоззренческой ботвы крайне трудно углядеть тропинку оптимального пути, тем более, что каждый(ая) ищет его самостоятельно - такова особенность темы.

Поэтому, милые носительницы прекрасного гендера, не запрещайте поздравлять вас с праздником. Пусть это останется в виде милого реликта мужланства и шовинизма.