Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20030311-lan.html

Гендер по-корейски. Окончание
Андрей Ланьков

Дата публикации:  11 Марта 2003

Начало - здесь.

До недавнего времени жизненный путь большинства корейских горожанок был вполне предсказуем. Девушка по окончании школы поступала в университет или колледж, а потом несколько лет работала (обычно - не по специальности). К 23-26 годам она выходила замуж - причем жениха, как правило, ей находили родители. После свадьбы женщина увольнялась с работы и становилась домохозяйкой. При этом она жила с родителями мужа. Жена полностью контролировала семейные финансы - в большинстве семей муж отдавал ей весь заработок и получал от нее еженедельное или ежедневное пособие на текущие расходы (обычно - довольно скромное).

Конечно, возможны были и некоторые варианты. Во-первых, далеко не все городские семьи могли и хотели отправлять своих дочерей в вузы, так что многие девушки после школы шли работать на производство. Однако и в таком случае их карьера длилась только несколько лет - до замужества. Во-вторых, в послевоенные десятилетия все больше кореянок находило супруга самостоятельно, без помощи родителей. Однако они все равно не могли выйти замуж без родительского согласия (до 1977 г. без такого согласия брак не мог быть зарегистрирован официально). В-третьих, в многодетных семьях с родителями оставались, как правило, старший сын и его жена, в то время как младшие сыновья со своими женами жили самостоятельно.

В общем и целом описанная выше схема работала на протяжении примерно полувека - со времен Корейской войны и до конца 1990-х годов. Однако в последнее десятилетие она стала претерпевать существенные изменения. Стремительный экономический рост был тесно связан с ростом образования (в том числе и женского) и с распространением в Корее западных норм, идей и представлений. Как и другие страны конфуцианской культуры, Корея оказывалась весьма восприимчивой к западному влиянию. Поначалу европейские идеи мало затрагивали семейный быт, однако в последние годы, кажется, началась радикальная перестройка корейской семьи. Конечный результат перемен не ясен (да и может ли вообще быть "конечный результат" у процесса, который по определению бесконечен?). Однако уже видно, что корейская семья ближайшего будущего будет куда больше походить на семью западную. Столь дорогая сердцу этнографа "национальная специфика" исчезает прямо на наших глазах.

В 2002 году был преодолен символически важный рубеж: Южная Корея перестала быть страной домохозяек - точнее, домохозяйки впервые перестали составлять большинство среди замужних кореянок. По данным Национального Статистического Управления в 2002 г. более половины (точнее - 51.6%) всех замужних женщин работало по найму.

Для того чтобы понять значение этой цифры, надо помнить, что до совсем недавнего времени замужество кореянки означало ее увольнение с работы. В большинстве компаний никто даже не интересовался ее мнением: до конца 1980-х гг. увольнение в подобной ситуации производилось автоматически. В большинстве корейских семей зарплата мужа являлась не просто главным, но и практически единственным источником средств к существованию. По данным статистики, в 1970 году заработки главы семьи составляли 92% семейного дохода.

То обстоятельство, что до недавнего времени кореянки работали лишь несколько лет, не могло не сказаться на отношении к ним со стороны менеджеров. Поскольку женщина была, по определению, временным работником, никто не собирался вкладывать деньги в ее профессиональную подготовку. Для владельцев фирм миловидные конторские барышни в обязательной униформе (форменную одежду в большинстве компаний должны носить только женщины) являются, как правило, лишь живым украшением их офиса. Вот что об этом сказано в книге, которая, по замыслу ее автора, должна стать наставлением для молодых конторских барышень: "В целом в нашей стране руководители фирм пока ожидают, что сотрудницы-женщины, куда в большей степени, чем мужчины, будут создавать очарование фирмы... С точки зрения руководителя, его сотрудницы, подобно свежим благоуханным цветам, должны создавать в офисе особую атмосферу".

Задачи этих "благоуханных цветов" сводятся к печатанию документов, подшивке входящих и исходящих, красивому оформлению бумаг, отправке факсов, контролю за прохождением платежей, выполнению многочисленных мелких поручений начальства и, конечно же, приготовлению кофе и встрече посетителей с непременной очаровательной улыбкой. Английский журналист Дж. Джозеф в своей книге о современной Японии главу, посвященную статусу работающих женщин, назвал "Место женщины, или Как заваривать чай, имея докторскую степень". Это ехидное замечание вполне относится и к Корее, с той лишь разницей, что там сотрудницам приходится гораздо чаще заваривать кофе - чай в Корее не слишком популярен (отсюда и распространенное шутливое название молоденькой конторской служащей - "кхопхи агасси"- "кофейная барышня").

Однако в последние годы ситуация стала меняться. Большинство работающих кореянок и поныне остаются "благоуханными цветами" офисов (и сборочных линий). Однако женщина-менеджер, женщина-инженер, женщина-профессор в последние годы перестали вызывать удивление. В корейских университетах редкая студентка сейчас решится заявить, что хочет в будущем стать домохозяйкой: подобные заявления вызывает у подруг ироническую улыбку и рассматриваются как показатель "отсталости" и "непрогрессивности". Менеджеры старшего поколения в глубине души и сейчас считают, что женщина - плохой работник. Однако в наши дни подобные убеждения им приходится держать при себе - иначе может серьезно пострадать имидж компании. Даже крупные корейские концерны-чэболь, оплот консервативных традиций, один за другим вводят специальные квоты для женщин.

Способность самостоятельно зарабатывать на жизнь означает, что молодые кореянки стали по иному смотреть на окружающий мир. До недавнего времени единственным способом обеспечить существование был для них удачный брак. Муж был "добытчиком" в полном смысле этого слова, и при выборе супруга решающее значение имели его доходы - точнее, его потенциальная способность зарабатывать деньги, определяемая происхождением, образованием и служебным положением. В нынешних условиях молодые кореянки могут позволить себе меньше беспокоится о деньгах и больше - о человеческих качествах будущего супруга. Ошибиться сейчас не так страшно, как пару десятилетий назад: одинокая женщина вполне может обеспечить себя.

До недавнего времени подразумевалось, что после свадьбы молодые будут жить вместе с родителями мужа. В старом обществе традиция требовала от невестки полного и безусловного повиновения распоряжениям своей свекрови, любые проявления неуважения и непочтительности жестко пресекались. Многочисленные корейские поговорки, посвященные проблемам отношений свекровки и невестки, не оставляют сомнений в том, какими были эти отношения в большинстве семей: "Если долго жить, то и смерти свекровки дождешься"; "И кусок ттока (рисовый хлебец - А.Л.) в руках невестки всегда кажется слишком большим"; "Пляшет как невестка на похоронах свекрови" (о неконтролируемой радости).

Однако в последние годы ситуация быстро меняется. Все чаще молодые кореянки ставят вопрос ребром: "Если поженимся, то жить с твоими родителями не будем". История (а также рассказы собственных матерей, бабушек и тетушек) научила их бояться свекровей - и страх этот трудно считать необоснованным. И в наши дни свекровь часто пытается относиться к невестке, как старослужащий к салаге: "Я в твои годы помыкалась - теперь твоя очередь". Однако молодые кореянки, в отличие от своих матерей, не хотят подчиняться вековым правилам семейной дедовщины и стремятся жить отдельно от родителей мужа.

Многие социологи - особенно западные и феминистски настроенные - видят в этом очередную победу в борьбе за женское освобождение. При этом они забывают о ряде немаловажных обстоятельств. В Южной Корее до недавнего времени почти не было системы социального обеспечения - именно потому, что ее функции с успехом выполняла патриархальная семья. Большинство пожилых корейцев не может полагаться ни на государственные пенсии, ни на сбережения в пенсионных фондах. Когда они были все еще способны работать, они вкладывали все свои деньги в детей - в первую очередь, в их образование. При этом подразумевалось, что дети со временем возьмут на себя заботу о постаревших родителях. Нынешние шестидесятилетние когда-то были уверены, что проведут свою старость в окружении почтительных сыновей, послушных внуков и покорных невесток. Однако молодые кореянки не хотят следовать старым правилам. Понятно, что это ведет к частым конфликтам, в которых свекрови - едва ли не впервые в корейской истории - выступают в качестве страдающей стороны.

Корейцы среднего возраста начинают постепенно понимать, что они не могут более рассчитывать на материальную поддержку сыновей и покорность невесток (вызвано это не только бунтом невесток, но и катастрофическим падением рождаемости, о котором речь пойдет дальше). Нынешним тридцатилетним, скорее всего, придется заботится о собственной старости самим - при некоторой помощи правительства. В последние годы правительство пытается создать в стране систему соцобеспчения. Скорее всего, с приходом к власти Но Му Хена, самого левого из всех южнокорейских президентов, подобные попытки только интенсифицируются. Однако очевидно, что развитая система социального обеспечения означает резкое повышение налогов, которые сейчас в Корее находятся на очень низком уровне (подоходный налог не превышает 20%). Это повышение, в свою очередь, негативно скажется на темпах экономического роста.

Еще одним признаком распада традиционной семьи стал стремительный рост числа разводов. До недавнего времени развод был в Корее крайней редкостью - по крайней мере, среди среднего класса. Всего лишь 12 лет назад, в 1990 году, в Корее на 1000 жителей приходилось 1.13 развода - в четыре с половиной раза меньше, чем в США, и существенно меньше, чем в большинстве других развитых стран. Только государства Восточной Азии имели столь же низкий уровень разводов.

В совсем еще недавние времена, в начале 1990-х годов, отношение общественного мнения к разведенным в Корее было крайне настороженным. Разведенному мужчине было трудно, а женщине - почти невозможно вступить в новый брак. Развод сильно вредил карьере, ибо во многих крупных фирмах и особенно - государственных организациях не слишком-то хотели назначать на ответственную должность человека, который в прошлом "не смог сохранить семью". Развод мог существенно, если не безнадежно, испортить карьеру государственного чиновника, политического деятеля и даже, как это ни покажется странным российскому читателю, эстрадной звезды. Что же до женщин, то их положение после развода было еще хуже, чем у мужчин, и у них почти не было надежды даже на то, что им удастся получить приличную работу, не говоря уж о вступлении в повторный брак.

И все это изменилось - внезапно, всего лишь за десятилетие. Уровень разводов вырос от 1.1 на 1000 человек в 1990 году до 2.0 в 1997. Валютный кризис 1997-98 гг. привел к новой волне разводов. В результате в 2001 г. в Корее на 1000 жителей приходилось 2.8 развода. По этому показателю Южная Корея оказалась на третьем месте среди развитых стран - членов ОЭСР. Чтобы оценить масштаб и темп перемен, надо принять во внимание, что в семидесятые годы соответствующий показатель равнялся 0.4 - в семь раз ниже, чем в наши дни!

Причины подобных изменений разнообразны. О новообретенной экономической самостоятельности женщин речь уже шла. К этому можно добавить и влияние феминистской идеологии, и распространение женского образования, и многое другое. Однако факт остается фактом: меньше чем за пятнадцать лет Южная Корея превратилась из страны, где развод был редкостью, в страну с исключительно высоким уровнем разводов.

Одновременно с ростом разводом произошло и резкое сокращение рождаемости. В старые времена мало кто сомневался в том, что главное предназначение женщины - рожать сыновей (дочери считались скорее неизбежными отходами производства). Вплоть до конца шестидесятых годов Корея была страной с очень высокой рождаемостью. В те времена власти даже организовали компанию по ограничению рождаемости - правда, довольно вялую. Однако экономический рост оказался эффективнее любых призывов и запретов. С началом "корейского экономического чуда" рождаемость стала падать, и в последние годы это падение стало беспокоить очень и очень многих.

Для беспокойства есть основания. Как и в большинстве развитых стран, в Корее в наши дни не обеспечивается даже простое воспроизводство населения. В 1960 г. среднестатистическая кореянка за свою жизнь рожала 6 раз. В 1970 г. этот показатель опустился до 4, а в 2002 г. средний уровень составил 1.3 рождений на женщину (и продолжает падать). Кореянки не слишком спешат обзаводиться детьми: одни из них хотят "пожить для себя", а другие заняты тем, что делают "карьеру и фортуну". Население Кореи, правда, продолжает расти, но происходит это исключительно за счет продолжающегося и по сей день увеличения продолжительности жизни и постоянного снижения смертности. Как ожидается, около 2030 г. население страны достигнет максимума, а потом начнет постепенно сокращаться. Последствием этого станет старение населения, к которому Корея пока не готова.

Итак, на наших глазах исчезает корейская семья в том виде, в каком она просуществовала все послевоенные десятилетия. Уходят в прошлое многие традиции, которые возникли еще в доиндустриальные, патриархальные времена и успешно пережили десятилетия экономического чуда. Новая корейская семья является малодетной и нуклеарной. В ней, как правило, работают оба супруга - эпоха домохозяек уходит в прошлое. Иначе говоря, "новая семья" куда ближе к семье развитых стран Запада. Похожие перемены проходят и в других областях корейской жизни. К худу ли, к добру ли, но последнее десятилетие стало временем исчезновения "местной специфики". Глобализация, однако...