Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Вокруг власти / Политика / < Вы здесь
"Рвут на куски" или "берут свое по праву"?
Колонка редактора

Дата публикации:  13 Марта 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Сейчас все взахлеб обсуждают последний кульбит центральной власти. Президент воткнул свою вертикаль в сеть "силовых структур" - и прихлопнул самых всесильных "силовиков". Что ж, мы тоже чуть-чуть поразвлекаемся.

Ответ на многочисленные вопросы, возникающие по этому поводу, следует искать именно в слове "всесильный". "Всесильность" ФАПСИ или ФСНП, например, позволяла им вести самостоятельные "игры" - за что эти службы, видимо, и поплатились.

Действительно, давайте перечислим действия Президента. Во-первых, уничтожено две спецслужбы, ФАПСИ и ФСНП, а ФПС лишена самостоятельности. Во-вторых, создано два новых госкомитета - по наркотикам и по оборонному заказу. Руководителем "психоделического" госкомитета назначен Черкесов, известный тем, что с середины семидесятых и до самого краха Советской власти ловил в Питере диссидентов. Особых оперативных качеств для такой "ловитвы" не требуется, так что, видимо, вся прелесть Черкесова заключается лишь в том, что он в свое время был однокурсником Путина, то есть Президент в данном случае может рассчитывать на лояльность новой спецслужбы...

Именно вопросы лояльности, похоже, являются ключевыми в понимании того, что произошло.

Взглянем на список "жертв". ФАПСИ собрало под своим крылом хороших специалистов по добыче и обработке информации. Секретность, которой окружило себя ФАПСИ, можно было сравнить разве что с секретностью, царящей в ГРУ. ФАПСИ, таким образом, было в состоянии вести собственную "игру" (и не так важно, собиралось ли оно это делать).

Налоговая полиция давно превратилась в инструмент шантажа: любую фирму при желании можно подловить на уклонении от налогов, а можно просто - для "профилактики" - устроить "маски-шоу", из-за которого фирма будет простаивать и терять деньги. Таким образом, ФСНП наработала много полезных связей и могла при желании пустить их в ход. Опять же, не важно, собиралась ли ФСНП вести свою "игру". Важно, что такая "игра" была вполне осуществима.

Пограничники же в некотором роде аналогичны налоговикам, поскольку сегодня ловят по большей части не шпионов, а контрабандистов. В ФСБ, которой подчинили пограничников, также есть отдел, занимающийся борьбой с контрабандой, но отдел этот, вроде, не ведет никаких самостоятельных игр.

Бывших руководителей ФСНП и ФПС с почетом выслали из России (а именно так, скорее всего, следует понимать их назначения) - из чего можно сделать вывод, что наработанные ФСНП и ФПС связи решено не столько пустить в дело, сколько нейтрализовать. А вот назначение В.Матюхина, бывшего директора ФАПСИ, главой госкома по государственному оборонному заказу может привести к тому, что Минобороны (при котором создан этот госком) теперь активно займется компьютеризацией наших войск. Впрочем, тут возможны варианты. Например - упор на разведывательную аппаратуру.

Момент удара также выбран вполне рационально. Во время выборов власть весьма уязвима, пребывая, как метко выразился Глеб Павловский, в состоянии "течки". Прежде чем наступит "течка", необходимо принять меры безопасности. Возможно, перечисленными спецслужбами дело не ограничится и на очереди - МВД, ГРУ и таможня. МВД уже предупреждено: в случае чего МВД может быть разбито на Федеральную полицию, Федеральную службу расследований и Национальную гвардию, - из которых последняя должна подчиняться непосредственно Президенту. То есть МВД, начав играть в свою пользу, лишится внутренних войск.

Итак, силовые структуры, которые могли бы действовать без санкции верховной власти, уничтожены или лишены самостоятельности. Не все, к сожалению. Минобороны продолжает оставаться "государством в государстве", а поступить с ним, как с ФАПСИ, по очевидным причинам невозможно.

Еще меньше шансов у центральной власти в борьбе с "олигархами". Ведь если "силовые структуры" являются инструментом государства "по своей природе", то считается, что ФПГ именно "по своей природе" являются конкурентами государства. Не стала ли власть "олигархов" сегодня неизбежной - по крайней мере для России? Представляется, что время власти, основанной на силе и убеждении, безвозвратно кануло. Во-первых, большой страной, опутанной сетями коммуникаций, легче (дешевле) управлять, используя методы убеждения (то есть методы PR пополам с банальным "наймом лояльности"). Во-вторых же, национальная идентичность сменилась идентичностью корпоративной. Наконец, такая вещь, как национальное государство, появилась не так давно и вовсе не обязана существовать вечно. Сейчас мы наблюдаем новый "феодализм", когда государственные границы размываются, сменяясь границами зон влияния тех или иных ФПГ.

На самом деле все еще хуже. Мы привыкли считать государство чем-то самостоятельным и самодостаточным. Но если вспомнить, что государство является лишь инструментом господства, то встает резонный вопрос: о чьем господстве сегодня может идти речь? Изначально завоеватели господствовали над завоеванными (теорию "общественного договора" мы не будем рассматривать как просто не достойную серьезного обсуждения). Но сейчас говорить о "завоевателях" и "завоеванных" уместно лишь в переносном смысле. Тем не менее некоторые люди в силу ряда обстоятельств оказываются господами - не по тому или иному праву, но по факту. Сегодня этот факт состоит в том, что власть принадлежит корпорациям. Государство же как инструмент именно по своей "природе" должно находиться в руках этих самых корпораций. Сопротивление государства корпорациям - это сопротивление зарвавшегося инструмента. Точно так же попытались зарваться некоторые спецслужбы - и были уничтожены.

Долго ли продержится государство? Если нет - нас ожидает "феодальная раздробленность" корпораций, наравне с которыми будут действовать самостоятельные - уже никому не служащие - "спецслужбы", а также всякого рода коммерческие "агентства". Потом кто-то их всех объединит ("Майкрософт", например). А потом Империя Майкрософт сменится феодализмом отделов... Похоже, смена "империй" и "раздробленностей" - вечный цикл, так что едва ли следует относиться к процессам, происходящим сегодня, как к некой катастрофе.

Кирилл Якимец


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Вокруг власти' (архив темы):
Андрей Н. Окара, Царь и Бог (#4). Новая модель большого евразийского пространства /26.02/
СНГ может стать устойчивой конфедерацией. При этом в общественном сознании присутствует несколько контрпродуктивных идеологических массивов, некоторые элементы которых могут использоваться в расчете на представителей отдельных референтных групп. Речь о панславизме (идеологии "восточнославянского братства"), европоцентризме ("интеграции в Европу") и восстановлении СССР.
"Класс депутатов" vs. "класс силовиков" /11.12/
В условиях кризиса публичной политики не следует ждать, что общественные организации начнут действовать через партии. Насколько общественная организация представляет из себя что-либо реальное ("профсоюз силовиков" - крайний гипотетический случай), настолько она будет пытаться действовать напрямую. Колонка редактора.
Сергей В. Бирюков, Березовский и КПРФ: прелюдия к возможному альянсу /23.10/
Если КПРФ не ударится в "макиавеллизм" - то пополнит ряды политических маргиналов.
Дмитрий Карасев, Президента - в спасатели, деньги - монополиям (и землю - крестьянам?) /25.07/
Бедствия как повод для пропаганды. Внутренняя политика прошедшей недели.
Сергей В. Бирюков, Красноярский ребус /23.07/
Главная особенность красноярских предвыборных раскладов состоит в исчерпанности политических и экономических моделей, использовавшихся прежними красноярскими руководителями.
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: