Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20030314-perest.html

Рушим, строим или фасад красим?
Путинские перестановки: экспертные мнения


Дата публикации:  14 Марта 2003

Эксперты затрудняются дать внятный ответ на вопрос о смысле кадровых перестановок, учиненных Президентом. Что это может быть - если отвлечься от гипотезы, согласно которой Президент уничтожил возможные альтернативные центры власти?

Перестановки - только первый ход в многоходовой комбинации президента

Алексей Подберезкин, генеральный секретарь Социалистической единой партии России ("Духовное наследие")

Мне не очень понятен смысл последних перестановок в системе исполнительной власти России. Если бы эти кадровые замены и упразднения можно было объяснить жестокой профессиональной необходимостью, было бы гораздо проще. Но в конечном результате горизонтальная смена одних руководителей на других способна резко снизить эффективность управления на некоторое время. Личностных или сугубо политических интриг в случившихся перестановках тоже не наблюдается. Все участники перестановок входят в одну команду - президентскую.

С другой стороны, очевиден тот факт, что упразднением Федеральной службы налоговой полиции, ФАПСИ, передачей в ведение ФСБ Федеральной погранслужбы, как и соответствующими должностными изменениями готовится почва для серьезной кадровой перегруппировки в высших эшелонах исполнительной власти. При этом неизменно усиливается ФСБ. Возможны также некие сдвиги в правительстве путем его ротации или даже частичной отставки.

Для первоначального хода вполне возможно сначала вывести из правительства действующего вице-премьера, направить его на работу в Северо-западный округ, а затем позиционировать его как "преемника" в качестве одного из ведущих кандидатов на выборах губернатора Санкт-Петербурга. В любом случае, произошедшие перестановки не стоит считать отдельной "встряской". Очевидно, на наших глазах разворачивается многоходовая комбинация власти, следующими ходами которой вполне могут стать парламентские и ряд региональных выборов.

Случившиеся изменения можно назвать косметической коррекцией власти

Дмитрий Орлов, заместитель генерального директора Центра политических технологий

Перестановки в системе исполнительной власти, отставки и упразднения известных ведомств - это изменения преимущественно косметического характера. Эти изменения следует, скорее, отнести на счет корректировки текущей политической власти. Тем не менее уже сейчас можно услышать разговоры о якобы имеющем место старте серьезной административной реформы. Но на самом деле время для такой реформы пока еще не пришло. Сейчас президент пытается провести оптимизацию управленческой структуры. Кроме того, решаются накопившиеся кадровые проблемы лиц, близких к президенту.

Случившиеся перестановки вряд ли реально способствуют каким-то клановым усилениям. Эти изменения достаточно хаотичны, если не считать некоторого повышения роли ФСБ, которое также не стоит слишком сильно преувеличивать.

Если говорить о роспуске ФСНП, то вряд ли это решение президента можно считать реально эффективным. Передача контроля над налоговым сбором на самом деле сильно затруднит не только организацию работы с налогами, но и борьбу с налоговыми правонарушениями. Пока Главное управление по экономическим преступлениям МВД начнет серьезно работать на прежнем поприще ФСНП, пройдет, как минимум, полгода. Сфера же борьбы с наркотиками слишком велика даже для того штата людей, которые будут этим заниматься сейчас.

Кадровые изменения можно назвать текущей ротацией правящей элиты. Принцип, который в них заложен: посмотреть, как будут в новых условиях работать старые кадры, на примере Фрадкова и Тоцкого. Это достаточно мягкий тип кадровой политики, очень специфичный для советского времени 70-80-х годов.

Греф не виноват!

Дмитрий Замятин, куратор Секции геополитики Российской Ассоциации Политической Науки

Совершенно ясно, что произошедшие изменения являются очередным политическим ходом президента, в котором замешаны питерская группировка, и одновременно с ней - правительство и администрация президента. Есть несколько вариантов причин, которые на самом деле повлекли перестановки в высшем эшелоне власти.

Первый вариант: чисто субъективное решение Путина. В этом случае сценарий развития очень сложно угадываем.

Второй вариант: перестановки стали результатом давления на президента и правительство неких крупных компаний, которые решили ужесточить лоббирование своих интересов самым непосредственным способом.

Третий вариант: перестановки, ротация кадров, упразднение целых структур можно назвать результатами серьезной кампании по борьбе с бюрократизацией, которую инспирировало Министерство экономического развития. Кстати, вполне может оказаться и так, что личность Германа Грефа и его амбиции здесь ни при чем.

Положение Грефа достаточно стабильно, опасения потери его политического веса вряд ли состоятельны. Греф прочно сидит в своей политической нише, его оттуда очень сложно сдвинуть путем прямого давления либо интриг. Возможность же продвижения "наверх" для Грефа исключена: этот путь преграждает ему фигура Касьянова. С другой стороны, Греф не настолько силен, чтобы самому задавать серьезные сценарии.

Скорей всего, программа борьбы с бюрократизацией и произошедшие изменения в политической системе страны разрабатывались в Минэкономразвития параллельно, без активного влияния Грефа. Существует ставка на модернизацию чиновничества и теорию технократической политики, которая могла быть применена в этом случае, несмотря на ее утопичность в ряде важных моментов.

Вероятно, Путин устроил самую обыкновенную ротацию кадров. Кадровый выбор у Путина невелик: высококвалифицированные политики высшего звена - штучный товар. К тому же бросается в глаза отсутствие интереса в перестановках отдельных групп политических элит страны.