Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Политическая антропология / Политика / < Вы здесь
Проклятие Чубайса
Дата публикации:  10 Апреля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Ключевым звеном своего анализа "социальной анатомии" нынешней России я сделаю фигуру Анатолия Чубайса - не столько как конкретного человека, сколько как символического персонажа, персонифицирующего "чубайсовщину".

"Мертвый хватает живого" - не развертывание ли этой формулы мы наблюдали на протяжении последних десятилетий? Сначала "Проклятие Сталина", тяготевшее над российским социализмом, ставшее инструментом отчуждения, делегитимизации, дискредитации и определившим в той или иной форме содержание антисоциалистической пропаганды последних десятилетий. Попытаюсь показать основные контуры "Проклятия Чубайса", которое тяготеет над уродливым российским капитализмом и призвано сыграть (несмотря на несоразмерность исторических фигур) ту же самую роль в механизмах и динамике развертывания российского капитализма, какую Сталин сыграл для судеб социализма. Генезис капитала, как оказалось, детерминирует и формы функционирования этого капитала.

Именно "чубайсовщина" есть главный реальный и виртуальный блокиратор, о который будут разбиваться все реальные и даже словесно-пропагандистские попытки запуска любого привлекательного нового политического проекта, призванного хотя бы на время вдохнуть новые смыслы и новую жизнь как в элиту, так и в электорат. Проекты, в которых с удручающе утомляющей частотой начинают повторяться малосодержательные на поверку фразы "национальный успех", "Великая Россия", "национально-государственные интересы", будут пробуксовывать на "чубайсовщине".

Есть ли в России субъект национальных интересов? В какой России? У меня нет уверенности, что Россия есть и существует. Не как пространство или государство, а как социальное целое. Сошлюсь на точку зрения экономиста академика Д.Львова (Новая газета 10-12.2.2003): 15% граждан страны владеют 85% сбережений, 57% доходов, 92% доходов от собственности, осуществляют 96%расходов на покупку валюты. На долю остальных 85% приходится 8% доходов от собственности, 15% сбережений. Из второго десятка стран по уровню развития человеческого потенциала мы скатились в седьмой десяток. Это в среднем. Теневая экономика, думаю, усугубляет, но качественно не меняет картину. А за средними цифрами скрыт раскол на "Российскую Америку" и "Российскую Африку". На белых сахибов-колонизаторов с их обслугой и аборигенов. Я ничуть не иронизирую (недавно наткнулся на информацию о средней продолжительности жизни аборигенов в Австралии - предмете беспокойства австралийского парламента: она выше средней продолжительности жизни мужского населения России). И генезис раскола видится в чубайсовской приватизации.

Кто-то рискнет доказывать, что российские сахибы-олигархи могут быть носителями национальных интересов? Не буду ссылаться на цифры вывоза капитала, обескровливающие национальную экономику. Русские нувориши - более желанные гости, чем арабские шейхи, во всех супердорогих курортах, отелях, ресторанах мира. Не будем тратить время на моральные обличения, но остается вопрос, насколько прогрессирующий паразитизм связан с национальными интересами? Если исключить язык, на котором говорят "сахибы", в них нет ничего русского. Недавно бывший пресс-секретарь первого Российского Президента П.Вощанов писал, что из 100 лидеров российского бизнеса 2\3 имеют собственность, рожают, увеличивая шанс на приобретение детьми иностранного гражданства, учат своих детей, отдыхают, лечатся за границей. Россия для них - это "грязный цех", где зарабатываются деньги. Не буду с ним спорить - ему доступней инсайдерская информация о российской элите, которую - в свете сказанного - трудно назвать "национальной".

"Проклятие Чубайса" как родовая травма тяготеет над классом российских капиталистов, формируя пределы их потенциальной субъектности и ставя эту субъектность в жесткие ограничения. Я противник любого морализаторства, подменяющего конкретный анализ. Но вопрос, над которым бьется нынешнее поколение управленцев (как управлять и обеспечить лояльность населения), теоретически корректней формулировать несколько иначе: можно ли в принципе легитимизировать так распределенное национальное богатство и политику, призванную закрепить это распределение? Если это удастся, - то я готов поверить во всесилие манипулятивных технологий.

Повторюсь, что тезис о проклятии - не просто метафора. Это проклятие лишает, например, морального права олигархов, заглотивших червячка чубайсовской приватизации, требовать от государства прозрачности и реальной недемонстративной борьбы с коррупцией в самом государстве. Недавно на встрече представителей верхушки РСПП с Президентом это было продемонстрировано обществу. Апелляции к союзнику в лице общества в этой борьбе также смогут вылиться лишь в проплаченные олигархами имитации антикоррупционых пиарных акций. Впрочем, низвержение любого олигарха население будет встречать с ликованием и радостью. Российским бизнесменам еще долго предстоит убеждаться в правоте английской пословицы о диалектике взаимосвязи бесплатности сыра и его местопребывании. Заглотить и переварить - это не синонимы. Также как захватить собственность и легитимизировать ее - это разные по сложности и по механизмам задачи. Ответственное экспертное сообщество просто обязано было в свое время адресовать олигархату и элите, проглотившим "Чубайсовщину", перефразированные слова Ю.Карякина: "Элита! Ты одурела?" Российский олигархат не более либерален, чем ЛДПР Жириновского. А демонстративная радость некоторых социологов и журналистов по поводу изживающего "патернализм" и "иждивенческие настроения" населения есть не что иное как лицемерие. К тому же близорукое. Ибо надежда на государство есть оборотная сторона доверия, самоидентификации себя с ним. Без коррумпированной и очень избирательной "государственной поддержки" олигархи никогда бы не получили свои богатства. Анализ генезиса состояний олигархов убеждает, что главные "иждивенцы" и пользователи государственными льготами миллиардных масштабов - это олигархи, а не требующие копеечных государственных социальных выплат инвалиды, многодетные семьи, бюджетники и прочие "совки, не изжившие патернализма".

Международный контекст

"Как перед ней не гнитесь господа,
Вам не снискать признаья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы".

Эти строки дипломата и аналитика Ф.Тютчева вспоминаются всякий раз, когда на Западе поднимается очередная волна раздражения против "российской коррупции", "российской мафии", "отмывания незаконных денег", когда это раздражение проявляется, например, в оценке залоговых аукционов, которые даже в докладе комиссии сенатора И.Кокса Американскому Конгрессу "Коррупция в России" были приравнены к воровству. Конкретных поводов и кампаний в СМИ будет еще много. Важны не конкретные персоналии: вчера это Бородин, сегодня будет Березовский, завтра... Тезис, призванный оправдать бандитские и криминально воровские методы "первоначального накопления капитала" - "везде так или почти так было" - не убедителен для Запада. Это правящий класс России упорно пытается убедить себя и других в том, что "деньги не пахнут" и что происхождение многих современных состояний выглядит более чем неоднозначным как с правовой, так и с моральной точки зрения. Но то, что было приемлемо в XVI веке для Елизаветы Английской, вряд ли приемлемо для общественного мнения Европы века нынешнего. И речь не о разнице моральных, нравственных, правовых стандартов. Речь, скорее, об удобном предлоге для использования в конкурентной борьбе, дискредитации, возможности влиять и навязывать свои условия. Чубайсовская приватизация сделала чрезмерно сговорчивым и заведомо уязвимым значительную часть российского бизнеса для шантажа со стороны западных партнеров-конкурентов. Возможно, мы еще столкнемся с ситуацией, когда многие представители нашей бизнес-элиты, после сужения возможностей оффшоров, вопрос о которых Запад и США стали поднимать все чаще и чаще, станут попросту невыездными. Кипр, этот новорусский налоговый рай, уже заявил о готовности давать информацию о своем оффшоре. И те, кто еще вчера был ярым космополитом, вынужденно начнет так же резко "патриотеть". Первые симптомы этого процесса можно различать уже сегодня.

Внутренний контекст

Приватизацию принято рассматривать как сугубо экономическую проблему. Даже в апологетическом труде ее авторов во главе с Чубайсом практически отсутствует ее культурологическое, политическое, социально психологическое, символическое и иное прочтения приватизационного проекта. И до сих пор мне не встречалось глубоких культурологических или социально-психологических исследований, в которых бы анализировалась приватизация. А ведь преступление Чубайса перед Российским государством и классом предпринимателей не есть сугубо экономическая операция по смене собственника. Приватизация заложила мину замедленного действия именно под механизмы самоотождествления, идентификации человека и государства, человека и общества. Все попытки государства или наиболее ответственной и стратегически мыслящей элиты (включая самые искренние) сформулировать новый общенациональный проект, обеспечить общенациональную консолидацию, найти формулу не виртуального, а реального общенационального согласия и стабильности будут взрываться на этом минном поле. А их фразы о "великой России" или "национальном успехе" в глазах большинства населения будут выглядеть циничным издевательством. 68% опрошенных ФОМом (Власть #7, 2003, с.10) ответили утвердительно на вопрос: часто ли власти России обманывают граждан. 7% ответили, что вообще не обманывают.

У пролетариев, лишенных собственности, нет Отечества. Классики марксизма - увы! - оказались правы. И эмигрирующие на Запад сотни тысяч российских ученых и специалистов, и милиционер, пропускающий за взятку в Москву КамАЗ с гексогеном, и русские наемники в рядах ичкерийских вооруженных мятежников, и офицер, продающий секреты иностранным спецслужбам, - всех их роднит "пролетарское" отсутствие психологической связи и самоидентификации с этим обществом и с этим "чужим" государством. Купить эту легитимацию голой зарплатой или заставить честно воевать за свои интересы в Чечне, даже просто быть лояльным к власти и государству, стало на порядок более трудной задачей.

Если гражданина подло надуло и "кинуло" частное лицо Мавроди своей пирамидой МММ, то это коммерческая афера, жертвой которой стали десятки тысяч несостоявшихеся российских рокфеллеров. Если же подло надуло и кинуло государство, подсунув вместо моей доли на часть национального богатства ваучеры, ценностью эквивалентные "Мавродикам" - это даже не политическая ошибка: это национальная катастрофа, последствия которой будут ощущаться еще десятки лет. Кстати, знаменательно, что сотни тысяч граждан, рожденных после приватизации, оказались вообще лишенными каких либо прав (в том числе и символических) на общенациональное богатство. А, следовательно, и смысловой связи с Российской государственностью. Эту смысловую символическую связь не стоит недооценивать. Попытайтесь представить современного Маяковского, воспевающего (по аналогии с "краснокожей паспортиной") ваучер как материальный фокус самоидентификации с реформами, с государством, осуществившим эту авантюру. Поэтому не будет большим преувеличением сказать, что культурологически Чубайс осуществил "манкуртизацию" подавляющего большинства населения. Операцию, стоящую в одном ряду с большевистским "уничтожением буржуазии или кулачества как класса".

Убедить население в том, что все было "законно", не столь сложно, как убедить в том, что приватизация была осуществлена правильно и справедливо (а это есть суть легитимности по М.Веберу, введшему этот ключевой термин в политологический дискурс). Поэтому обеспечить легитимность нового проекта и экономической политики сверхсложно и практически невозможно без "дечубайсизации" государства. Или, что практически одно и то же, без национализации государства, ставшего инструментом частных интересов. Население, конечно, может изображать и "лояльность", и "патриотизм", и "любовь к Президенту", и все что угодно, но лишь до поры до времени, как тот американский сержант морской пехоты, швырнувший гранаты в палатки своих начальников и сослуживцев.

Чубайсовская приватизация и последующая политика четко продемонстрировали, что государство не есть самостоятельная сила, субъект выражающий хоть в какой то мере общенациональные интересы, некий самодовлеющий Левиафан (как это было почти всегда в российской истории), но всего лишь инструмент олигархической верхушки для максимизации собственных экономических коммерческих интересов. Государство стало простым посредником, почти не скрывающим своекорыстной заинтересованности. И это, похоже, не было даже осознанно элитой как проблема, вызов. В результате за истекшее десятилетие проблема лишь усугубилась: повышение тарифов, перекладывание жилищно-коммунальной сферы на плечи и карманы населения, попытки заработать на хранении ядерных отходов и прочие шаги, санкционированные государством, лишь будут увеличивать дистанцию между 15 и 85 процентами населения, Российской Америкой и Российской Африкой. И требовать все большей эквилибристской виртуозности от политиков, играющих в "общенациональное сплочение" или "Президента всех россиян".

Эксперты, не особо стесняясь, уже говорят о губернаторах и депутатах от "Лукойла", "Юкоса" и прочих "РАО ЕЭС". Ставленники крупнейших ФПГ определяют погоду во многих властных кабинетах, включая кремлевские. Уволенные министры становятся олигархами (Потанин, Авен не исчерпывают списка). Все чаще и чаще, анализируя итоги выборов, сталкиваешься с многозначительной фразой: "рабочих в составе вновь избранного представительного органа власти того или иного региона - нет". И естественная оборотная сторона этого процесса: количество избирательских голосов, поданных "против всех", неуклонно растет. Как сохраняется и другой более неоднозначный индикатор отчуждения граждан от государственной власти - процент неявки на выборы. Ряд экспертов (В.Никонов) давно и открыто ратуют за снятие каких-либо ограничителей, необходимых для того, чтобы выборы были признаны состоявшимися. Но... В конце концов, можно выпускать медицинские термометры с предельно указанной температурой 36.6 градусов. Вопрос в том, сократит ли это заболеваемость.

И не надо обладать очень уж богатой фантазией, чтобы понимать: в гондоле воздушного шара российской государственности всегда наготове мешок с балластом на котором написано "Чубайс". Причем операция "Чубайс отпущения" не является такой уж невероятной. Во-первых, просто потому что символическое значение и релегитимизационный (для государства) потенциал активно действующего Чубайса не идет ни в какое сравнение с каким-нибудь уже брошенным на алтарь восстановления доверия к системе и к правосудию афериста Мавроди. И даже с вовремя ушедшим с арены Ельциным. Пожилой отставной лидер не способен сфокусировать на себе и принять на себя все разочарование и ищущую выхода агрессию, как показала судьба и показательные процессы над Эрихом Хонеккером или Аугусто Пиночетом. Судьба Троцкого или Бухарина и даже недавняя участь Березовского и Гусинского демонстрируют, что никакие прошлые заслуги перед властью не являются стопроцентной гарантией от репрессий с ее стороны.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Политическая антропология' (архив темы):
Чандалархия /10.04/
В обществе, где царствует мнение, одну из основных ролей начинают играть те, кто в традиционном обществе находился бы на нижней ступени. Это чревато значительной путаницей, однако при должной организации и в таком обществе каждый человек может занять по-своему почетное место. Колонка редактора.
Лица власти /01.04/
Политико-антропологическое исследование в области физиогномики идеологем.
Александр Бахманов
Александр
БАХМАНОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: