Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Война / Политика / < Вы здесь
Шиитский фактор в послевоенном устройстве Ирака: угроза конфликта с Ираном
Дата публикации:  14 Апреля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Раздел сфер влияний и устройство послевоенного Ирака являются сегодня актуальной проблемой. Державы мирового сообщества, подобно коршунам, нависают над "свободной землей", стремясь отхватить кусочек пожирнее. Лозунги лозунгами, но не стоит забывать об экономической и политической выгоде, которую каждый участник конфликта хочет извлечь для себя. Недавно американское информационное агентство United Press International опубликовало новую информацию, полученную через компетентные источники в спецслужбах. Журналисты пришли к выводу, что американская дипломатия, стремящаяся убедить Иран сохранять нейтралитет в войне в Ираке, потерпела серьезную неудачу. Доказывая эту точку зрения, UPI аппелирует к отчету спецслужб о прошедшем заседании Совета Безопасности Ирана, прошедшему 24 марта. Среди присутствующих были президент Муххамед Катани и верховный Аятолла Ирана Али Хаменеи. Совет обсуждал стратегию Ирана в иракском конфликте. Решения, вынесенные там, были достаточно жестки.

Как утверждает источник, иранские военные соединения собираются оккупировать города Эн-Наджаф и Кербелу, считающиеся святыми для шиитов. Следующими пунктами в списке захватов числятся Басра и Киркук. По планам иранского командования, военная операция иранских войск должна быть поддержана местным шиитским населением. "Исполняя свои планы, Иран собирается действовать скрытно и осторожно", - говорит неназванный информатор. Данные ЦРУ звучат тревожно. Военные Ирана активно используют обманные маневры и уже закупили несколько комплектов армейского снаряжения Ирака и Саудовской Аравии, с помощью которых они намереваются посеять путаницу в районе боевых действий.

Американцы живо отреагировали на подобную угрозу. Глава Пентагона Дональд Рамсфелд заявил, что вторжение в Ирак посторонних сил извне без согласия с генералом Томми Фрэнксом, командующим войск коалиции, будет расцениваться как прямая угроза союзникам со всеми вытекающими последствиями. Что касается госсекретаря США Колина Пауэлла, то тот выступил в привычном репертуаре, потребовав у Ирана "прекращения производства оружия массового поражения" и "спонсирования террористических сил".

Конечно, мы не будем обращать внимания на однобокие реплики Пауэлла, которые он повторяет и будет повторять любому государству, не угодившему США. Со стороны это звучит не то что не убедительно, но даже глупо и жалко. Американцам стоило бы сменить пластинку, потому как эта мелодия уже всем приелась. Давайте лучше посмотрим на истинные причины противостояния.

Арабы-шииты составляют большую часть населения Ирака - около 60%. Живут они здесь с давнего времени, еще с момента формирования Османской Империи. В середине XVI века Сулейман I Великий, предводитель оттоманских турок, отвоевал у Персидского падишахства земли Месопотамии и Ассирии, население которых исповедовало большей частью шиитский ислам. Османы, являясь носителями суннитского ислама, презирали еретиков-шиитов. Поэтому положение последних долгое время оставалось весьма незавидным. Не случайно, что с момента образования Иракского государства в 1932 году, власть сохранялась в руках суннитских групп, проводящих политику дискриминации и угнетения шиитского большинства. Хусейн - суннит, придя к власти, не стал изменять этому принципу; вот уже 70 лет шииты не могут отстаивать свои интересы, являясь при этом большинством.

Во время первой войны в Заливе 1991 года шииты уже пытались поднять восстание против Саддама, которое, однако, было быстро подавлено иракскими войсками. Многих из восставших казнили. Мятеж провалился из-за того, что американцы не оказали шиитам должной помощи.

Иран имеет собственные виды на шиитские территории. Земли шиитов богаты нефтью. Особенно это относится к Басре, вокруг которой расположено множество нефтяных скважин. Подобные богатства не могут быть игнорированы правительством Ирана. Иракские шииты имеют собственную революционную организацию - Высший Совет исламской революции в Ираке, поддерживаемую и вооружаемую Ираном. Сейчас численность ее боевого состава достигает примерно 10 000 человек. Лидер организации аятолла Моххамад Бакир Аль-Хотим находится в Тегеране, где и располагается основной штаб Совета Революции. Излишне говорить, что в данном случае Иран способен координировать действия штаба. Стремление иракских шиитов к Ирану обусловлено, таким образом, не только факторами исторической и религиозной общности, но и реальным политическим влиянием.

Сейчас, выступая через средства массовой информации, представители Белого Дома обещают передать власть в Ираке "его народу". Кого они имеют в виду под этим определением, американцы не сообщают. Шиитское большинство настроено антиамерикански. Вряд ли Буш забыл заявление Аль-Хотима о том, что Совет Революции не намерен помогать американским оккупантам, вряд ли списал со счета его угрозы начать партизанскую войну. Стало быть, большинство иракского народа расположено против США? Но ведь американцы не для того шли против ООН, ссорились со старыми союзниками, наконец, выделяли огромные деньги на военную кампанию, чтобы в итоге повернуть все против себя! Выдвижение шиитов и Аль-Хотима не сулит США ничего хорошего потому, что те начнут направленное сотрудничество с Ираном в ущерб интересам американских компаний. Нельзя допустить, чтобы иракская нефть миновала американские компании и направилась к потенциальному противнику США.

Еще один момент, связанный с Советом Революции: в планах Совета - создание Иракской Исламской Республики. Но ведь именно исламский фундаментализм является врагом США. Стоит ли взращивать себе опасного противника?

Очевидно, что из шиитских властей не получится сделать подвластных Америке марионеток. В послевоенном Ираке США пытаются устроить "японский вариант": на главные посты государства будут назначены представители американской администрации. Шиитам, чтобы подавить их недовольство, будут даны определенные привилегии. Впрочем, вряд ли Тегеран одобрит решение американцев. "От состава нового правительства Ирака будут исходить дальнейшие перспективы в отношениях двух государств", - сказал президент Катани. Долгое молчание иранцев сменилось критикой в адрес США после того как 9 апреля президент страны открыто выступил в правительстве. Решение США поставить во главе Ирака отставного генерала Гарнера может, по словам Катани, "погрузить будущее страны в мрак".

Несложно понять тонкий намек президента. Аятолла Аль-Хотим известен и уважаем среди шиитов. Помимо светского, он также имеет большой религиозный авторитет. Даже если американцы попытаются купить шиитов, Аль-Хотим выступит на стороне Ирана, перетянув на свою сторону симпатии доброй половины шиитов. Неосторожная политика в этом направлении может вызвать партизанскую войну в Ираке и стать предпосылкой к гражданской войне. Говоря откровенно, США окажутся между двух огней. С одной стороны - недобитые остатки армии Хусейна, тем более что самого Саддама еще не поймали, да и сомнительно, что поймают вообще. С другой - американцы столкнутся с недовольством больших масс шиитов. Партизанская война и жертвы среди американских солдат будут хорошими дровами в топке антивоенных организаций. Видя же очередной всплеск террора со стороны фанатиков-шиитов, даже рядовой американец может сменить отношение к Бушу-младшему.

Пока Иран настроен достаточно робко, но все-таки со временем эта робость может смениться твердостью. В Тегеране идут митинги в поддержку шиитов с призывами к джихаду против США. Несмотря на "блестящие успехи", о которых с восторгом говорят нам представители Белого Дома, положение американцев стало еще хуже, чем раньше. Свергнув Хусейна, вместо одного слабого врага они получили двух сильных в лице суннито-арабского мира и шиитского Ирана. Европы также едва ли рада наблюдать, как США снова перешагивает через ее интересы. И Франция, и Германия, и Россия - все они надеются на сохранение независимости Ирака, пусть и без Хусейна. Мягко говоря, это мечта, причем явно несбыточная. Как уже сказано выше, не для того США тратили свои деньги, чтобы помочь иракскому народу. Им нужна нефть и собственное влияние в регионе - нельзя же отдать это в руки потенциальному противнику. Иракский народ, состоящий в большей степени из шиитской массы, настроен против Америки. Видя, что США намеренно пойдут против ее воли, Европа может принять контрмеры.

Дальнейшее развитие событий будет зависеть от успеха диалога между Вашингтоном и Тегераном. Здесь американской дипломатии придется проявить максимум такта. Проблема в том, что никто не хочет уступать - ни администрация Буша, расценивающая Ирак как объект собственной экспансии, ни Иран, выступающий в роли защитника шиитских единоверцев, жителей Ирака. Позиция России в данном случае ясна и конструктивна. Необходимо поддержать интересы иракского народа. Однако вряд ли США намерены считаться с подобной необходимостью. Другой вопрос, что позиция президента Путина, как и большинство его решений, вряд ли будет подкреплена реальными действиями. Между прочим, жесткая позиция России при содействии Германии и Франции могла бы поспособствовать решению шиитского вопроса и предотвратить серьезные волнения в Ираке.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Война' (архив темы):
Александр Шубин, Загадка иракской войны: испанский сценарий? /11.04/
События в Ираке, если не учитывать фактор пятой колонны, парадоксальны. Картина войны в марте не стыкуется с картиной в апреле. Американцы еще только готовились выиграть кампанию, как арабы ее проиграли. И кто-то принял сознательное решение сделать это, сообщил противнику и сдал Багдад.
Михаил Денисов, Виктор Милитарев, Сталин, Чечня, Ирак /09.04/
Формулировка "банальностей", не учтенных большинством экспертов при анализе политического "людоедства".
Кирилл Якимец, Играют дяденьки в войну /08.04/
Все войны сегодня имеют вид полицейских акций. Не согласны с этим могут быть только жертвы акций - актуальные и потенциальные.
Михаил Ремизов, Будущее одной секты /04.04/
Миф о распре Европы и США уже зажил собственной жизнью, и в проекции на Россию (какой она предстает в западническом дискурсе) он будет производить различие двух родственных, но антагонистических культов. Уже сегодня мы с интересом наблюдаем, как западники поляризуются сообразно своим политическим ангажементам и этическим темпераментам. Заметки по следам первых недель войны.
Жак Сапир, Россия в мировой игре /03.04/
Не стоит преувеличивать значение Ирака для российской политики. В этом регионе Ирак уже не является решающим партнером России, в отличие от Ирана. Чтобы переманить Россию из-под крыла Вашингтона, Франция и Германия должны предложить России реальные экономические выгоды.
Максим Петренчук
Максим
ПЕТРЕНЧУК

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: