Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Социальная раздробленность / Политика / < Вы здесь
Партия стратегического поражения
Дата публикации:  14 Апреля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Над "Единой Россией" принято смеяться - даже над ее высокими, хотя и подрагивающими, рейтингами. В ходу также постоянные напоминания об отсутствии идеологии, ставшие уже даже и непонятными. Если это так заботит критиков, то отчего не предложить хоть что-нибудь? Исходя именно из того, что предлагать надо той партии, которая отражает вполне мейнстримные и вполне нормальные общественные устремления. Именно так - а вовсе не устремления власти.

Но это - если применить к ЕР нормальную логику. А пока никто не доказал, что эта логика применима и что те двадцать (по ФОМу) процентов, которые ЕР набирала в марте, - это большинство (и двадцать может быть большинством при различных комбинациях, раздроблении электората и т.п.), а главное - что это мейнстрим.

Никто не доказал и другого - того, что ЕР является партией власти. И дело не только в ее противуправительственной риторике, показывающей, что это партия одной из властных группировок, не более того. В РЖ, пожалуй, впервые была отмечена существенная деталь: элита в общем-то заинтересована в социальной мобильности, хотя бы внутриэлитарной. Между тем "Единая Россия" являет пример невиданного доселе механизма негативной социальной селекции. Невиданного - потому, что в советские времена ни партаппарат, ни КГБ, ни комсомол не могли обходиться без людей, на что-то способных. Они-то во многом в последние десятилетия свои способности доказали.

А ЕдРо отсекает людей уже просто тем, что самым откровенным образом может им гарантированно предложить лишь одно - стать инструментом в руках сообществ (не институтов даже), реально определяющих политику в стране. Все ж таки советские политические институты не были столь ограничены в своих функциях. Много кто успел использовать ЕР в своих интересах, но сейчас ей заманивать нечем, кроме как перспективой быть использованным, хотя бы и за место в Думе или что-то другое. Конечно, все не так просто, и в партии оказываются не только под угрозой потери телеэфира, но и в ожидании благодеяний. Но в целом это сила, глубоко враждебная любому движению, любой социальной мобильности.

А идеология у ЕР есть. Это некий консерватизм, который, по существу, сводится к тому, чтоб ничего не менялось. Ценностей же, подлежащих непременной консервации, особых не предъявляется - какие-то осколки совка плюс нынешний губернаторский патернализм, Генпрокуратура в роли НКВД да нападки на правительство. И это при том, что в целом социальное устройство страны может быть устойчивым только при условии постоянного движения, постоянной мобильности. И у всех, в том числе у избирателей из числа единороссовских двадцати процентов, сохраняется возможность иного продвижения.

В этом, кстати, слабость "Единой России", как и слабость многих других начинаний последних лет, имеющих в качестве образца нечто советское. Так, например, выстраивать некое подобие прежнего агитпропа бессмысленно в бесцензурных условиях - ТАСС и АПН были эффективны лишь как небольшое позитивное, а точнее - представительское добавление к негативной, репрессивной цензурной машине. КГБ можно формально воссоздать, но без пятого главного управления это будет именно то неуправляемое нечто, что развалилось само и не спасло охраняемую им систему в восьмидесятые-девяностые годы. Механизмов управления "консерватизьм" не создает. Значит, есть вероятность, что будет по-другому.

Был такой фильм - "Шизофрения". Чушь полная, но одна сцена там очень забавна. Ветеран КГБ в исполнении Армена Джигарханяна вспоминает, как готовил исполнителя для важного политического убийства. Наставник убийц с досадой говорит: "А они его грузовиком!". И дальше становится ясно, что речь идет о Михоэлсе. Которого, однако, не грузовиком - это была официальная версия. Его перед смертью еще и пытали.

Но тут суть дела не в фактах, а в ситуации, повторявшейся в русской истории прошлого столетия неоднократно. Яды доставались немногим, тонкие игры чекистов первого поколения оказались смешными перед мощью "ежовых рукавиц". Вот и сейчас - пиарщики строят планы кампаний, а Касьянова прокуратурой, как грузовиком. Министерство печати мудрит над коллизией с "Новыми Известиями", а Голембиовского тоже грузовиком. До этого, кстати, и Аксененко переехали, и многих других. Причем начиналось-то все вовсе не сверху - власть просто переняла нравы конкурентной борьбы в бизнесе, где проще (да и гуманнее) заказать возбуждение уголовного дела или налоговую проверку фирмы конкурента, чем нанимать снайпера.

Правда, при этом государство перестает быть государством, а превращается в нечто подобное частному пункту проката ежовых рукавиц. Есть такая поговорка про чиновников-коррупционеров, которых купить нельзя, а взять напрокат можно. Только одно смущает: практика НКВД и их наследников - современной братвы - показывает, что чекисты, прокурорские работники и бандиты, покончив с заказанным конкурентом, обычно начинают трясти заказчика.

Но это все второстепенно. Ибо в России единственное, чем следует интересоваться, - это внешняя политика. Годами, десятилетиями и столетиями в России наблюдается почти полное отсутствие внутренних источников развития, почти абсолютная зависимость от внешнего мира и от внешнеполитических решений власти. В настоящее время можно сказать, что, как и во внутренней политике, не принято никакого решения. Просто сказаны слова. И все. И никакого понимания того, как изменится мир после войны в Ираке, у российских элит нет.

А это не пройдет. Внутри страны - пожалуйста, сколько угодно, уже три года ничего не делается, не решается, не происходит. Но во внешнем мире все по-взрослому. Тут инфантилизм губителен. Игра вокруг правительства с участием ЕР и созданием партийного левоцентристского кабинета абсолютно инфантильна. Но от нее, в сущности, стране ни тепло, ни холодно. Просто очевидно, что другого занятия, кроме постоянного передела уже существующего, у нынешней власти нет. Но во взрослом внешнем мире так нельзя. Что за шутовство - выводить государственно-организованную антиамериканскую демонстрацию, когда президент всеми силами старается исправить свою собственную ошибку, допущенную накануне войны. И почти уже исправляет. А ему напоминают, что он действует во многом вопреки настроениям антиамерикански настроенных избирателей.

Вот такая коллизия - глава государства оказывается во вполне взрослой ситуации выбора меж национальными интересами (а они в союзе с Америкой, в участии в установлении нового мирового порядка) и собственной популярностью. И ведь может рискнуть - не потеряет он голосов, если поведет себя разумно, если наверстает упущенное, есть у него для этого потенциал взросления. Но Андрею Исаеву надо потешить себя на трибуне, продемонстрировать свое ораторское искусство, пометать помидоры по американскому посольству.

Тут нет рассуждений в категориях социально-политических, описывающих некие долговременные процессы. Они излишни применительно к "Единой России". Ведь это партия ситуативная, исключительно ad hoc. То есть по природе своей, по происхождению - партия стратегического поражения. И ее кризис и развал будут свидетельствовать о том, что в России начинает создаваться партийная система. Как кризис помещичьих и казенных мануфактур свидетельствовал о зарождении в стране реальной рыночной экономики. И крах системы советов был признаком появления новой государственности. Исторических параллелей хватает. Но пока надо избежать главного - чтобы ошибки, совершенные в начале иракской войны, не превратились в стратегическое поражение России не только на международной арене, но и внутри страны - не остановили ее развития.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Социальная раздробленность' (архив темы):
Борис Межуев, Подозрительная фигура /11.04/
Политика национальных интересов начинается с национализации интеллектуальных ресурсов. По материалам семинара "РЖ-сценарии".
Вадим Цымбурский, Откуда подует ветер? /10.04/
Проблема не в том, что правящий слой "эксплуатирует" большую часть населения, а как раз наоборот √ в том, что большая часть населения, а равно и значительная часть территории, совершенно не интересны ему в качестве объекта эксплуатации. По материалам семинара "РЖ-сценарии".
Александр Неклесса, Анатомия аномии /09.04/
Социология российского кризиса в четырех словах. По материалам семинара "РЖ-сценарии".
Евгений Кузнецов, Народное vs. общественное /08.04/
Никакая объединительная идея невозможна в обществе, главная задача членов которого - выживание. По материалам семинара "РЖ-сценарии".
Виктор Милитарев, Антиолигархическое лево-буржуазное путинское большинство /08.04/
Прежде, чем говорить о структурировании российского общества, необходимо это общество объединить, выведя из "атомарного" состояния. Объединяющей силой может стать борьба с общим врагом - олигархией. По материалам семинара "РЖ-сценарии".
Дмитрий Шушарин
Дмитрий
ШУШАРИН
dshush@rambler.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: