Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Обществоведение / Политика / < Вы здесь
Синергетика vs. монополярность
Дата публикации:  30 Апреля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Политическое и идеологическое наступление приверженцев монополярного мира, построенного по лекалам США и их союзников (де-факто - сателлитов) и в общем виде соответствующего модели "униполя" А.Л.Страуса1, неизбежно ставит вопрос о возможности и последcтвиях подобного проекта, а также о том, существует ли ему какая-либо конструктивная альтернатива. Иначе говоря, насколько реальна сегодня монополярная структура мира во главе с США и к каким последствиям может привести попытка ее установления? Анализ глобальных последствий акции США и их сателлитов против Ирака требует принципиально иной методологии, нежели господствующие сегодня в сознании немалой части политического бомонда России, Европы и США эклектические и механистические подходы.

Необходимая сегодня методология анализа современных глобальных процессов содержится в теории синергетики - дисциплины, возникшей на основе синтеза достижений естественных и гуманитарных наук (кибернетического и системного подхода) и изучающей порядок самоорганизации и становления устойчивых структур в открытых системах. Данное направление возникло в рамках брюссельской школы лауреата Нобелевской премии И.Пригожина ("теория диссипативных структур"), а также в рамках школы Г.Хакена, профессора института синергетики и теоретической физики в Штутгарте. Синергетика исходит из идей единства и системной организации всего мира, из наличия общих законов развития всех материальных объектов и систем, нелинейности (т.е. многовариантности и необратимости протекающих на всех уровнях бытия процессов), а также из положения о тесной взаимосвязи хаоса и порядка. Мир, таким образом, рассматривается ею как взаимосвязанный, постоянно изменяющийся и подвижный.

Основное внимание синергетика сосредотачивает на изучении самоорганизующихся, открытых и нелинейных (развитие которых описывается нелинейными уравнениями) систем.

Прежде всего, синергетика исходит из положения, что динамическая устойчивость сложных процессов самоорганизации и саморазвития поддерживается благодаря следованию законам ритма, циклической смены состояний (по схеме "подъем-спад-застой-подъем"). С точки зрения этого подхода, и живое, и неживое, и человек, и мир - все подчиняется определенным "ритмам жизни". Этим же колебаниям подчиняются все общественные процессы (непрерывная смена, чередование политических и экономических подъемов и спадов). Пытаться нарушить эту логику - значит противодействовать естественным законам функционирования развития космоса, природы и общества.

Ключевые понятия теории синергетики - нелинейность, бифуркация, аттрактор, диссипативные процессы и фрактали.

Нелинейность в данном случае означает, что развитие и возможная будущая модель самоорганизации (структура) любых химических, физических, биологических и социальных систем односторонне не предопределены, и из состояния неустойчивости и хаоса они могут перейти сразу в несколько состояний (выбрав оптимальную форму самоорганизации и порядок элементов). Само же состояние неустойчивости, из которого возможен такой переход (точнее, возможные варианты перехода), называется "точкой бифуркации"2. На уровне математического описания бифуркация означает ветвление решений нелинейного дифференциального уравнения.

Понятие "аттрактор" близко по смыслу к понятию цель, если понимать его в самом широком, внечеловеческом смысле - как целеподобность, направленность поведения нелинейной системы, ее "конечное состояние" (завершающее некоторый этап ее эволюции). Под аттрактором в синергетике понимают весь возможный набор относительно устойчивых состояний системы, которые могут реализоваться в зависимости от тех или иных начальных условий.

При этом синергетика принципиально исходит из того, что состояния хаоса ("смуты" и т.п.) не является чем-то изначально вредным и разрушительным, так как в это время система выбирает различные варианты самоорганизации и останавливается на оптимальном. В качестве примера можно привести Смутное время 1604-1613 гг. в России, когда наша страна, пережив первую в своей истории гражданскую войну, развал государства, голод и социальный распад, "пробовала" различные типы политического порядка - власть "царя-иноземца" (Лжедмитрий), боярское правление и уже ставшее традиционным самодержавие - и в конце концов выбрала последний, согласившись на Земском соборе 1613 г. на избрание нового царя.

Выбрав таким образом оптимальную в конкретных условиях форму самоорганизации, система "сбрасывает" в окружающее пространство лишнюю, не нужную для образования и функционирования новой структуры энергию - в физико-химических процессах она выделяется в форме теплоты, в социальных процессах - в форме постреволюционного террора, уничтожающего все отказавшиеся принять складывающийся по итогам революции порядок элементы ("революция пожирает своих детей"). Такие процессы сброса лишней энергии называются диссипативными ("порядок через флуктуации", по И.Пригожину). Обобщая же, можно утверждать, что все подобные хаотические состояния системы в конечном итоге играют творческую, конструктивную роль, открывая дорогу процессам самоорганизации.

Фракталиями называются такие объекты, которые обладают свойством самоподобия, или, как еще говорят, масштабной инвариантности. Это означает, что малый фрагмент структуры такого объекта подобен другому, более крупному фрагменту или даже структуре в целом (подобно тому, как каждая монада у Лейбница отражает как в зеркале свойства мира в целом). Это позволяет синергетике раскрыть общие, универсальные механизмы самоорганизации объектов и систем, моделировать возможные самоорганизующиеся структуры. Синергетика объясняет, почему образуются структуры (и именно такие) в процессах самоорганизации. Кроме того, она раскрывает то факт, что все структуры имеют эволюционный характер, т.е. представляют собой определенные стадии развертывания процессов.

Наряду с этим, теория синергетики в корне пересматривает роль случайности в развитии материальных систем. Напомним, что в теории диалектического материализма случайность рассматривается как дополнение либо "форма проявления необходимости" (Ф.Энгельс). Согласно этому подходу, в природе и обществе все предопределено и подчинено законам необходимости, и любое случайное (недетерминированное) событие способствует проявлению какого-либо закона либо не играет существенной роли.

Синергетика же, напротив, исходит из того, что при определенных условиях случайность может определить общее направление дальнейшего развития системы. Иначе говоря, когда система находится в состоянии неустойчивости (в точке бифуркации), какое-либо необязательное (однозначно не предопределенное) внешнее событие (воздействие) может столкнуть систему в состояние "творческого хаоса" и определить ту структурно-организационную форму, которую она далее примет3. Малая флуктуация, таким образом, может разрастись в макроструктуру.

В химической реакции такую роль может выполнить добавленный в раствор катализатор, в процессах на уровне Вселенной - случайные взрывы и столкновения звезд и планет, в социальной жизни - роль личности вождя, реализующего одну из возможных альтернатив (Наполеона, Гитлера, Ленина и др.) и субъективного фактора ("идеи, овладевшие массами") в истории.

Методологическое значение синергетики состоит в создании принципиально новой парадигмы научного знания, выражающейся в следующих основных принципах:

1. Синергетика пересматривает прежний детерминистский взгляд на мир, согласно которому все явления подчиняются законам механики и жестко предопределены - как полагает синергетика, напротив, в мире возможны различные варианты и направления развития событий, и большую роль играет случайность.

2. Синергетика пересматривает взгляды на характер отношений человека с природой и обществом: человек должен не командовать и диктовать, реализуя умозрительные преобразовательные проекты, но прислушиваться к природе, чтобы лучше понять законы развития мира и не нарушать природный либо социальный баланс, чрезмерно ускоряя естественный ход развития событий.

3. Синергетика примиряет восточный и западный типы мышления и мировосприятия, синтезируя лучшие их стороны и формируя сознание единого человечества.. От Востока синергетика берет идею целостности мира ("все во всем") и идею общего закона, единого пути, которым следуют и мир в целом, и человек в нем, а от Запада - опору на анализ и эксперимент, которые доказали свою эффективность при проведении исследований. Подобный подход изначально постулирует ценностно-мировоззренческий плюрализм и диалог и противостоит любому "монополярному мессианизму".

Одновременно теория синергетики пересматривает общетеоретические подходы к осуществлению управления и поддержанию стабильности в обществе. Исходя из того, что общество на всех уровнях своего существования способно к самоорганизации, государству и его учреждениям не следует стремиться управлять всем и вся, вмешиваться во все процессы на макро- и микроуровне. Поэтому для того, чтобы контролировать общую ситуацию в различных сферах жизни общества (в экономике, в политике, в культуре и др.), достаточно оказывать точечные воздействия, определяющие нужное направление развития событий. Например, в экономике - регулировать некоторые макроэкономические показатели и создавать благоприятные условия для хозяйствующих субъектов. В политике - урегулировать конфликты и обеспечивать соблюдение общих правил, и т.п. Чрезмерная же активность - и прежде всего намерения переделать "до основания" экономический уклад любой страны либо перестроить "под себя" всю систему международных отношений - с этой точки зрения выглядит откровенно контрпродуктивной.

Планируя какие-либо общественные изменения, руководители должны помнить о связанном с явлением бифуркации т.н. "эффекте лавины", когда в неустойчивой социальной ситуации незначительное на первый взгляд событие может повлечь за собой процессы, в корне изменяющие жизнь общества. Пример этому - знаменитая "перестройка", "архитекторы" и "прорабы" которой планировали лишь до известных пределов модифицировать систему "реального социализма", но в результате политика "гласности" и "управляемой демократизации" вызвала к жизни мощные стихийные процессы, которые в итоге сокрушили cсуществующие общественный строй и государство. Подобное обстоятельство заставляет более внимательно подходить к пониманию природы глобальной политической стабильности и основных факторов ее обеспечения - опять же предостерегая ведущие мировые державы от поспешных и односторонних действий.

Попробуем применить данный подход к анализу протекающих сегодня процессов глобализации, а также к исследованию ситуации, сложившейся после акции США и их союзников в Ираке.

Несмотря на массу противоречий и конфликтов, порожденных глобализационными процессами, не следует ставить вопрос о борьбе с глобализацией - это также бесполезно, как пытаться воевать с ветряными мельницами. Ибо глобализация - порождение саморегулирующегося и приводящего к формированию принципиально новых структур системного процесса, а неизменно сопровождающие ее кризисы и конфликты могут рассматриваться как диссипативные явления, сбрасывающие излишнюю энергию, как "творческий хаос", из которого неизбежно призвана родиться новая глобальная реальность (структура). И признаки этой структуры уже налицо - в мире объективно формируются единое экономическое, политическое, культурное, информационное и правовое пространство. При этом для каждой из этих сфер существуют свои аттракторы - т.е. возможные модели глобальной экономической, политической, культурной и правовой реальности; выбор какой-либо из них изначально не предопределен ("нелинейная ситуация") и зависит от привходящих обстоятельств (т.н. "творческая роль случайности" - воли политических лидеров и элит, соотношение ресурсов, идеологические предпочтения и др.). Развитие этой темы, в свою очередь, предполагает целый ряд методологических замечаний.

Прежде всего, не следует рассматривать глобализацию упрощенно-идеалистически - как процесс мягкого, эволюционного и равномерного распространения определенного набора благ и стандартов на все человечество. Ибо глобализация - это сложный, неодномерный и конфликтный процесс, в котором сталкиваются разнообразные интересы и проекты (атлантистский, евразийский, исламско-интегристский и др.), нацеленные на создание определенного типа мирового порядка. Иначе говоря, глобализация - это "проектное поле", в котором сталкиваются различные интересы и подходы к структурированию глобальной реальности, которые выражаются в разнообразных проектах. Каждый из них с точки зрения синергетики является определенным возможным аттрактором, степень реалистичности которого зависит от многих обстоятельств.

Во-вторых, также не следует рассматривать глобализацию как процесс, стирающий всякие национальные, государственные, религиозные и этнокультурные границы и формы - ибо глобализация, формируя единый "стержень" общечеловеческой материальной и духовной культуры, не требует при этом отказа целых стран и народов от национальной, государственной и религиозной идентичности, безоговорочного превращения жителей земли в "безродных космополитов" (что предполагает т.н. "американизация"). Таким образом, не нужно путать генотип (комплекс внешних культурных форм) с фенотипом (определенным комплексом духовных ценностей, являющихся ядром любой культуры). Исходя из всего вышесказанного, глобализация скорее отвечает модели "единства в разнообразии" - что, в свою очередь, полностью соответствует заявленному синергетикой принципу фрактальности.

В-третьих, не следует механически противопоставлять друг другу открытое и закрытое общества (как делают это К.Поппер и Дж.Сорос) - поскольку в мире не существует в чистом виде ни открытых, ни закрытых обществ и систем (с точки зрения синергетического подхода, любая из систем одновременно является открытой и закрытой - ибо без первого невозможны полноценное развитие и сама жизнедеятельность, а без второго - преодоление неблагоприятных воздействий).

Последнее предполагает наличие во всяком обществе экономических, политических и культурных "фильтров" (политический суверенитет, различные формы экономического протекционизма, культурная цензура и др.). Поэтому проекты глобализации, предполагающие практически стирание национальных, государственных, экономических и правовых границ, национальной и религиозной идентичности, атомизацию обществ с превращением людей в "экономических кочевников" (наподобие модели, отстаиваемой Ж.Аттали в его книге "Линии горизонта") - прямой путь к глобальному хаосу, к отказу от создания устойчивых и функциональных структур (аттракторов) - государств, союзов, цивилизаций, "центров силы" и др. То есть путь к ситуации, в которой, по словам А.Тойнби, человечеству придется выбирать между собственной гибелью и всемирной тоталитарной диктатурой по типу коммунистической.

Окончание следует...

Примечания:


Вернуться1
Страус А.Л. Униполярность (Концентрическая структура нового мирового порядка и позиция России). // Полис, 1996, # 2.


Вернуться2
Пригожин И.Р. Природа, наука и новая рациональность. // Философия и жизнь, 1991, # 7, С.36.


Вернуться3
Князева Е.Н. Случайность, которая творит мир. // Философия и жизнь, 1991, # 7, С.4-6, 21-22.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Обществоведение' (архив темы):
Андрей Елагин, Права человека /28.04/
Политалфавит. П. Две крайности сделали в глазах россиян защиту человеческих прав едва ли не символом ненадежности и шаткости юридических установлений. С одной стороны, речь идет о традиционном российском сопротивлении всеобъемлющей юридизации жизни, с другой - о молниеносном придании всеобщего смысла правам человека экономического (приравненного к "человеку как таковому").
Петр Казначеев, О случайности демократии, неопрагматизме и либеральном мировоззрении /04.04/
Лекция о прагматизме как основе либерализма.
Борис Межуев, Сергей Градировский, Постнациональный мир "Третьей волны" /04.03/
Лекция о национализме. Национализм, согласно Тоффлеру, есть идеология, целиком и полностью относящаяся к фазе индустриализма. На самом же деле нация при переходе к фазе "Третьей волны" просто превращается из общественного института (призванного интегрировать общество) в глубинную установку политической морали. Национализм, таким образом, сохраняет свою актуальность.
Владимир Никитаев, Тело террора. Окончание /13.02/
Лекция по теории терроризма. Исламизм отрицает не "секуляризацию" как таковую, то есть "наступление" светского на религиозное, но саму систему, в которой разделение и взаимоограничение светского и религиозного имеет конститутивное значение и значимость. Именно поэтому исламизм противостоит не только политическим режимам в исламских странах, но и самому исламу, признающему такое положение дел.
Владимир Никитаев, Тело террора /11.02/
Лекция по теории терроризма.
Сергей В. Бирюков
Сергей В.
БИРЮКОВ
Кандидат политических наук

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: