Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Обществоведение / Политика / < Вы здесь
Нелинейное естественнонаучное мышление и экологическое сознание
Дата публикации:  8 Мая 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Как уже неоднократно, начиная с 70-х гг. ХХ века, утверждалось экспертами, фундаментальная проблема современности заключается в смене парадигмы познания и распространении этой парадигмы на все пространственные и функциональные подсистемы общества: линейному мышлению пришло на смену нелинейное естественнонаучное мышление и экологическое сознание 1.

Вплоть до 70-х гг. ХХ века наука развивалась в соответствии с двумя основными установками линейного мышления:

- представлением об однозначности причинно-следственных связей (однозначности решений систем дифференциальных уравнений) 2;

- представлением о том, что наука может и должна быть основана на эксперименте 3.

Данные же установки базировались на следующих постулатах 4:

1. Большинство процессов можно описать с большой степенью точности с помощью линейных уравнений или их комбинаций. Нелинейные члены представляют собой лишь небольшие добавки, не вносящие существенных качественных изменений в общую картину.

2. Стационарные решения в системе линейных уравнений однозначны. Таким образом, практически при любых условиях (параметрах системы) существует единственное стационарное решение (или не существует вовсе, но этот случай крайне маловероятен). Это единственно возможное стационарное состояние достигается рано или поздно независимо от начальных условий, что легитимирует однозначное целеполагание, представление о единственно верной цели, к которой следует стремиться любыми способами (цель оправдывает средства).

3. Решения устойчивы по отношению к виду уравнений и начальным условиям. Малые отклонения мало влияют на решения. Это утверждение соответствует представлениям об объективной закономерности, на которую фактически не могут повлиять личности и обстоятельства.

4. Однозначная идентификация параметров в системе в случае полностью наблюдаемого вектора состояний (по совокупности экспериментальных данных) возможна. То есть по следствиям можно однозначно определить причину.

5. В любом процессе возможно выделение определяющего, лимитирующего фактора, который определяет всю последующую историю 5.

Вытекающий из этих установок лапласовский детерминизм, линейные уравнения, однозначность решений задачи Коши и соответствующая им протестантская этика определяли ход развития не только науки, но и техники, неуемный рост человеческих потребностей, непримиримость позиций отдельных людей и социальных групп, уверенных в однозначности исторических закономерностей и в своей правоте.

Уже в начале 20 века появление теории относительности и квантовой механики (принцип неопределенности и вероятностные представления) показало необоснованность линейного мышления для сверхмалых и сверхбольших пространственных и временных масштабов. А развитие нелинейной динамики во второй половине 20 века показало и доказало, что неопределенность и относительность существуют и преобладают также в реальных человеческих масштабах.

Линейным и однозначным представлениям о природных и социальных процессах нелинейная наука противопоставляет гораздо более сложные и неоднозначные представления, требующие в каждом конкретном случае тщательного исследования, сомнений и размышлений. Нелинейная наука заставляет мириться с тем фактом, что Мир скорее сложен, чем прост, и противопоставляет постулатам линейного мышления следующие "нелинейные" возражения:

Все процессы в живой природе (а также в природе социумов) и большинство процессов в неживой природе описываются нелинейными уравнениями, так как живые системы являются открытыми по веществу и энергии и удалены от термодинамического равновесия 6.

Характер стационарного процесса в нелинейной системе зависит от типа нелинейности, от параметров системы и ее окружения, наконец, от начальных условий. Из этого следует, что жить в Мире можно, лишь давая себе отчет в ограниченности рациональных расчетов и одновременном отсутствии фатализма однозначной парадигмы развития, в соответствии с народной мудростью: "Человек предполагает, а Бог располагает" и "На Бога надейся, а сам не плошай".

Устойчивость системы к малым отклонениям не является общим свойством. При движении в специальных областях фазового пространства поведение системы становится непредсказуемым, кроме того, вблизи границ бифуркационного и сепаратрисного типа являются существенными малые воздействия, способные "сдвинуть" ситуацию в ту или иную сторону.

В нелинейных системах невозможна однозначная идентификация параметров, а по следствиям невозможно однозначно указать причину. Можно лишь предложить один из возможных вариантов закономерностей, которые могли бы объяснить совокупность наблюдаемых следствий. Следовательно, не столько поиск виновников бедственного состояния, сколько сосредоточение усилий на конструктивных поисках выхода из сложившейся ситуации, то есть перехода в область "благоприятного" аттрактора 7 являются решением.

Принцип "нити Ариадны" в нелинейных системах не всегда справедлив. Волшебной палочки и царевны-лягушки, которые будут делать все за нас, возможно, вовсе нет.

Линейные представления сыграли злую шутку с человечеством, культивируя представления о всесилии человеческого духа в познании и эксплуатации природы. Надо вовремя понять, что миф о всесилии только шутка, и успеть затормозить линейный рост, в котором мы все еще по инерции участвуем, не осознавая опасности.

Нелинейное мышление позволяет нам сделать следующие выводы:

- Следует расстаться с мифом о всесилии знания и возможности однозначного предсказания в случае полностью известной структуры системы, законов взаимодействия ее компонентов и начальных условий. Найти единственно верное решение невозможно.

- Невежество (или псевдознание) линейно-детерминистического мышления в конце 20 века ведет к глобальному экологическому кризису.

- Нелинейная парадигма обнадеживает в тех ситуациях, которые кажутся безнадежными. Существенность малых усилий в критических ситуациях может вывести систему на иную, благоприятную возможность из того спектра возможностей, которым обладает сложная система.

В практическом смысле нелинейное мышление решает задачу поиска способов изучения и управления стохастическими и невоспроизводимыми системами и процессами. В мировоззренческом смысле снимает антагонизмы любой природы - в этом его общечеловеческое (а не только североамериканско-англосаксонское или западно- и центрально-европейское) значение.

Примечания:


Вернуться1
На мой взгляд, основная проблема североамериканско-англосаксонских идеологов заключается либо в приверженности к линейно-детерминистическому мышлению, либо в осознанном использовании принципов нелинейного мышления для реализации эгоистической "перспективы" собственного большого пространства (без учета целей и интересов других больших пространств).


Вернуться2
При решении систем дифференциальных уравнений обычно делаются два допущения: 1. допущение об устойчивости решения к малым отклонениям параметров системы и начальных значений переменных. 2. допущение о правомерности линейной аппроксимации. Оба этих допущения ведут к единственности и устойчивости решений, что в свою очередь обеспечивает однозначность причинно-следственных связей. Начиная с 70-х гг. ХХ века, оба допущения считаются необоснованными.


Вернуться3
Эксперименты основаны на предположении о возможности воспроизведения объективно существующих закономерностей. Таким образом не учитывается однократность и невоспроизводимость явлений.


Вернуться4
См. Ризниченко Г.Ю.: Лекции по математическим моделям в биологии, часть 1: описание процессов в живых системах во времени, Ижевск, НИЦ "Регулярная и хаотическая динамика", 2002.


Вернуться5
"Несмотря на то, что ограниченность таких представлений подтверждается ежедневно и ежечасно наблюдениями над реальной жизнью, эти представления явились не менее жизнестойкими, чем любые религиозные представления или, к примеру, геоцентрическая картина мира, которая существовала многие тысячелетия". Ризниченко (2002) 227


Вернуться6
Что касается человечества как вида, то анализ демографических данных показывает, что развитие человечества идет по такому нелинейному закону, когда рост идет даже быстрее, чем экспоненциально. Такого типа нелинейности характеризуются наличием режимов с обострениями, приводящими к коллапсу, последствия которого зависят от многих обстоятельств и не могут быть предсказаны заранее. См. Ризниченко (2002) 228


Вернуться7
См. Пригожин И.; Стенгерс И.: Время, хаос, квант: к решению парадокса времени, 3-е изд., М., Эдиториал УРСС, 2001.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Обществоведение' (архив темы):
Андрей Елагин, Властные отношения /07.05/
Политалфавит. В. Во власти нет ничего человеческого. Однако это не означает, будто власть попросту антигуманна. Это означает лишь, что само "человеческое" является не чем иным, как уловкой власти, с помощью которой она пытается стать незримой или хотя бы незаметной.
Сергей В. Бирюков, Синергетика vs. монополярность. Окончание /05.05/
Лекция о справедливом мироустройстве. Униполярная модель, которую пытаются выстроить США, на самом деле не может быть построена: вместо какого-никакого порядка (пусть - американского) мир, на самом деле, сваливается в хаос, который поглотит также и Америку.
Сергей В. Бирюков, Синергетика vs. монополярность /30.04/
Лекция о справедливом мироустройстве. Синергетика исходит из того, что состояния хаоса не является чем-то изначально вредным и разрушительным, так как в это время система выбирает различные варианты самоорганизации и останавливается на оптимальном. В качестве примера можно привести Смутное время 1604-1613 гг. в России.
Андрей Елагин, Права человека /28.04/
Политалфавит. П. Две крайности сделали в глазах россиян защиту человеческих прав едва ли не символом ненадежности и шаткости юридических установлений. С одной стороны, речь идет о традиционном российском сопротивлении всеобъемлющей юридизации жизни, с другой - о молниеносном придании всеобщего смысла правам человека экономического (приравненного к "человеку как таковому").
Петр Казначеев, О случайности демократии, неопрагматизме и либеральном мировоззрении /04.04/
Лекция о прагматизме как основе либерализма.
Владислав Савин
Владислав
САВИН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: