Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Обществоведение / Политика / < Вы здесь
Гражданское общество против пороков управления
К проблеме теории терроризма

Дата публикации:  3 Июня 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Весь ХХ век в мире свирепствовал террор, но только после 11 сентября 2001 года терроризм был признан мировой опасностью. Наука, призванная предвидеть развитие событий или, по крайней мере, своевременно объяснять суть происходящего, вновь оказалась бессильной. Прав российский исследователь В.Никитаев, который пишет: "Фиаско социальных наук налицо. Причем, что самое неприятное, фиаско, судя по всему, не случайное, не то, которое можно преодолеть "дальнейшим развитием", но фундаментальное, требующее пересмотра основ социальных наук".

Итак, перед нами кризис мышления: существуют глубинные знания множества отдельных фактов, но нет научного понимания их места и значения в некоторой целостности и даже нет осознания необходимости целостного понимания. Поэтому не удается задействовать огромные мировые экономические и военные силы, чтобы искоренить очередное мировое зло: "Проблемы, порожденные существующим уровнем мышления, не могут быть решены на том же уровне мышления", - предупреждал А.Эйнштейн. Между тем, имеющийся арсенал инструментов современного мышления, методологические подходы и средства, способные (по Канту) перевести рассуждения на уровень разума, не используются в достаточной мере при анализе общественных явлений1. Попытаемся с помощью инструментов, связанных с процессами управления, найти объяснение причин возникновения и возможности искоренения международного терроризма.

На основе системных представлений2 терроризм может рассматриваться как некоторая условная система (СТ), относящаяся к классу организационных (то есть создаваемых людьми)3. Основным средством достижения цели является физическое насилие над отдельным человеком или группой людей. Заметим, насилие - это не цель терроризма, однако именно насилие является системобразующим4 фактором СТ. Системный подход предполагает, что наряду с системой существует надсистема; в нашем случае это - мировое сообщество. Надсистема является носителем глобальной цели, ограничивающей деятельность СТ. Мировое сообщество определило это ограничение как условия законного применения насилия: "не иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом", но уголовная ответственность не налагается "за абсолютно необходимое применение силы, включая защиту... от противоправного насилия; осуществления законного ареста или предотвращения побега лица, задержанного на законных основаниях; для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа" 5.

Поскольку неотъемлемые права человека на жизнь должны охраняться законом, а гарантом закона, как известно, выступает государство (власть), ему предоставлены исключительные права применять насилие на данной территории. Из этого с необходимостью вытекает, что ответственность за жертвы в результате незаконного насилия6 также должна нести власть, а само незаконное насилие квалифицироваться как уголовное преступление7.

В СТ действуют исполнители актов насилия: одиночки (не связанные с какой-либо организацией) и члены организаций, которые подчинены иерархам организации; в случае отказа совершить насилие они сами могут подвергнуться насилию. Идеологическую основу обеих категорий исполнителей составляет осознание собственного превосходства. У одиночек оно развивается на базе эгоцентризма (или психического заболевания). У членов организации воспитывается иерархами власти путем внедрения в сознание исполнителей коллективистских идеологий8, которые утверждают превосходство (űber alles): одного народа (ультранационализм, фашизм), одной политической доктрины (коммунизм, экологизм и др.) или одной религии (фундаментализм, ультраортодоксия). Организованные исполнители действуют в рамках организаций: 1) банд и экстремистских партий и 2) государственной власти. Первые стремятся с помощью насилия захватить власть, и применение насилия к беззащитным людям позволяет террористам при отсутствии экономического и военного превосходства навязывать государству свои условия. Государственная власть (в некоторых странах) стремится также с помощью незаконного насилия сохранить господство в стране. Последнее может быть квалифицировано как проявление государственного терроризма.

По данным Amnesty International, в период 1993 - 2002 годов государственный терроризм проявлялся в форме внеюридических убийств (в том числе лиц, отбывающих наказание в тюрьмах), применения пыток и арестов без суда и следствия, нередко заканчивавшихся исчезновением людей. Эти акции имели место более чем в 120 государствах9. Власти также попустительствовали насилию, осуществляемому "своими" и "чужими" террористическими организациями, подстрекали к насилию над лидерами оппозиции, применяли насилие на зависимых и оккупированных территориях в форме внеюридических актов возмездия.

Государственный терроризм организует деятельность террористических организаций на чужих территориях и оказывает поддержку этим организациям. В 2001 году было зарегистрировано 36 таких организаций (плюс 18 несамостоятельных филиалов)10, действовавших на территориях отдельных стран и не имевших единого центра управления. Поэтому едва ли можно сегодня говорить о существовании международного терроризма, скорее - о международных сетях террористических организаций, центры которых находятся в нескольких государствах11.

Даже из краткого перечисления сфер деятельности видно, что государственный терроризм является базой всех форм терроризма, поскольку одиночки и организации террористов находятся на суверенной территории (исключение составляют немногочисленные пираты, действующие вне территориальных вод). Власти не могут не знать об их существовании, а также об их действиях на своей территории и на территории других государств. Более того, власти предоставляют финансовую и иную помощь террористам, нередко из средств государственного бюджета, создают предпочтения для финансирования этих организаций, поддерживают деятельность экстремистских (коллективистских) партий и даже допускают их к выборам в законодательные органы государства.

Причины возникновения государственного терроризма лежат в пороках государственной машины, которая не способна выполнять свою "главную обязанность - выходить из проблем и кризисов, а не вступать с ними в конфронтацию"12. Чтобы в этих условиях сохранить власть, администрация использует государственный терроризм в качестве инструмента государственного управления. Пороки государственной машины возникли при ее создании - не был предусмотрен ряд обязательных управленческих компонентов и связей. Без них невозможно устойчивое эффективное функционирование как объекта управления (граждан и жителей государства), так и самой государственной машины13; эти пороки не были в дальнейшем устранены.

Пороки государственного управления присущи всем появившимся после Второй мировой войны 73 новым государствам (в том числе 19 после развала СССР), а также многим "старым" государствам, где в этот период произошла смена государственно-правовых режимов. В большинстве этих государств население не имело опыта жизни в условиях демократии, а руководители государств не имели ни профессиональных знаний, ни опыта государственного управления. В основном это были харизматические лидеры политических партий и движений, которые организовывали государственное управление по "понятиям" и с помощью жесткого диктата.

Разрушение системы терроризма (СТ) возможно лишь путем реформирования системы государственного управления, что сможет привести к изживанию государственного терроризма. Однако во многих государствах, которые используют государственный терроризм, власти не желают реформ, а гражданское общество отсутствует. Разрешить это противоречие можно имеющимся у мирового сообщества цивилизованных государств арсеналом оперативных, тактических и стратегических средств. Оперативные средства состоят в признании лидеров суверенных государств и высших чиновников уголовными преступниками, их экстрадиции и наказании за использование незаконного насилия или попустительство ему. В настоящее время имеется необходимая правовая база. Признание универсального принципа подсудности (впервые в тысячелетней истории человечества) возникло в результате приговоров трибуналов в Нюрнберге и Токио. Теперь руководители суверенных государств могут быть привлечены к уголовной ответственности, как и граждане. Этот принцип закреплен в международной правовой базе, в постоянно действующих судебных органах14 и реализован в практике силового давления.

Тактические средства состоят в том, чтобы усилить институт международного права. Однако молодость международного права в области защиты прав человека (всего 50 лет) не позволяет своевременно и в полной мере реагировать на жизненные коллизии в мире. В нем, например, не прописаны условия, при которых международное сообщество обязано оказать силовое давление на преступную власть суверенного государства, не определены критерии сроков принятия силовых мер. Это сказалось на проволочках военного давления на Ирак, которые вызвали кризис в отношениях между государствами антисаддамовской коалиции и ООН.

Поскольку выработка эффективных норм международного права требует много времени, а потребность в них неотложна, целесообразно введение промежуточного этапа, который обеспечивал бы достижение главной цели сообщества - защиту прав человека. В такой защите нуждаются (в разной мере) граждане почти 150 стран. Этот промежуточный этап (до принятия соответствующих процессуальных норм права) мог бы строиться, например, на формальном признании одного из государств временным председателем Совета безопасности ООН, наделенным правами принятия оперативно-тактических решений для исполнения принципов, признанных мировым сообществом цивилизованных государств.

Наконец, стратегическое средство - создание и укрепление гражданского общества в "молодых" государствах. Гражданское общество служит сдерживающим фактором экспансионистских и тоталитаристских устремлений власти, проявляющихся в форме незаконного насилия, с одной стороны, и экстремистской ориентации (своеволия, анархии, индивидуального и группового насилия и произвола) граждан, с другой стороны. Гражданское общество является единственной реальной силой, которая способна провести реформирование государственного управления и контроль над ним, пробудить политическое сознание и политическую культуру у населения, чтобы не допустить во власть лидеров, доказавших неспособность защитить граждан от незаконного насилия, и воспрепятствовать победе коллективистских идеологий в стране15.

Для развития гражданского общества в странах, использующих в той или иной степени государственный терроризм, требуется поддержка со стороны цивилизованного мира. Международным демократическим общественным организациям и частным фондам должно быть предоставлено исключительное право беспрепятственно оказывать методологическую и финансовую помощь для развития и защиты в этих государствах гражданского общества16. Нужны также механизмы, препятствующие проникновению коллективистских идеологий во власть. Должны быть ограничены размеры и увеличены налоги на финансовую помощь экстремистским общественным и политическим организациям и повышены налоги на доходы организаций, использующих политтехнологии. Также должны быть введены правовые нормы, налагающие ответственность на лоббистов за деятельность в интересах государств, поддерживающих коллективистские идеологии, и другие меры защиты от государственного терроризма.

Таким образом, опасность распространения и усиления терроризма, в том числе в международном масштабе, обусловлена исключительно существованием государственного терроризма, ставшего фактором геополитики: свыше 2/3 государств - членов ООН используют государственный терроризм как инструмент государственного управления. Однако роль этого фактора еще не осознана. В то же время признание международного терроризма в качестве глобальной проблемы может привести лишь к ослаблению терроризма, но не к его искоренению.

Средством разрушения государственного терроризма являются реформы государственного управления, что позволит устранить пороки управления во многих странах, установить там верховенство Закона и создать условия развития гражданского общества. Осуществление этой программы возможно в рамках процесса глобализации.

Принцип неотвратимой ответственности руководителей суверенных государств за использование государственного терроризма в форме незаконного насилия над человеком, подстрекательства к насилию или попустительства ему должен быть реализован в полной мере.

Примечания:

Вернуться1 Н.Винер: "Важные исследования задерживаются из-за того, что в той или иной области неизвестны результаты, уже давно ставшие классическими в смежной области".

Вернуться2 Общая теория систем Л.Берталанфи и А.Богданова и методология системного подхода (анализа).

Вернуться3 У автора имеется опыт применения системного анализа для решения крупной проблемы в бывшем СССР, связанной с развитием отраслей промышленности в экстремальных природных условиях, а также для создания методики, которая позволяет диагностировать причины нестабильности государственного управления. Результаты исследований изложены в книге "Новое государство Израиль выживет?", Иерусалим, 2002.

Вернуться4 Насилие - это и есть та самая Кантовская субстанциональная "метафизическая основа", которая в данном случае предопределяет формы терроризма и направления их развития. Насилие составляет суть диктата, лежащего в основе универсального процесса управления в живом мире, но его сила, характер и этика меняются в истории.

Вернуться5 Ст.2 "Конвенции о защите прав человека и основных свобод" Совета Европы.

Вернуться6 В рамках системного мышления возможно разрешение юридического казуса, связанного с неразличимостью понятий терроризм и освободительное движение. На основе увязки норм международного права и стремления социальных групп к удовлетворению своих прав на свободу оказывается возможным защитить права групп и снять с уголовного преступника ореол мученика-террориста.

Вернуться7 Насилие над населением во время войны на чужой территории пока не получило в международном праве однозначной правовой оценки.

Вернуться8 Allan R.Ball, B.Guy Peters. Modern Politics and Government, Six ed., 2000, p. 104.

Вернуться9 В эту цифру не включены страны, где до сих пор не отменен закон о смертной казни.

Вернуться10 Patterns of Global Terrorism. United States Department of State. Terrorist Group Profiles, Index of Groups, 2001. Другая организация (The Terrorism Research Center) указывает на деятельность 91 организации, совершившей акты террора.

Вернуться11 Примером действительного глобального международного терроризма, которому многие годы удавалось достаточно успешно дестабилизировать государственность на всех континентах, был СССР; после краха его империи исчезло большинство террористических организаций, действовавших в различных странах.

Вернуться12 Allan Ball, Modern Politics and Government, 1994, Fifth ed., p.251.

Вернуться13 За 6000-летнюю историю государственности как организационной системы был выработан универсальный набор управленческих компонентов и связей. Подобный набор, согласно общей теории систем, является аналогом компонентов и связей, существующих в биологической системах, создаваемых природой; он воспроизведен в организационных системах, создаваемых людьми. Аналогии с системой государственного управления были использованы автором в цитированной выше книге.

Вернуться14 В дополнение к действующим международным судам по защите прав человека учрежден Международный уголовный суд, решение о создании которого (Римский статус) ратифицировано 89 странами в 2003 году.

Вернуться15 Имеются позитивные результаты предоставления странами-победительницами полноты власти представителям будущего гражданского общества, которые реализовывали модели эффективного государственного управления в разгромленных тоталитарных государствах - Германии и Японии. Представляются перспективными предпринимаемые попытки преобразовать на этой же основе власть в Афганистане, Ираке, прекратить конфликт в Чечне.

Вернуться16 CIA, Director George J. Tenet, Oscar Iden Lecture, Georgetown University-October 18, 1999.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Обществоведение' (архив темы):
Владислав Савин, Нелинейное естественнонаучное мышление и экологическое сознание /08.05/
Лекция о типах мышления и об их влиянии на поведение. Нелинейный интеллектуальный фундаментализм vs. англосаксонская ограниченность.
Андрей Елагин, Властные отношения /07.05/
Политалфавит. В. Во власти нет ничего человеческого. Однако это не означает, будто власть попросту антигуманна. Это означает лишь, что само "человеческое" является не чем иным, как уловкой власти, с помощью которой она пытается стать незримой или хотя бы незаметной.
Сергей В. Бирюков, Синергетика vs. монополярность. Окончание /05.05/
Лекция о справедливом мироустройстве. Униполярная модель, которую пытаются выстроить США, на самом деле не может быть построена: вместо какого-никакого порядка (пусть - американского) мир, на самом деле, сваливается в хаос, который поглотит также и Америку.
Сергей В. Бирюков, Синергетика vs. монополярность /30.04/
Лекция о справедливом мироустройстве. Синергетика исходит из того, что состояния хаоса не является чем-то изначально вредным и разрушительным, так как в это время система выбирает различные варианты самоорганизации и останавливается на оптимальном. В качестве примера можно привести Смутное время 1604-1613 гг. в России.
Андрей Елагин, Права человека /28.04/
Политалфавит. П. Две крайности сделали в глазах россиян защиту человеческих прав едва ли не символом ненадежности и шаткости юридических установлений. С одной стороны, речь идет о традиционном российском сопротивлении всеобъемлющей юридизации жизни, с другой - о молниеносном придании всеобщего смысла правам человека экономического (приравненного к "человеку как таковому").
Сергей Куриц
Сергей
КУРИЦ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: