Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Журналу "Поиски" 25 лет / Политика / < Вы здесь
Приглашение
К Поискам и взаимопониманию

Дата публикации:  9 Июня 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Нашему замыслу соответствовало бы название, слишком длинное для журнала - ПОИСКИ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ. Нисколько не урезав замысел, мы сократили лишь название, и к участию в наших "ПОИСКАХ" приглашаем всех, кто за взаимопонимание. Всех, кто убедился, что нет сейчас ничего рискованней и неотложнее этого: полного понимания, которого нельзя достичь, к которому иначе не пробиться, как совместной работой мысли, не ограничивающейся одной-единственной позицией, заведомым углом зрения, единственно возможным способом ставить вопросы и доискиваться ответов.

Сказанное, разумеется, чересчур обще. Призыв к взаимопониманию уместен в любое время и при любых обстоятельствах. Разве мыслимо такое время, когда отпадает нужда в понимании, поскольку на все вопросы уже даны окончательные, исчерпывающие ответы? Да и потребность во взаимности, в движении от многообразных начал к проблемам, жизненно важным для многих, если не для всех - эта потребность далеко не всегда и не всеми признаваясь, сегодня не покажется и новинкой.

Призыв к взаимопониманию - либо общее место, либо он нуждается в разъяснении. И, тем не менее, мы рискуем утверждать, что сегодня этот призыв ясен без долгих обоснований. Нам, в Советском Союзе, вероятно, это ощутимее, чем где бы то ни было. Мы пережили с 1953 года целую полосу надежд и крушений, избывания старых и новых иллюзий. Надо полагать, это время дало многое, и не нам одним. Но теперь видно, что оно, переломившись в 1968, пришло к концу. Теперь заметнее не только сделанное, но и то, что не сделано, и сделано быть не могло. И это последнее не менее, если не более важно, чем первое. Глядя на собственные тупики, вложив персты в наши язвы - кто рискнет сказать с полной уверенностью в правоте: я знаю лечение, я вижу выход?! Каждая неувязка в отдельности, каждая несообразность, взятая врозь, кажутся устранимыми - было бы желание, умение и соответствующие "люди на местах"... Но идет время, и все ощутимее, заметней: пропущенные в свое время возможности - самая неподатливая реальность сегодня, как и связь между всеми диспропорциями и напастями, как и отсутствие "соответствующих" и беспомощность тех, кто желает перемен, не ведая, с какого бока за них приниматься, не накликав беды хуже нынешней. Тупики наши оттого и мысленные, и нравственные - разрывы между поколениями и внутри поколений, которые, похоже, не только не сглаживаются, но делаются все глубже и раздражимей. И вряд ли оттого, что яснее стали ныне ответы, предлагаемые отдельными течениями и людьми. Скорее, наоборот, ожесточенность, вражда - от застревания в чем-то первоначально-отрицающем. Но даже и тут, в этом необходимо-критическом, клеймящем смысле мы оказались неспособны пробиться вглубь, к причинам причин, дойти до корней трагедии, образовавшей эпоху, до природы тупиков, составляющих русскую злободневность, уклад жизни и быт: самое простое и труднее всего выносимое.

Прежде говорили: не может быть свободен народ, угнетающий другие народы. Сегодня это следует дополнить и уточнить, сказав: не может быть ни свободен, ни уверен в будущем народ, притязающий на то, чтобы собою одним - своими успехами ли, глубиной ли своего отчаянья определить всесветное будущее. Эта истина не так проста - и не только потому, что задевает государственные престижи, национальные самолюбия, претензии первенства, богатства, силы. Она отнюдь не проста и по существу.

Взаимная уступчивость и терпимость - превосходные качества. Право оставаться собой - великое право, становящееся новой международной нормой, суверенитетом МИРА, где впервые за всеми народностями, за всеми человеческими сообществами признано право на независимость в решении своих внутренних дел, как и право на равную причастность к судьбам мира в целом. Два права - нераздельных, и, вместе с тем, трудно совмещающихся.

Мир миров, стремящийся стать человечеством, - вправе ли мы попустить, чтобы "правом оставаться собой" распоряжалось многоликое насилие, всякое принуждение к единомыслию, любой владетельный запрет на идейные искания, на движение проблем, не знающих кордонов?!

Таковы общие основания к тому, что бы сделать поиски взаимопонимания исходной позицией для совместной работы. "Только" поиски - оттого, что на пути к согласной встрече исходно разноначального не одни внешние препятствия. Поэтому мы приглашаем к дискуссии без ограничивающего регламента и с этой, сугубо предварительной заявкой, которая может стать более четкой программой лишь в процессе поисков.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Михаил Гефтер (1918-1995)
Михаил
ГЕФТЕР (1918-1995)
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: