Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Журналу "Поиски" 25 лет / Политика / < Вы здесь
К истории "Поисков"
Дата публикации:  9 Июня 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

"Свободный московский журнал ПОИСКИ" выходил в самиздате (1978-1980 гг.) и тамиздате (Нью-Йорк, Париж, 1979-984 гг.). Это был "толстый" художественно-публицистический журнал, издатели которого провозгласили принцип взаимопонимания, равноправного представительства различных концепций, идей и точек зрения, существующих в то время в стране. Издание просуществовало по самиздатским меркам довольно долго, и история его разгрома широко освещалась в правозащитных документах этого времени .

В журнале публиковались произведения авторов как хорошо известных читателю официальной и неподцензурной литературы (А.В.Белинков, М.Я.Гефтер, Г.Н. Владимов, В.Н. Войнович, Ю. Н.Вознесенская, Ю.О. Домбровский, Ф.А.Искандер, А.Ф.Кормер, Л.З. Копелев, Ст. Лем, В.П.Некипелов, Г.С.Померанц, Г.И. Снегирев, Б. Чичибабин, Д.И.Хармс, А.СентЭкзюпери и др.), так и начинающих, участников демократического движения СССР и других стран коммунистического блока (Я. Куронь, будущий президент Чехии В. Гавел и др.), узников ГУЛАГа и т.п. В редколлегию Поисков входили: В.Ф.Абрамкин, В.Л.Гершуни, Ю.Л.Гримм, П.М.Егидес, Р.Б.Лерт, Г.О.Павловский, В.В.Сокир-ко.

Активное участие в формировании основных направлений, подготовке и издании "Поисков" принимали: С. А. Белановский, Е.Ю. Гайдамачук, М.Я.Гефтер, Л.З.Копелев, П.А.Подрабинек, Г.С. Померанц, Т.В. Самсонова, С.Ю. и В.М.Сорокины, Д.Сорокин, Л. Н. Ткаченко, В.В. Томачинский, М.Ю.Яковлев и др.

Зарубежные номера "Поисков" выходили в издательствах "Детинец" (А.П.Григоренко, Нью-Йорк) и "Поиски" (П.М. Егидес при участии С.Ю. и В.М Сорокиных и поддержке А.Д.Синявского, М.В. Розановой).

Основатели журнала провозглашали независимость не только от государственной, но и от идеологической цензуры "единомышленников" ("Поиски" - журнал разномышленников, разномыслов", В.Гершуни). Программную идею журнала (полное название "Поиски взаимопонимания") точнее всего сформулировал один из его основателей историк Михаил Гефтер: "Круглый стол" - и без лимита на сюжеты, и без кадровых в составе!... Нет для нас места в Мире, если не сделаем м и р о м собственный дом: м и р о м в М и р е".

В какой-то мере творческому коллективу "Поисков" удалось пробиться к пониманию недостаточности принципов демократии, предусматривающих подчинение меньшинства большинству при гарантиях соблюдения его прав (но не интересов и точек зрения). На практике, такая "демократия" приводит к отстранению от участия в выработке и принятии решений значительной части населения, тех, чьи интересы они напрямую затрагивают, а это в свою очередь делает "отстраненных" противниками принятых решений.

Период, получивший название "эпохи застоя", по мнению многих современников, стал временем возникновения и развития разнообразных общественно-политических направлений, идей, своеобразным ренессансом традиций поиска исторического пути, "поиска выхода", восходящих к XVIII-XIX столетиям - идеям просветителей, западников и славянофилов, русских религиозных философов, Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского. Очевидно, что катализатором этого процесса стал XX съезд КПСС и прекращение массовых репрессий.

Действительно, все 50-е и 60-е годы как грибы вырастали организации, союзы, группы, и даже партии самых различных оттенков . В 1968 г. А.Амальрик, подводя итоги развитию общественной мысли этого периода, пришел к заключению, что "за последние три десятилетия выкристаллизовались, по крайней мере, три идеологии, на которые опиралась оппозиция". Это "подлинный марксизм-ленинизм", "христианская идеология, предполагающая переход к религиозным нравственным принципам в духе славянофильства, с претензией на особую роль России" и, наконец, "либеральная идеология", которая, в конечном счете, предполагает переход к демократическому обществу западного типа. Вместе с тем, общей целью участников движения остается "охрана правопорядка", прав человека .

Дальнейшее развитие этих направлений в 70-е гг. привело к формированию более или менее устойчивых кругов единомышленников, что, в свою очередь, вывело на новый уровень самиздатскую публицистику - в самиздате получил распространение жанр "толстых", проблемных журналов. Появляется целый ряд таких журналов самой различной ориентации: национальные (литовские, латышские, еврейские, немецкие, украинские, армянские и др.); религиозные ("37", "Мария", "Община", "Надежда" и др.); почвеннические ("Вече", "Земля", "Московский сборник", "Многая лета"╕); марксистские и социалистические ("XX век", "Перспективы", "Варианты", "Форум", "Левый поворот" и др.); западнические ("Демократ", Свободное слово"), правозащитные ("Общественные проблемы"). На страницах самиздатской периодики почвенники, либералы и марксисты вели яростную полемику, накал которой возрастал с каждым годом. С одной стороны предлагалось воплотить в жизнь мечту об обществе социальной справедливости, заложенную в классическом марксизме , с другой - преодолеть всякий социализм (и научный, и реальный) как "инстинкт смерти", который, в случае полного претворения в жизнь его идей, приведет к "вымиранию человечества" . Каждое из направлений претендовало на ведущую роль своей программы преобразований, что вело к изоляционизму и отсутствию взаимопонимания между ними.

Однако однозначно утверждать, что попытки объединить оппозицию не предпринимались, нельзя. Многие высказывали озабоченность отсутствием развитой политической платформы у диссидентов. Но процесс построения ее сводился, как правило, к поискам некоей идеальной или универсальной программы. В разное время на роль такой программы претендовали "Размышления о мирном сосуществовании, прогрессе и интеллектуальной свободе", "Меморандум" А.Д.Сахарова, "Программа", "Тактика" и "Меморандум" Демократического движения Советского Союза А.Солдатова, "Письмо вождям Советского Союза" А.И.Солженицына и др.

Конец 70-х гг. стал переломным моментом во внутренней политике властей относительно инакомыслия. После ареста одного из редакторов "Хроники текущих событий" Т.М.Великановой, священника Г.П.Якунина, деятеля литовского национально-религиозного движения А.Терляцкаса и других начались обвальные репрессии, обращенные не только против отдельных людей, открыто выступающих с критикой режима, но и против инакомыслия как явления. В результате давления со стороны властей диссидентское движение сосредоточилось почти исключительно на защите его участников, все дальше отходя от проблем общества в целом. Это еще более усугубило изоляционизм, привело к своего рода "профессионализации" движения , сузило круг его участников, увеличило пропасть не только между диссидентами и властью, но и между диссидентами и обществом. "У нас слово "диссидент" приобрело почти партийную определенность", - писал Л.З.Копелев Майе и Павлу Литвиновым в 1977 г.

Таким образом, можно говорить о кризисе, переживавшемся инакомыслием в конце 70-х. Попытку предложить выход из этого тупика предприняла группа интеллигентов, объединившаяся вокруг журнала "Поиски". В концептуальную основу издания легли два постулата:

- сосуществование различных идей "в одном доме" и приоритет диалога как процесса над его результатом. Процесс обмена идеями ценнее самих идей и даже возможных результатов их синтеза. Диалог самоценен, ибо создает "дом" - прообраз нормального общества.

- развитие традиционной для 60-х гг. концепции о невозможности "брести к истине в одиночку". Согласно этой концепции создание идеальной модели общества осуществляется путем коллективных поисков, обсуждений, "снятия сливок" с каждой программы. Примером такой программы можно считать "Принципы социализма" П.М.Абовина-Егидеса и П.А.Подрабинека, опубликованные в N 6 "Поисков".

Конечно, сама идея "поисков взаимопонимания" не нова. Так, далекий от правозащитной деятельности кибернетик С.Ю.Маслов писал в 1979 г.: "Нам и нашим потомкам предстоит синтезировать Нагорную проповедь и ярость книги Иисуса Навина, прозрения Ницше и тяжеловесные построения "Капитала", смущающие открытия Фрейда и смертельно опасные достижения эпохи думающих машин... Синтез - это не эклектика... Это захватывающая и неподъемная творческая работа" . Редакция "Поисков" решилась проделать эту "совместную" (и очень напряженную) "работу мысли", вовлечь в нее широкий круг идей, расширить рамки диссидентства, найти точки его соприкосновения с обществом в целом. Насколько удалось выполнить постулированную программу за два года деятельности журнала, судить историкам.

Круг проблем, затрагиваемых журналом, был чрезвычайно широк: конституция и право, экономическая реформа и правозащита, культура андеграунда и "соцреализма", восстановление исторического прошлого и социальные вопросы. На страницах журнала выступали представители самых различных направлений мысли: почвенничества, неосоциализма, марксизма, "буржуазной демократии", либерализма, христианства, анархизма. В этом смысле издание было почти уникальным. Профессиональный уровень журнала выделялся на фоне самиздатской периодики того времени.

История "Поисков" - это еще и судьбы людей, делавших его - один из самых драматических эпизодов истории правозащитного движения. За двадцать месяцев (столько времени выходил журнал) "Поисков взаимопонимания" восемь его издателей и сотрудников провели (в 1979-1987 гг.) в общей сложности более двадцати лет в тюрьмах, лагерях, ссылке, В.В. Томачинский погиб в тюрьме. Десятки людей, принимавших участие в издании и судьбе журнала, подверглись внесудебным репрессиям: принудительной эмиграции, обыскам и задержаниям, увольнению с работы, исключению из института, партии и комсомола и т.п. История преследований "поисковцев" широко освещалась свободными СМИ того времени (Хроника текущих событий и др.).

(Источники:

Обзор самиздатовский выпусков. ## 1-8 (1978-1980). Свободный московский журнал "Поиски". М.: РОО "Центр содействия реформе уголовного правосудия", 2003 год.

Документы по истории движения инакомыслящих, выпуск N 3, журнал "Поиски" Документы и материалы. Информационно-экспертная группа "Панорама", 1995 год)


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие статьи по теме 'Журналу "Поиски" 25 лет' (архив темы):
Глеб Павловский, "Поиски": провалившееся восстание /09.06/
"Поиски" пытались создать механизм подпитки и расширения общественного движения, - мы чувствовали, что где-то есть общество, но не знали, как его включить в процесс. "Поиски", в сущности, были всего лишь фрондой в диссидентском гетто, попыткой бархатного восстания.
Михаил Гефтер (1918-1995), Приглашение /09.06/
10 июня отмечается 25-летие выхода первого номера "Свободного Московского журнала Поиски". Уникальная "программа" редакции была сформулирована Михаилом Гефтером в "Приглашении" - вступительной статье к первому номеру журнала.
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: