Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Политэкономия / Политика / < Вы здесь
Где евро, там и афро
Метафизика финансового рынка

Дата публикации:  18 Июня 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Приведение мирового валютного рынка к единому знаменателю - процесс закономерный. Но если знаменателей несколько - ничем хорошим это не кончится. Пока на планете существовала одна мировая валюта - доллар США, за будущее цивилизации мы могли не беспокоиться. С появлением евро основы миропорядка, заложенные 218 лет назад1, закачались.

Евро, появившееся в наличном обращении в 2001 году (а на деле - использовавшееся для безналичных расчетов с 1998 года), - по первой, поверхностной, задумке финансистов Старого Света - призвано было составить американской единице достойную конкуренцию в плане международных расчетов. Одна часть света не желала зависеть от эмиссионной деятельности другой. Но получилось так, что начальная идея вдруг породила чудовище. На свет вылезло то, что сравнительно скоро ввергнет глобальную экономику в коллапс.

Еще три года назад все государства мира хранили золотовалютные резервы в долларах. Сейчас центробанки планеты решают одну нерешаемую задачу: какую часть резервов перевести в евро. Но что бы ЦБ ни придумали, они раскаются. Вспомним совет Сократа: "Женишься ты или не женишься - все равно ты об этом пожалеешь".

Финансовое управление в странах еврозоны осуществляет Европейский Центральный Банк. Долларом "рулит" Федеральная резервная система США. Вернее, это только так кажется. На самом деле, названные ведомства ни за что не отвечают. Уже сегодня они начинают выполнять исключительно техническую работу - эмитируют дензнаки. Остальное забрали на откуп биржевые игроки. Проходит информация, что индекс потребительского доверия в Штатах снизился на полпроцента, - единая европейская прыгает вверх на десять пунктов. Немецкие статистики объявляют о снижении безработицы в ФРГ - котировки евро повышаются еще на пять пунктов. Противоречивые заявления американского руководства о приверженности курсу "твердого доллара" и о том, что "фундаментальных причин для падения американского доллара больше не будет", также не добавляют оптимизма биржевикам касательно "бакса". И в то же время еще свежи в памяти двухлетней давности проблемы новорожденной единой европейской валюты, долгое время продававшейся на 15-20% дешевле штатовского конкурента.

Получается, что в данный момент евро с долларом не столько выполняют свою функцию расчетных единиц, сколько ввергают мир в смятение кульбитами своих котировок. То есть деньги превратились в самодостаточные рыночные инструменты, пригодные для спекуляций, но утратившие свое хрестоматийное значение.

Если в обозримом будущем в противостоянии двух мировых валют будет выявлена определенная тенденция, центробанки смогут сформулировать относительно четкую политику своего поведения на рынке, определиться с принципами оперирования своими резервами. Если же закономерности не окажется, все пойдет прахом. Курс "доллар - евро" станет в один ряд с биржевыми индексами - Dow Jones, NASDAQ, РТС, в конце концов. Соответственно, его динамика подробно расскажет специалистам о состоянии экономик вовлеченных в процесс государств, поможет разобраться с покупкой-продажей тех или иных ценных бумаг.

Однако как центробанкам, так и обывателям реальной помощи от курса никакой не будет.

Первые строят кредитно-денежную политику государства в немалой степени исходя из размеров своих золотовалютных резервов. Если у ЦБ достаточно средств в закромах, то даже дефолт, подобный нашему в 1998 году или аргентинскому в 2001 году, будет сглажен такой финансовой подушкой. Но в том случае, если эта самая подушка будет состоять пополам из долларов и евро, никто из банкиров не поручится за ее эффективность. Ведь из-за спекуляций с котировками мировых валют "толщина" резервов будет меняться изо дня в день. Сегодня за один евро дают полтора доллара, завтра - пятьдесят центов. Соответственно, размер золотовалютных запасов - скажем, состоящий из 50 млрд. долларов и 50 млрд. евро - будет колебаться от 125 до 75 млрд. условных единиц.

Ровно по той же причине не смогут довериться ни банковским вкладам, ни "матрасным" вложениям обыватели. Сейчас для граждан России ориентир на валютном рынке один - доллар (евро в учет не берем из-за его спекулятивной дороговизны), но при описываемой ситуации их не будет вообще. Сегодня под матрасом - 50 "баксов", завтра - по курсу - уже 25.

Финансовый рынок - не скачки. На нем нельзя выиграть, сделав ставку сразу на двух лошадей одновременно. И не надо питать надежду, что в отдаленной перспективе доллар и евро уравняются в правах, а ситуация таким образом "устаканится". Равенства не будет уже только потому, что это не в интересах игроков на финансовых рынках. Наоборот, можно сказать, эти валюты перейдут в совершенно метафизическое состояние - банкноты станут ценными бумагами, перестав являться средством платежа. Последнюю функцию придется осваивать ныне существующим внутри- (а не меж-) государственным валютам. И не факт, что США, равно как и страны еврозоны, не придут в перспективе к мысли о начале выпуска новых денег, строго для внутренних расчетов.

Лиха беда начало. Ждите появления на спекулятивном валютном рынке новых инструментов. Пример евро оказался заразительным. Там, где конкурирует две "метафизические" валюты, там появятся и третья, четвертая, пятая разновидность ценных бумаг нового образца. И - что пагубно - именно для игры на их курсах, а не для реального обеспечения экономики платежными средствами.

Через два-три года возможно появление на свет единой африканской валюты. Ориентировочное название: афро. МВФ пока против, но и сопротивляется не сильно. А бодрости инициаторам данного финансового экзерсиса придает более или менее удачный опыт по внедрению регионального средства платежа. Восемь государств Западной Африки несколько десятилетий пользуются единой валютой - франком КФА. Не исключено, что именно он станет основой пресловутого афро.

Кое-какие планы по созданию собственных региональных валют вынашивают страны Юго-Восточной Азии, страны Карибского бассейна (сейчас здесь существует невиданное изобилие долларов - багамский, бермудский, барбадосский и проч.). Не исключено слияние валютных систем некоторых латиноамериканских государств (опять же налицо однообразие - колумбийское песо, чилийское песо, мексиканское песо).

А в зону евро стремятся все новые государства - Чехия, Венгрия и т.д. Да и в консервативной Великобритании общественное мнение через считанные годы будет готово к приходу единой европейской. "Присоединение Великобритании к зоне евро будет полезно для экономики страны, но это (присоединение) не должно произойти сейчас", - заявил министр финансов страны Гордон Браун, выступая перед парламентом 9 июня.

И о наших. Как видится, рубль неизбежно станет межгосударственной валютой на территории бывшего СССР. Ну, за исключением Прибалтики, уже видящей себя в еврозоне. Слияние финансовых систем России и Белоруссии станет началом своеобразной цепной реакции. Кстати, накануне открытия VII экономического форума в Санкт-Петербурге (18 июня) заместитель председателя правления Национального банка Белоруссии Владимир Сенько заявил, что с 1 июля на территории Белоруссии вводится в обращение безналичный российский рубль2. Даже Украина, корчащая из себя вполне европейское государственное образование, определенно войдет в рублевое пространство 3.

В общем, к веселой компании доллара и евро с течением времени добавится еще три-четыре межрегиональных валюты. При этом все они будут активно взаимодействовать на бирже. И станут происходить вовсе не местечковые, принципиальные лишь для одной стороны, события, как это случается сейчас - серьезное укрепление курса иены, по большому счету, сильно волнует лишь Токио. Наоборот, чем меньше в мире наименований денег, тем зависимее от колебания их котировок здоровье глобальной экономики. Пока для каждой страны существует своя валюта, краха не будет. Говоря на языке математики, число делителей должно равняться числу делимых. Британия, деленная на фунт стерлингов, все равно Британия. Однако Франция, Германия, Дания и иже с ними, деленные на евро, - уже своеобразное число Зверя. Чем меньше подобных делителей, тем ближе мы к катастрофе. Тем стремительнее движение этих конкурирующих, малых числом, мировых валют к черной дыре краха мировой же экономики.

Конечно, с некоторой долей условности можно считать, что в истории человечества уже был период, когда планета жила всего с тремя мировыми валютами. Период эпохи колониализма. Валюты - песо (те самые пиастры), фунт, франк. Но, в чем принципиальное отличие тогдашнего положения вещей от сегодняшней беды, - обращались эти валюты, по сути, параллельно, курсируя между метрополиями и подчиненными территориями, не пересекаясь с себе подобными. В современных же условиях подобное непересечение представляется невозможным.

С валютной точки зрения мир может быть только монополярным (речь - о глобализированном обществе). В двадцатом веке доллар - денежная единица одного государства - достиг пика монетарной эволюции - стал единственным стоимостным мерилом. Случай беспрецедентный. Однако с появлением евро создается еще один прецедент. Роковой для экономики.

Примечания:


Вернуться1
6 июля 1785 года Конгресс США постановил называть денежную единицу Штатов долларом. Первая мировая война постановила считать доллар дензнаком, пригодным для международных расчетов. Американцы сделали на военных поставках состояние, которое не угробят и тысячи современных "Бурь в пустыне".


Вернуться2
"С этого дня (1 июля) белорусские предприятия и компании смогут свободно рассчитываться за предоставляемые друг другу товары и услуги в российских рублях", - заявил Владимир Сенько.


Вернуться3
К единой евровалюте Киев не подпустят из соображений безопасности и чистоты репутации ЕС. Коль скоро Украина не в состоянии отвечать за деловые обязательства перед Россией (а обязательства в целом необременительны), то как она поведет себя в жестких условиях западноевропейского бизнеса?


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Политэкономия' (архив темы):
Валерий Дикарев, Заметки о банковском вкладе в Германии и России /29.04/
В России открыты отделения иностранных банков, обслуживающие физических лиц. Однако надежность этих отделений находится на российском, а не на западном уровне. Риск - везде, но платят за него в российских банках больше. После всеобщего надувательства 1998 года население России не верит своим банкам - и банки пытаются привлечь клиентов высокими ставками.
Роберт С. Солоу, Теория роста и перспектива /03.03/
"Экономический рост" сегодня в России превратился в идеологическую ценность. Здесь предлагается посмотреть на экономико-теоретический "базис" этой "ценности". Нобелевская лекция, прочитанная 8 декабря 1987 г.
Олег Басов, Теории краха денежных систем как свидетельство их эффективности /25.01/
Для практических, обывательских прикидок о том, что будет с курсами доллара/евро/рубля, недостаточно общего антиконспирологического чутья. Оно, конечно, пригодится, но нужно добавить кое-что еще.
Олег Басов, Япония: взлет и падение? /14.01/
Япония поступила с европейским прогрессом как со своей собственностью, но, похоже, не вынесла глобализации.
Руслан Стрельцов, Гуд бай, Америка... Окончание /13.11/
Еще одна теория, согласно которой Америка вскоре рухнет. Политический аспект.
Вениамин Солодов-мл.
Вениамин
СОЛОДОВ-МЛ.

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: