Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20030625-kopil.html

Грызловская матрица
Сергей Копылов

Дата публикации:  25 Июня 2003

Главным общественно-политическим зрелищем последних дней остается так называемая охота за "оборотнями в милицейских погонах". Душу обывателя греют кадры оперативной съемки, где наручники смыкаются на запястьях полковников и генерал-майоров. Под логотипом "Единой России" Борис Грызлов бодро заявляет о начале целой кампании по очистке своего ведомства от коррумпированных элементов, о всеобщем равенстве перед законом и т.д. Сам собой напрашивается вывод о начале предвыборной гонки. Но так ли это на самом деле? Вдруг и впрямь началась радикальная реформа, пусть не всей госструктуры, а только МВД для начала? Впрочем, в краткосрочной перспективе эта акция в любом случае безукоризненна.

Общеизвестно, что переход Бориса Грызлова из Госдумы в кресло главы МВД всеми наблюдателями воспринималось как желание Путина поставить во главе силового ведомства своего человека. Роль "царева ока" с правами английской королевы (по утверждения специалистов, реальная власть сосредоточена в руках замов, и в первую очередь у статс-секретаря, замминистра МВД генерала Владимира Васильева) до сих пор устраивала Бориса Грызлова. Подобное положение вещей позволяло ему вполне успешно совмещать министерскую работу с политической. Недруги центристов до сих пор ломаю голову над тем, как ему удалось найти бреши в нормативно-правовых актах, запрещающих госслужащим "категории А" иметь партийную принадлежность, и фактически возглавить "Единую России". Тем не менее, деятельность Грызлова на посту главы МВД, как и самого Министерства, многие месяцы не критикуется ни верховной властью, ни общественно-политическим истэблишментом. Достаточно заметить, что на пресс-конференции президента 20 июня, в отличие от предыдущей, не прозвучало ни одного вопроса относительно коррумпированности милиции. Единственным неприятным сигналом для Грызлова-политика стало заявление Владимира Путина о его нежелании вступать в ту или иную партию. Впрочем, подобный статус-кво в высшей политической иерархии до последнего времени устраивал если не всех, то подавляющее большинство.

Безусловно, показательные зачистки в милицейской среде воспринимаются как эффективный тактический ход в предвыборной борьбе. Несколько процентов на грядущих парламентских выборах Борис Грызлов может занести в свой персональный актив. Но если серьезно говорить о предстоящем партийном составе Госдумы следующего созыва, то, по большому счету, для Кремля эти проценты не так уж важны. Даже в случае неблагоприятного исхода, скажем - победы коммунистов. Владимир Путин, при его нынешнем электоральном кредите доверия, может распускать нижнюю палату Федерального собрания по мере политической целесообразности. При этом устоявшееся политическое равновесие в стране не пострадает сколь либо серьезно.

На фоне начавшихся громких милицейский репрессий ушла на второй план критика Грызловым кабинета министров. Этот парадокс отмечали все, но большинство относило это все к той же партийной игре. Особо примечательно, что Грызлов начал ругать правительство задолго до начала парламентской гонки. При этом критика четко совпала с декларируемым курсом Кремля на реформу правительственного аппарата. До сих пор, как известно, все попытки реформировать правительство оказывались безуспешными. Вероятно потому, что до сих пор этим занималось само правительство. Еще в начале года на заседании кабинета министров глава Минэкономразвития Герман Греф заявил о начале структурной реформы, так сказать, в рабочем порядке. Это касалось процедуры прохождения правительственных документов. Большая часть подготовки документов перекладывалась с вице-премьерских плеч на министерские. Планировалось ввести схему, при которой законы и нормативные акты обсуждались еще до написания и утверждения их премьером на уровне вице-премьеров. Вице-премьеры определяют идеологию подготавливаемых законов; на совещаниях с руководителями курируемых ими министерств обсуждается основное содержание законопроектов, их "макет", необходимые для введения законов нормативные акты и т.д.; разногласия между ведомствами подаются вице-премьеру за подписью руководителя ведомства; после этого "группа специалистов" пишет закон, который после сверки утверждается правительством. Затем последовала новация по сокращению избыточных властных полномочий федерального правительства, коих у него имеется около пяти тысяч. Сократили всего несколько десятков. В целом все эти попытки можно назвать исключительно косметическими. Невольно возникает мысль о невозможности реформировать федеральные правительственные органы. Чиновники не станут сами себя увольнять, сокращать, добровольно оказываться от многочисленных властных полномочий. Эта аксиома не требует доказательств.

Однако она вступает в противоречие с решимостью президента радикально реформировать федеральное правительство. И судя по всему, после переизбрания Путин объявит об этом как об основном внутриполитическом приоритете. В своем последнем послании Федеральному собранию Путин фактически объявил открытый тендер на этот проект. Тезис о формировании правительства по партийному принципу переполошил весь политический и экономический истэблишмент. Всех занимал технический механизм этой идеи: пойдем ли мы по немецкому, французскому или иному пути формирования кабинета. Но на все той же пресс-конференции 20 июня президент сделал намек на то, что делить правительственный пирог думцы могут не спешить. От законодателей требуется только утвердить премьера и плодотворно сотрудничать с правительством. Не больше. Следовательно, революционного подхода в формировании будущего кабинета ожидать не стоит. Со всей очевидностью президент пытается найти подходящую кандидатуру для проведения самой реформы. Борис Грызлов как никто лучше уловил этот политический вектор.

За последние несколько месяцев министр Грызлов без лишнего шума уволил более 130 генералов. Арестовал "всесильного" министра внутренних дел Калмыкии Сасыкова. Начал работу по оптимизации функционирования Управлений и подразделений МВД. По некоторым данным, до конца года разросшийся милицейский штат будет сокращен минимум на треть, максимум - вполовину. Идет повышение денежного довольствия милиционеров, активно проводится техническое переоснащение, в том числе на уровне муниципальной милиции. При этом надо заметить, глава МВД, в отличие от своих коллег, не просит на эти цели дополнительное финансирование из госбюджета.

Необъявленная реформа проходит без излишнего шума в прессе. А милицейские "зачистки" уже принесли Борису Грызлову значительные политические дивиденды. Со всей очевидностью можно говорить о том, что реформа МВД может стать матрицей для структурных изменений в остальных силовых ведомствах. А за оставшееся время до того, когда нынешний состав правительства уйдет в отставку, Борис Грызлов в глазах общественности и президента может набрать соответствующий вес. Вполне возможно, что для президента основным показателем будет не то, сколько "Единая Россия" наберет процентов голосов, а то, как Грызлов проведет реформу МВД и каких статистических показателей преступности и коррупции в России сможет добиться. Тем более что после последних событий кривая этих показателей резко пойдет вниз. У всех есть инстинкт самосохранения.

Кроме того, Борису Грызлову вкупе с Валентиной Матвиенко предстоит решить задачу сугубо имиджевую - избавить Санкт-Петербург от клейма "криминальной столицы России". Питерцы крайне болезненно реагируют на подобного рода идеологические штампы. Борьба с криминалом на исторической родине президента станет одним из главных избирательных тезисов Валентины Ивановны, которая решила второй раз штурмовать Смольный. Кооперация Грызлова и Матвиенко уже состоялась, "Единая Россия" будет активно помогать полпреду Северо-западного федерального округа занять губернаторское кресло. От того, насколько этот тандем будет слаженно и эффективно работать, зависит карьерный рост обоих. Ведь до сих пор у президента скамейка запасных политических игроков слишком коротка. И ярких лидеров, способных на серьезные, не виртуальные, реформы, особо не наблюдается. У Грызлова есть шанс проявиться. Главное дров не наломать.