Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20030806-ber-1.html

Терроризм как следствие травматического невроза

Дата публикации:  6 Августа 2003

"Согласно этой теории, террористы - люди, перенесшие травмы, которые привели к патологическим изменениям в структуре их личности, затронувшим самые глубокие основы их "эго", - пишет доктор Руби. Некоторые психоаналитики, разделяющие это мнение, "видят в терроризме отражение бессознательной враждебности к родителям, особенно если в детстве или отрочестве ребенок был жертвой жестокого обращения".

В частности, Чарльз Руби ссылается на теорию философа и международного эксперта по терроризму Абрахама Каплана1, который предлагает различать "основания" терроризма и его "причины"; к первым он относит "переменные социальные условия, которые побуждают индивида к рационализации своих террористических действия", ко вторым - "глубинные структуры личности террористов". В число "оснований" входят такие переменные величины, как: "бедность, несправедливая политика государства и принципы диалектического материализма"; "причины" следует искать в "психопатологии убийцы", ибо "террористы испытывают патологическую потребность преследовать абсолютные цели".

Личности, "предрасположенные к терроризму", - лица психически неуравновешенные" и не обладающие "эго", достаточно сильным для того чтобы противостоять жизненным трудностям с помощью обычных социальных кодов. Травмированный индивид отождествляет себя со своим обидчиком, занимает агрессивную позицию в стрессовых жизненных ситуациях и объединяется с другими лицами, перед которым стоят сходные проблемы, стремясь повысить уровень самоуважения. Каплан полагает, что "отождествление с обидчиком позволяет террористу совершать ужасные поступки, не ощущая за них личной ответственности". Террористы всегда находят "основание" для насильственных действий, ибо начиная с определенного момента "насилие и объединение с индивидами, страдающими сходной патологией, становятся для террориста единственными способами поддержать самоуважение и сохранить свою идентичность".

По мнению Чарльза Руби, мысль о детских травмах как основе терроризма пользуется большой популярностью среди ученых. Так, психиатр Джералд Пост2 на основе множества исследований различает среди террористов два типа личности: "анархист-идеолог" и "националист-сепаратист". "Анархист-идеолог" в детстве, как правило, становится жертвой серьезных ссор между родителями, и это приводит его к бунту против семьи, прежде всего против отца. Поскольку родители зачастую отождествляются с преданностью существующему политическому порядку, бунт против отца легко превращается в бунт против государства, пишет доктор Пост. Соглашаясь с Капланом в том, что касается "оснований" терроризма, он пишет, что "анархист-идеолог всегда находит основания для бунта, даже если цели его уже достигнуты, ибо бунт есть не что иное, как выплескивание наружу бессознательного неприятия любой власти".

Что же касается "националиста-сепаратиста", то он в принципе не выступает против власти собственного государства; его действиями "руководит желание поднять бунт против внешних врагов". В детстве "террорист, обладающий этим типом личности, сострадал родителям и слушался их", утверждает Джералд Пост. Проблема "националистов-сепаратистов" состоит в "патологической невозможности отличить себя от других - в частности от родителей". Поэтому они восстают против общества и мстят ему за те страдания, какое оно некогда причинило их родителям. Оба - и "анархист-идеолог", и "националист-сепаратист" - "обретают внутреннее равновесие, только присоединясь к группе террористов-мятежников со сходным прошлым и сходными проблемами", заключает доктор Руби, ссылаясь на доктора Поста.

Получается, что люди становятся террористами "скорее по причине своих психологических потребностей, чем из желания улучшить социополитическое положение масс", - продолжает Чарльз Руби. Ссылаясь на теорию групп, он набрасывает портрет основных участников террористической организации. Во-первых, "лидер" - интеллектуальный мотор группы. "Это человек, страдающий социо-аффективной недостаточностью и проецирующий ее на общество"; мотивирует он свои действия убежденностью в том, что общество не исполняет своих обязанностей и, следовательно, его нужно изменить. Лидер недоверчив и "предан делу самым иррациональным образом", заключает Чарлз Руби. Эту роль берут на себя личности нарциссического или параноического типа. Вторая важная роль - "оппортунист"; он "обеспечивает техническую подготовку группы и ее силовых действий". Эту роль исполняют, как правило, антисоциальные элементы, люди с криминальным прошлым. Наконец, автор исследования упоминает еще одну роль - роль "идеалиста", человека молодого, не удовлетворенного существующими положением дел и смотрящего на проблемы общества с наивной точки зрения".

Таким образом, ученые, процитированные в этой заметке, убеждены, что человек становится террористом в результате травмы, полученной в детстве; сугубо негативные детские впечатления лишают индивида самоуважения и внушают ему острое недовольство властями. В следующей заметке мы рассмотрим иную теорию - так называемую теорию социальных условных рефлексов - и увидим, что ее сторонники руководствуются иной логикой; ход их рассуждений не лишен противоречий, но в основе его лежит то же самое желание - лучше понять террористов ради того, чтобы отыскать адекватный ответ на их действия и, главное, предупредить новые преступления.

Перевод с французского В.Увериной

"Куррье интернасьональ", 18.06.2003

Примечания:


Вернуться1
Abraham Kaplan, The Psychodynamics of Terrorism (Ed. Pergamon)


Вернуться2
Jerrold Post, Political Violence and Terrorism (Ed. Fall)