Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / < Вы здесь
Терроризм как социальный условный рефлекс
Дата публикации:  6 Августа 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Теории, согласно которой терроризм следует считать следствием травматического невроза, противостоит, как указывает доктор Руби, "теория социальных условных рефлексов, согласно которой террорист психологически совершенно нормален". "Террорист ведет себя точно так же, как и обычные люди, террористами не являющиеся; его поступки доставляют ему удовлетворение, а следовательно, он стремится повторять их как можно чаще". Согласно теории социальных условных рефлексов, террорист "не человек с нарушенной или неполноценной психикой, но человек, который подвергается определенным социальным влияниям и получает опыт, отклоняющийся от нормы". Этот опыт закладывает функциональные основы характера и определяет собою поведенческие тенденции.

Теорию социальных условных рефлексов Чарльз Руби излагает, опираясь прежде всего на работу Энтони Купера1, который утверждает, что "с точки зрения психической патологии нет никакой разницы между террористом и солдатом"; эти двое просто-напросто избирают разные "способы достижения своей цели с оружием в руках". В самом деле, те, кто лишен официальных и законных способов "достижения военных и политических целей, прибегают к способам необычным и не узаконенным". Доктор Руби ссылается также на эссе психолога Роны Филдс2, которая полагает, что "поведение террориста объясняется образованием у него определенных условных рефлексов". Так, она считает, что дети, подвергавшиеся атакам террористов, могут сами стать террористами, но только при условии, что правительство их родной страны находится под контролем иностранной державы, причем в течение долгого времени, которое приходится на годы их обучения, перехода от детства к отрочеству".

Доктор Руби упоминает также работу профессора Марты Креншоу3, где терроризм назван "рациональной стратегией, основанной на убеждении - привитом третьими лицами, - что насилие как способ достижения политических целей допустимо, эффективно и морально оправдано". Более того, ища объяснения тому факту, что террористы продолжают действовать одними и теми же методами, несмотря на явные неудачи, Марта Креншоу утверждает, что "перспектива быть арестованным и приговоренным к суровым мерам наказания не пугает террориста, потому что гораздо сильнее им владеет другое чувство - тяга к общению с людьми, проповедующими правильную идеологию". Многие террористы ради достижения своих целей кончают жизнь самоубийством. Сходным образом и "настоящий" солдат, служащий в официальной армии, может выразить желание "отдать жизнь за родину". Так вот, спрашивает Марта Креншоу: чем, собственно говоря, "самоубийство ради достижения собственной цели" отличается от желания "умереть за родину"?

Профессор Тед Гурр4, четвертый автор, на которого ссылается Чарлз Руби, рассматривает эволюцию индивида как плод влияния группы. Во-первых, пишет он, "молодые люди с бунтарскими наклонностями тянутся к террористическим организациям". Люди, "столкнувшиеся с личными проблемами и пережившие негативный опыт в общении с представителями власти, имеют больше шансов оказаться в рядах террористической группировки, поскольку здесь они получают моральную поддержку и обретают благодарную аудиторию для своих жалоб". Постепенно, продолжает Тед Гурр, эти новые члены группировки "социализируются", "начинают разделять идеологию группы и стремиться к достижению ее специфических целей". После того как новые члены "усваивают принципы группировки, они начинают подвергаться давлению со стороны остальных и тем самым вовлекаются во все действия группировки". Таким образом, каждый осуществленный террористический акт укрепляет убежденность членов группировки в том, что ее действия ведут к достижению ее целей. Больше того, пишет Чарлз Руби, на этой стадии "чем более опасны действия террориста, тем сильнее его убежденность в законности и важности этих действий". Теория социальных условных рефлексов утверждает, что чем большее удовлетворение доставляют индивиду агрессия и насилие, тем чаще он будет прибегать к ним для решения любых проблем. Проблемы же, волнующие террористов, носят по преимуществу политический характер...

Перевод с французского В.Увериной

Куррье интернасьональ. 27.06. 2003

Примечания:


Вернуться1
H. Cooper, The Terrorist and the Victim


Вернуться2
R. Fields, Child terror victims and adult terrorists


Вернуться3
M. Crenshaw, Terrorism in context


Вернуться4
T. Gurr, Empirical research on political terrorism


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Владимир Голышев, Философия "простого человека" /04.08/
- " в интеллектуальном поле, мягко говоря, "не смотрится"! Хочется поскорее ее вытолкать за дверь и привычным движением раскинуть на столе пестрые карты идей, авторы которых, вместе с Юнгером и бин Ладеном, убеждены, что "превосходят любую толпу народа, какую только можно вообразить". То есть налицо непримиримое противоречие между "просто живущим" большинством и "мыслящим меньшинством".
"Шахид" как неконвенциональное оружие /30.07/
Приглашение к дискуссии. Как бы ни были мы далеки от впечатлительности, не стоит забывать, что весь этот московский июль оказался опоясан "корсетами смертниц".
Конвенция о запрещении "живых снарядов" /30.07/
Инициативная группа израильских авторов требует "квалифицировать террористов-самоубийц и тех, кто их снаряжает (идеологов, инвесторов, разработчиков-изготовителей, доставщиков и пр.) не как людей, а как отдельные части (детали) неконвенционального биологического оружия".
Наталья Серова, В тупике сепаратизма /08.07/
Руслан Хестанов, Внимание на Лодочника /06.07/


предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки: