Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: "Шахид" как неконвенциональное оружие / Политика / < Вы здесь
К психологии терроризма
Дата публикации:  6 Августа 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

От редакции: Материал впервые опубликован на сайте "Courrier international" и основан на исследовании Чарльза Руби "Являются ли террористы душевнобольными?" (⌠Analyses of Social Issues and Public Policy■. 2002. pp. 15-26). Доктор Чарльз Руби в течение долгих лет служил в военно-воздушных силах США, где занимался прежде всего уголовными преступниками и контрразведчиками. Сегодня он клиницист и эксперт в штате Мэриленд.

I. Терроризм как следствие травматического невроза

Мысль о детских травмах как основе терроризма пользуется большой популярностью среди ученых. Так, психиатр Джералд Пост на основе множества исследований различает среди террористов два типа личности: "анархист-идеолог" и "националист-сепаратист". "Анархист-идеолог" в детстве, как правило, становится жертвой серьезных ссор между родителями, и это приводит его к бунту против семьи, прежде всего против отца. Поскольку родители зачастую отождествляются с преданностью существующему политическому порядку, бунт против отца легко превращается в бунт против государства┘ <┘> Что же касается "националиста-сепаратиста", то он в принципе не выступает против власти собственного государства; его действиями "руководит желание поднять бунт против внешних врагов". В детстве "террорист, обладающий этим типом личности, сострадал родителям и слушался их", утверждает Джералд Пост. Проблема "националистов-сепаратистов" состоит в "патологической невозможности отличить себя от других - в частности от родителей". Поэтому они восстают против общества и мстят ему за те страдания, которые оно некогда причинило их родителям. Оба - и "анархист-идеолог", и "националист-сепаратист" - "обретают внутреннее равновесие, только присоединясь к группе террористов-мятежников со сходным прошлым и сходными проблемами", заключает доктор Руби, ссылаясь на доктора Поста. (Подробнее)

II. Терроризм как социальный условный рефлекс

Теорию социальных условных рефлексов Чарльз Руби излагает, опираясь прежде всего на работу Энтони Купера, который утверждает, что "с точки зрения психической патологии нет никакой разницы между террористом и солдатом"; эти двое просто-напросто избирают разные "способы достижения своей цели с оружием в руках". В самом деле, те, кто лишен официальных и законных способов "достижения военных и политических целей, прибегают к способам необычным и не узаконенным". <┘> Доктор Руби упоминает также работу профессора Марты Креншоу, где терроризм назван "рациональной стратегией, основанной на убеждении - привитом третьими лицами, - что насилие как способ достижения политических целей допустимо, эффективно и морально оправдано". <┘> Многие террористы ради достижения своих целей кончают жизнь самоубийством. Сходным образом и "настоящий" солдат, служащий в официальной армии, может выразить желание "отдать жизнь за родину". Так вот, спрашивает Марта Креншоу: чем, собственно говоря, "самоубийство ради достижения собственной цели" отличается от желания "умереть за родину"? (Подробнее)

III. Терроризм как "психологически нормальное" поведение

Как бы там ни было, у нас недостаточно фактов┘ для того, чтобы утверждать, что терроризм представляет собой случай психического отклонения от нормы или результат действий "свихнувшихся" индивидов. "Террористы прибегают к насилию, пусть даже направленному против невинных людей, - пишет Чарлз Руби, - ради того, чтобы изменить политику того или иного государства". "Террористические акты совершаются потому, что история и опыт порождают у определенных индивидов специфическое понимание мира и своей роли в нем. Разница между действиями террористических группировок и армейских формирований заключается только в том, что террористы не имеют доступа к достаточно мощному оружию, и потому у них не хватает сил победить противника традиционными методами; поэтому они используют иную стратегию". В финале доктор Руби пишет, что "конечная цель террористов - не в том, чтобы убивать. Уничтожение невинных людей для террористов - не что иное, как способ достичь цели; ведь и в обычной войне допускается в качестве "побочного ущерба" гибель гражданских лиц". (Подробнее)


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи дискуссии '"Шахид" как неконвенциональное оружие' (архив дискуссии):
Владимир Голышев, Философия "простого человека" /04.08/
- " в интеллектуальном поле, мягко говоря, "не смотрится"! Хочется поскорее ее вытолкать за дверь и привычным движением раскинуть на столе пестрые карты идей, авторы которых, вместе с Юнгером и бин Ладеном, убеждены, что "превосходят любую толпу народа, какую только можно вообразить". То есть налицо непримиримое противоречие между "просто живущим" большинством и "мыслящим меньшинством".
Конвенция о запрещении "живых снарядов" /30.07/
Инициативная группа израильских авторов требует "квалифицировать террористов-самоубийц и тех, кто их снаряжает (идеологов, инвесторов, разработчиков-изготовителей, доставщиков и пр.) не как людей, а как отдельные части (детали) неконвенционального биологического оружия".
"Шахид" как неконвенциональное оружие /30.07/
Приглашение к дискуссии. Как бы ни были мы далеки от впечатлительности, не стоит забывать, что весь этот московский июль оказался опоясан "корсетами смертниц".
Элизабет Берту, К психологии терроризма /06.08/
Являются ли террористы душевнобольными? Обзор научных позиций.
Игорь Джадан, Голливудская улыбка террора /05.08/
Интеллектуальная эклектика в духе Умберто Эко не может заслонить от зрителя тот очевидный факт, что все положительные герои фильма - террористы, угрожающие "человеко-машинной" цивилизации. А сам терроризм, как намекает фильм, - порождение противоречий между "подключенной" к глобальной матрице и "отключенной" от нее частью человечества.
Предыдущие статьи по теме 'Терроризм' (архив темы):
Игорь Джадан, Голливудская улыбка террора /05.08/
Интеллектуальная эклектика в духе Умберто Эко не может заслонить от зрителя тот очевидный факт, что все положительные герои фильма - террористы, угрожающие "человеко-машинной" цивилизации. А сам терроризм, как намекает фильм, - порождение противоречий между "подключенной" к глобальной матрице и "отключенной" от нее частью человечества.
Владимир Голышев, Философия "простого человека" /04.08/
- " в интеллектуальном поле, мягко говоря, "не смотрится"! Хочется поскорее ее вытолкать за дверь и привычным движением раскинуть на столе пестрые карты идей, авторы которых, вместе с Юнгером и бин Ладеном, убеждены, что "превосходят любую толпу народа, какую только можно вообразить". То есть налицо непримиримое противоречие между "просто живущим" большинством и "мыслящим меньшинством".
Егор Холмогоров, Тотальная мобилизация. Вып. 3 /01.08/
Удавка шахида. Квалификация шахида не в качестве неприятельского солдата, а в качестве "неконвенционального оружия" разрушает военную теорию. Это порождение не здравой военной мысли, а эмоционального стресса человека, который ужален в своей комфортной психологии ужасом перед солдатом, не боящимся боли. Такой ужас (terror) означает безусловную победу терроризма.
"Шахид" как неконвенциональное оружие /30.07/
Приглашение к дискуссии. Как бы ни были мы далеки от впечатлительности, не стоит забывать, что весь этот московский июль оказался опоясан "корсетами смертниц".
Конвенция о запрещении "живых снарядов" /30.07/
Инициативная группа израильских авторов требует "квалифицировать террористов-самоубийц и тех, кто их снаряжает (идеологов, инвесторов, разработчиков-изготовителей, доставщиков и пр.) не как людей, а как отдельные части (детали) неконвенционального биологического оружия".
Элизабет Берту
Элизабет
БЕРТУ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: