Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20030916-gol.html

"Нет такой партии!"
КПРФ присвоила "чужой электорат"

Владимир Голышев

Дата публикации:  16 Сентября 2003

В ходе текущего избирательного цикла мы от КПРФ никуда не денемся. Но, независимо от результата, уже сейчас очевидно, что речь идет о ее "лебединой песне". Партийному полю предстоит неизбежная мутация, а для КПРФ, чья непотопляемость обеспечивалась исключительно ее неизменяемостью, любые мутации фатальны. В ходе них неизбежно обнаружится, что речь идет не о партии - единомышленнице своих избирателей, а о партии-заглушке.

КПРФ безвозвратно "потеряла себя" в тот самый момент, когда огромное большинство ее избирателей не увидело в В.Путине - прямого наследника "антинародного ельцинского режима". Ее нынешним фантомным благополучием не следует обманываться. Оно - не следствие собственных достоинств КПРФ и не свидетельство ее жизнеспособности и перспективности. Просто, неожиданно решившийся наилучшим образом для избирателей вопрос о первом лице (см. текущие президентские рейтинги) пока сам по себе не решил вопрос о правительстве, элитах, партиях, самом устройстве жизни. Почувствовав "своего" в главе государства, избиратели пока не видят вокруг адекватной ему элиты, не видят качественных перемен в своей повседневной жизни. Зато они видят на партийном поле привычную "партию власти" (и ее дублеров) и еще более привычную "вечную оппозицию", которой автоматически достаются все голоса недовольных. Не В.Путиным, а жизнью вообще.

Таков механизм главного парадокса нынешней политической жизни, значение которого, как правило, недооценивается - внушительная часть избирателей В.Путина, на парламентских выборах собирается голосовать за КПРФ.

Если взглянуть на избирателей КПРФ и "Единой России", абстрагировавшись от привычных ярлыков ("партия власти", "оппозиция"), мы увидим, что никакого качественного различия между ними (избирателями) не существует. И там, и там - бюджетники, мелкие предприниматели, военные и пр. Короче, народ. Речь может идти разве что о разнице темпераментов. Набор претензий у них одинаковый, только избиратели КПРФ ждут от Президента внутриполитической жесткости, а избиратели "Единой России" уповают на эволюцию. Фактически это единый электорат - электорат Президента. Большинство.

Таким образом, удаление с политического поля КПРФ - непременное условие для возникновения полноценной партии большинства, законно конвертирующей рейтинг В.Путина в свой партийный рейтинг. С другой стороны, оформление партии большинства развяжет Президенту руки для осуществления полноценной политики в его (большинства) интересах - ведь саботаж элит, не заинтересованных в нарушении статус-кво, в этом случае утратит свою разрушительную силу.

Чего конкретно ждет большинство от Президента? Запросы и его лояльной, и его протестной части можно разделить на две основные группы: социальная справедливость и национальное возрождение. Причем и то, и другое "запрашивают" одни и те же люди, так что о социал-демократическом и консервативном сегментах речи идти не может.

Представления путинского избирателя о социальной справедливости идеально описывает глазьевский "тезис о природной ренте" - социальные проблемы не решаются из-за несправедливого принципа распределения прибыли от использования природных богатств. Показательно, что предложения группы М.Козака и позиция Минэкономразвития по переходу от лицензий к концессиям предлагает готовый механизм реализации именно этого тезиса. То есть налицо взаимная зависимость - Президент нуждается в политической поддержке большинства, чтобы, сломив сопротивление лоббистов, выполнить его (большинства) заказ. В реализации основных аспектов национального возрождения (исправление демографической ситуации, ограничение нелегальной миграции и упорядочение легальной, вопросы госсимволики и патриотического воспитания и пр.) эта взаимная зависимость еще очевиднее.

Таким образом, можно подвести предварительные итоги. Перемены на политическом поле, в результате которых может быть ликвидирована КПРФ, неизбежно приведут к его кардинальной переконфигурации. На базе КПРФ и пропрезидентских политических сил может возникнуть партия большинства - проекция путинского большинства на партийном поле.

Возникает естественный вопрос: "А кто в новой политической системе может занять место оппозиции?" Чтобы на него ответить, необходимо отвлечься от партийных рейтингов и взглянуть на рейтинги президентские. Низменное присутствие в них Г.Зюганова указывает на то, что оппозиционной политической силой какое-то время может оставаться "ядерный электорат" КПРФ. Его можно условно назвать "ностальгирующие по СССР". Немцов с Явлинским указывают на другую, пусть немногочисленную, но пока еще крайне влиятельную оппозиционную силу - элиты, "ностальгирующие по Ельцину". Кроме них политическую активность могут проявлять какие-нибудь отраслевые лоббисты (например, аграрии). Но в полном смысле этого слова они оппозицией не станут.

Разумеется, в ходе начавшегося избирательного цикла все вышеописанное не произойдет. Но если предположить, что все это неизбежно, многое становится понятным. Например, предвыборная тактика КПРФ. Перед ней сейчас стоят две задачи: убедительно доказать своим избирателям, что она тождественна самой себе и что она вечна. И вот, несмотря на ставшие уже общим местом предположения о полезности смены лидера (имиджа, позиционирования, программы и пр.), КПРФ из года в год остается прежней. Несменяемый "фронт-мен" Г.Зюганов. Никаких игр в социал-демократию. Никаких сомнительных экспериментов с имиджем. Коммунисты прекрасно понимают, что условный рефлекс избирателей "недоволен своей жизнью - голосуй за КПРФ" - их главный и единственный ресурс. Его они не променяют на всех глазьевых вместе взятых. Тем не менее, определенная динамика для КПРФ необходима. Избиратель может догадаться что имеет дело с припудренным политическим трупом, и тогда - пиши пропало. Правда, это должна быть чисто симулятивная динамика (чтобы чего не сдвинуть ненароком). Вот, собственно, все. Именно эти "простые движенья" гарантируют КПРФ ее нынешнее призрачное благополучие.

С другой стороны, понятны и проблемы "Единой России", которой сегодня поручено конвертировать президентский рейтинг в свой партийный. Пока жива КПРФ - это задача в принципе невыполнима. Вроде бы и тактика верная - "антиолигархическая кампания", "оборотни", критика Правительства. Все это не может не тронуть сердце даже "самого протестного" из путинских избирателей. Но выработанный годами рефлекс оказывается сильнее. И он, недоверчиво качая головой, идет голосовать за коммунистов. В который раз...

Однако, сколь бы хорошо ни смотрелись нынешние рейтинги коммунистов, долгосрочный тренд не в их пользу. А значит, результат КПРФ на грядущих выборах будет существенно ниже, чем ей сейчас отваливают щедрые на проценты предсказатели.