Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Идеология лево-консервативной оппозиции / Политика / < Вы здесь
"Нет такой партии!"
КПРФ присвоила "чужой электорат"

Дата публикации:  16 Сентября 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В ходе текущего избирательного цикла мы от КПРФ никуда не денемся. Но, независимо от результата, уже сейчас очевидно, что речь идет о ее "лебединой песне". Партийному полю предстоит неизбежная мутация, а для КПРФ, чья непотопляемость обеспечивалась исключительно ее неизменяемостью, любые мутации фатальны. В ходе них неизбежно обнаружится, что речь идет не о партии - единомышленнице своих избирателей, а о партии-заглушке.

КПРФ безвозвратно "потеряла себя" в тот самый момент, когда огромное большинство ее избирателей не увидело в В.Путине - прямого наследника "антинародного ельцинского режима". Ее нынешним фантомным благополучием не следует обманываться. Оно - не следствие собственных достоинств КПРФ и не свидетельство ее жизнеспособности и перспективности. Просто, неожиданно решившийся наилучшим образом для избирателей вопрос о первом лице (см. текущие президентские рейтинги) пока сам по себе не решил вопрос о правительстве, элитах, партиях, самом устройстве жизни. Почувствовав "своего" в главе государства, избиратели пока не видят вокруг адекватной ему элиты, не видят качественных перемен в своей повседневной жизни. Зато они видят на партийном поле привычную "партию власти" (и ее дублеров) и еще более привычную "вечную оппозицию", которой автоматически достаются все голоса недовольных. Не В.Путиным, а жизнью вообще.

Таков механизм главного парадокса нынешней политической жизни, значение которого, как правило, недооценивается - внушительная часть избирателей В.Путина, на парламентских выборах собирается голосовать за КПРФ.

Если взглянуть на избирателей КПРФ и "Единой России", абстрагировавшись от привычных ярлыков ("партия власти", "оппозиция"), мы увидим, что никакого качественного различия между ними (избирателями) не существует. И там, и там - бюджетники, мелкие предприниматели, военные и пр. Короче, народ. Речь может идти разве что о разнице темпераментов. Набор претензий у них одинаковый, только избиратели КПРФ ждут от Президента внутриполитической жесткости, а избиратели "Единой России" уповают на эволюцию. Фактически это единый электорат - электорат Президента. Большинство.

Таким образом, удаление с политического поля КПРФ - непременное условие для возникновения полноценной партии большинства, законно конвертирующей рейтинг В.Путина в свой партийный рейтинг. С другой стороны, оформление партии большинства развяжет Президенту руки для осуществления полноценной политики в его (большинства) интересах - ведь саботаж элит, не заинтересованных в нарушении статус-кво, в этом случае утратит свою разрушительную силу.

Чего конкретно ждет большинство от Президента? Запросы и его лояльной, и его протестной части можно разделить на две основные группы: социальная справедливость и национальное возрождение. Причем и то, и другое "запрашивают" одни и те же люди, так что о социал-демократическом и консервативном сегментах речи идти не может.

Представления путинского избирателя о социальной справедливости идеально описывает глазьевский "тезис о природной ренте" - социальные проблемы не решаются из-за несправедливого принципа распределения прибыли от использования природных богатств. Показательно, что предложения группы М.Козака и позиция Минэкономразвития по переходу от лицензий к концессиям предлагает готовый механизм реализации именно этого тезиса. То есть налицо взаимная зависимость - Президент нуждается в политической поддержке большинства, чтобы, сломив сопротивление лоббистов, выполнить его (большинства) заказ. В реализации основных аспектов национального возрождения (исправление демографической ситуации, ограничение нелегальной миграции и упорядочение легальной, вопросы госсимволики и патриотического воспитания и пр.) эта взаимная зависимость еще очевиднее.

Таким образом, можно подвести предварительные итоги. Перемены на политическом поле, в результате которых может быть ликвидирована КПРФ, неизбежно приведут к его кардинальной переконфигурации. На базе КПРФ и пропрезидентских политических сил может возникнуть партия большинства - проекция путинского большинства на партийном поле.

Возникает естественный вопрос: "А кто в новой политической системе может занять место оппозиции?" Чтобы на него ответить, необходимо отвлечься от партийных рейтингов и взглянуть на рейтинги президентские. Низменное присутствие в них Г.Зюганова указывает на то, что оппозиционной политической силой какое-то время может оставаться "ядерный электорат" КПРФ. Его можно условно назвать "ностальгирующие по СССР". Немцов с Явлинским указывают на другую, пусть немногочисленную, но пока еще крайне влиятельную оппозиционную силу - элиты, "ностальгирующие по Ельцину". Кроме них политическую активность могут проявлять какие-нибудь отраслевые лоббисты (например, аграрии). Но в полном смысле этого слова они оппозицией не станут.

Разумеется, в ходе начавшегося избирательного цикла все вышеописанное не произойдет. Но если предположить, что все это неизбежно, многое становится понятным. Например, предвыборная тактика КПРФ. Перед ней сейчас стоят две задачи: убедительно доказать своим избирателям, что она тождественна самой себе и что она вечна. И вот, несмотря на ставшие уже общим местом предположения о полезности смены лидера (имиджа, позиционирования, программы и пр.), КПРФ из года в год остается прежней. Несменяемый "фронт-мен" Г.Зюганов. Никаких игр в социал-демократию. Никаких сомнительных экспериментов с имиджем. Коммунисты прекрасно понимают, что условный рефлекс избирателей "недоволен своей жизнью - голосуй за КПРФ" - их главный и единственный ресурс. Его они не променяют на всех глазьевых вместе взятых. Тем не менее, определенная динамика для КПРФ необходима. Избиратель может догадаться что имеет дело с припудренным политическим трупом, и тогда - пиши пропало. Правда, это должна быть чисто симулятивная динамика (чтобы чего не сдвинуть ненароком). Вот, собственно, все. Именно эти "простые движенья" гарантируют КПРФ ее нынешнее призрачное благополучие.

С другой стороны, понятны и проблемы "Единой России", которой сегодня поручено конвертировать президентский рейтинг в свой партийный. Пока жива КПРФ - это задача в принципе невыполнима. Вроде бы и тактика верная - "антиолигархическая кампания", "оборотни", критика Правительства. Все это не может не тронуть сердце даже "самого протестного" из путинских избирателей. Но выработанный годами рефлекс оказывается сильнее. И он, недоверчиво качая головой, идет голосовать за коммунистов. В который раз...

Однако, сколь бы хорошо ни смотрелись нынешние рейтинги коммунистов, долгосрочный тренд не в их пользу. А значит, результат КПРФ на грядущих выборах будет существенно ниже, чем ей сейчас отваливают щедрые на проценты предсказатели.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи дискуссии 'Идеология лево-консервативной оппозиции' (архив дискуссии):
Михаил Ремизов, Курс Путина vs. миф Путина /05.09/
Приглашение к дискуссии. Вытолкнуть Группу, представляющую "молчащего Путина", в область явной оппозиционности и диссидентства √ значило бы разрушить лукавую диалектику путинского мифа. Вам жаль прощаться со сказкой? Но что делать, если морфология этого мифа оказалась чревата возможностью слишком "опасной" игры?
Глеб Павловский, Принуждение к консенсусу /02.09/
Интервью. Существует ли в стране потенциал мести? Да, существует. И нельзя так долго оскорблять чувство справедливости гражданина, а потом требовать от него "понимания нужд крупного бизнеса". Никакого понимания нет. Все, не исключая публики из среднего класса, ждут потрясений.
Виктор Милитарев, Консерватизм и социал-демократия: параметры альянса /23.09/
По материалам Консервативного пресс-клуба. Одна из проблем, затрудняющих взаимопонимание √ подчеркнутый интернационализм европейских социал-демократов. В частности, они нарочито не видят проблем, возникающих в Европе в связи с миграцией людей иных культур и цивилизаций. В России такая социал-демократия не сработает, поскольку навязать русскому народу политкорректность сейчас явно не удастся, ее можно навязать узкой группе интеллигенции.
Егор Гайдай, Санитар коммуникации /06.09/
Навстречу IX съезду КПРФ. О, привычный брэнд КПРФ!.. Ты, такой же спокойный и безопасный, как диетическая кола, не раздражающая сытый желудок, но насыщающая голодного нулевыми калориями. Оттого и множится мартиролог ренегатов...
Сергей Доренко, Этическая революция /25.09/
По материалам Консервативного пресс-клуба. Олигархи могли бы, будь они чуть дальновиднее, стать старшими, стать большаками, стать социально ответственными людьми. Их бы приняли в этой роли. Особенно в условиях блистательного отсутствия государства. Но они не смогли и не захотели. Чудесное превращение проходимцев не состоялось.
Предыдущие статьи по теме 'Политическое представительство' (архив темы):
Сергей В. Бирюков, Легенды и мифы левой оппозиции. /11.09/
Сознание российского общества равно далеко как от драматического мессианизма лидеров Компартии, так и от карнавального оптимизма "Единой России".
Егор Гайдай, Одинокий фюрер /10.09/
- желает познакомиться. На периферии взгляда - убегающие желтые буквы ЛДПР, в центре среди волнующей синей глубины - Он. Отрешенное лицо мыслителя с натруженными мышцами клоуна. Посвящение XIV съезду ЛДПР.
Александр Мячин, Сергей Глазьев: новый "политический тяжеловес" или очередная "марионетка"? /08.09/
Как показало время, лелеемая политтехнологами идея оторвать государственно-патриотические ценности от левой матрицы и "задвинуть" их в либеральную оказалась не очень эффективной. Проект Глазьева хорош тем, что, оставаясь в рамках левой идеи, он нацелен на ее национал-этатистское прочтение и "очищение" от марксистской архаики.
Егор Гайдай, Санитар коммуникации /06.09/
Навстречу IX съезду КПРФ. О, привычный брэнд КПРФ!.. Ты, такой же спокойный и безопасный, как диетическая кола, не раздражающая сытый желудок, но насыщающая голодного нулевыми калориями. Оттого и множится мартиролог ренегатов...
Михаил Ремизов, Курс Путина vs. миф Путина /05.09/
Приглашение к дискуссии. Вытолкнуть Группу, представляющую "молчащего Путина", в область явной оппозиционности и диссидентства √ значило бы разрушить лукавую диалектику путинского мифа. Вам жаль прощаться со сказкой? Но что делать, если морфология этого мифа оказалась чревата возможностью слишком "опасной" игры?
Владимир Голышев
Владимир
ГОЛЫШЕВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: