Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20031023-lankov.html

Печатная демократия по-корейски
Андрей Ланьков

Дата публикации:  23 Октября 2003

Современная Южная Корея - это страна "читателей газет". Убедиться в этом можно, разок проехавшись в сеульском метро, где большинство пассажиров (по крайней мере, тех счастливцев, кому удалось сесть) проводит время, погрузившись в газетные страницы. Газетные киоски тоже встречаются в Корее на каждом шагу. Эти субъективные впечатления подтверждает и объективная статистика. В 1999 году в Корее на каждые тысячу человек приходилось 454 экземпляра ежедневных газет. По этому показателю Корею уступала Японии (664 экземпляров в 2001 г.) и странам Скандинавии (Финляндия и Швеция - по 543 экземпляра), но оставляла далеко позади почти все другие развитые страны Европы, Азии и Северной Америки. Для сравнения: подобный показатель в США в 2001 г. составил 274 экземпляра, в Германии - 371, во Франции -180.

Корейцы охотно выписывают периодику на дом, благо что обходится это недорого: стоимость годовой подписки на ежедневную газету составляет примерно 7-8% среднемесячной зарплаты. В последние годы газеты по подписке получает примерно две трети корейских семей.

В соответствии с классификацией, которая принята Корейским институтом печати, газеты в стране делятся на 5 групп. Во-первых, это "общие ежедневные издания" (кор. чонъхап ильган чжи). Они представляют из себя респектабельные национальные газеты, которых насчитывается около дюжины. Это - серьезные, несколько тяжеловесные издания, которые претендуют на определенную элитарность и предназначены для более или менее основательного чтения. Вторую группу составляют "экономические ежедневные издания" (кор. кенъчже ильган чжи), которые ориентируются в первую очередь на бизнесменов и печатают преимущественно (но не исключительно) деловую и экономическую информацию. Третью группу образуют "местные газеты" (кор. чибанъ чжи), которые выходят в провинциях и крупных городах. По своему стилю они как бы копируют общенациональные газеты, но, само собой, уделяют гораздо больше внимания местной тематике. Четвертая группа - это так называемые "спортивные ежедневные газеты" (кор. сыпочхы ильган чжи), которые представляют собой местный вариант "желтой прессы" и носят откровенно развлекательный, отчасти бульварный характер. Большинство "спортивных" газет является общенациональными, хотя в Пусане - втором по значению городе страны - также выходит своя местная "спортивная" газета. Наконец, пятую группу составляют газеты на английском языке (кор. енъмун чжи). Конечно, эту классификацию можно критиковать за некоторую нелогичность и непоследовательность, но в Корее она является общепринятой, так что будем ее придерживаться и мы.

На самом верху корейской газетной иерархии находятся общенациональные ежедневные газеты. Среди них главенствует "большая тройка" (кор. сам дэ чунъанъ ильган - "три большие центральные газеты"): "Тонъа ильбо", "Чосон ильбо" и "Чунъан ильбо". "Тонъа ильбо" и "Чосон ильбо" сохраняют свое лидирующее положение в корейском газетном мире еще с 1920-х гг. ("Тонъа ильбо" была основана 1 апреля 1920 г., а "Чосон ильбо" - 3 мая 1920 г.). Возникшая заметно позднее "Чунъан ильбо" со временем стала еще одним членом "большой тройки" корейского газетного мира, а в последние годы заняла в нем лидирующее положение. О том, как разворачивается конкуренция между газетами, судить довольно трудно, так как их тиражи являются коммерческой тайной, бдительно охраняемой редакциями. По приблизительным оценкам экспертов, которые основываются на потреблении газетами бумаги, в середине 1998 г. суммарный ежедневный тираж газет "большой тройки" составлял примерно 2,5-3 миллиона экземпляров.

Вообще говоря, к понятию "коммерческая тайна" в корейском газетном мире отношение весьма серьезное. В условиях острой конкуренции закрытыми являются многие сведения, по которым можно составить представление о популярности той или иной газеты. Предпринимаемые время от времени попытки сделать данные о тиражах и подписке достоянием гласности встречаются корейским газетными магнатами в штыки. Например, в конце 1997 года Корейская ассоциация рекламных фирм подготовила исследование периодической печати, в котором приводились оценочные данные о тиражах и подписке основных корейских газет (понятно, что такая информация ценна для рекламодателей). Любопытно, что эти данные были получены косвенным путем, в результате опросов населения. Ответная реакция последовала незамедлительно - газетные компании подали в суд и добились запрета на распространение подготовленных материалов как "нарушающих коммерческую тайну".

Характерная особенность корейского газетно-журнального дела - это доминирующая роль, которую играют в нем крупные издательские концерны. Каждый такой концерн стремится выпускать издания, которые бы охватывали все мыслимые сегменты рынка. В идеале корейский газетно-журнальный концерн выпускает ежедневную "серьезную" газету (она считается как бы основной всей его деятельности), развлекательную "спортивную" газету, еженедельный "тонкий журнал" и ежемесячный "толстый" журнал, а также ряд специализированных изданий. Так, газетно-журнальный концерн "Чосон ильбо" выпускает: а) "общую" ежедневную газету "Чосон ильбо"; б) "спортивную" газету "Сыпочхы Чосон"; в) общественно-политический еженедельник "Чуган Чосон"; г) ежемесячный "толстый" журнал "Вольган Чосон"; д) ежемесячный журнал "Сан" ("Горы", для многочисленных в Корее любителей горных прогулок); е) ежемесячный журнал "Наккси" ("Рыбная ловля" - другое массовое корейское хобби). Как видим, в этом списке представлены практически все основные типы массовых корейских изданий, за исключением разве что "женского журнала" и "экономической газеты". Конечно, подобной широты охвата практически всех сегментов газетно-журнального рынка может добиться только крупнейший концерн, однако и компании поменьше стремятся, в меру своих сил, к тому же самому. При этом все издания одного концерна объединены стилем, подходом и, главное, идейной и политической позицией.

Одна из особенностей южнокорейской политики - хроническая нестабильность партийных структур. За полвека истории страны ни одной партии не удалось просуществовать дольше десятилетия. В большинстве же случаев партия, созданная к очередным выборам, не доживает до выборов следующих. По сути, корейские партии являются коалициями групп поддержки крупных политиков, и сливаются или раскалываются они с удивительной легкостью. Однако это не означает, что в Корее нет серьезных идеологических конфликтов. Наоборот - современная Южная Корея в политическом отношении является глубоко расколотым обществом, причем количество "нейтралов" на удивление невелико. Понятно, что в условиях, когда темпы экономического роста страны десятилетиями находятся на рекордном уровне, эти разногласия не приводят к серьезным конфликтам, однако выражены они достаточно ярко. С одной стороны, в корейском обществе весьма сильны правые. Их идеология характеризуется крайне подозрительным отношением к Северной Корее, ставкой на укрепление стратегического союза с США, поддержкой свободного рынка и ставкой на развитие крупных концернов. Левые, напротив, относятся к пхеньянским сталинистам по меньшей мере примирительно, американцев всячески ругают, стремятся ввести в стране меры социальной защиты, аналогичные европейским (в современной Корее система государственного социального обеспечения практически отсутствует) и радикально реформировать - или вовсе разогнать - крупные концерны-чэболь. И правые, и левые являются ярко выраженными националистами, но несколько разного типа. В настоящее время власть в стране принадлежит умеренно левому правительству президента Но Му-хена.

Поскольку корейские партийные структуры эфемерны, а корейские политики склонны к оппортунистическим компромиссам самого неожиданного характера, главную роль в идеологических дебатах играют газеты и журналы. Положение парадоксальным образом (и по совсем иным причинам) напоминает ситуацию, которую можно было наблюдать в СССР в брежневские времена, когда фактически существовавшие в обществе идейные платформы находили свое выражение, в первую очередь, в позиции "толстых журналов". В Корее, правда, определенную позицию выражает не столько отдельное издание, сколько целая группа изданий разного типа, выпускаемых одним концерном. При этом газеты - в отличие от политиков - не отличаются излишней гибкостью и десятилетиями сохраняют верность своей идейной и политической позиции. Нет в Корее и наемных перьев, которые готовы атаковать указанную им цель по первому распоряжению руководства. Большинство заметных журналистов строят свою репутацию годами, причем важной частью такой репутации является определенный - и стабильный - набор политических взглядов и пристрастий.

На правом фланге находятся концерны "Чосон ильбо" и "Тонъа ильбо" (корейские газетно-журнальные концерны обычно именуются по названию выпускаемой ими ежедневной газеты, которая как бы формирует лицо концерна). Несколько ближе к центру раполагается "Чунъанъ ильбо", которая старается быть газетой динамичной и чуткой ко всяческим новым веяниям. На левом же фланге бесспорным лидером является газета "Хангере синмун". Как и ее оппоненты, "Хангере синмун" выпускается концерном, который издает весь обычный набор изданий: ежедневную газету, "тонкий" общественно-политический еженедельник, журнал для любителей кино и экономический журнал.

Роль местной печати в современной Корее остается довольно скромной. Местные издания, которые в основном являются аналогами "общих газет", выходят во всех крупных городах страны, но аудитория у них не слишком велика. Подавляющее большинство корейцев предпочитает центральные газеты. В этом отношении Корея куда ближе к Японии, чем, скажем, к Америке, где все основные газеты являются местными изданиями.

Особое место в структуре корейской печати занимают "спортивные" газеты, фактически представляющие из себя местный вариант "желтой прессы". Появились эти газеты сравнительно недавно, только в конце 1960-х, а массовыми они стали лишь в 1980-е гг. Во времена военных режимов цензура не только контролировала политическое содержание газет, но и стремилась не допускать на их страницы непроверенные материалы, порнографию и сплетни из личной жизни знаменитостей - то, на чем от веку стоит бульварная печать. Как только цензура была ослаблена, этим воспользовались не только левые, но и ловкие газетные дельцы, которые поняли, на чем теперь можно сделать деньги. Сейчас в "спортивных" газетах действительно немало информации о разного рода спортивных событиях, но куда больше скандальной хроники, рассказов о личной жизни "звезд" кино и эстрады, фотографий соблазнительных девиц, фривольных комиксов и детективов. В настоящее время само название "спортивная газета" является, скорее, данью традиции. "Спортивное" прикрытие, которым пользуется бульварная журналистика, - это еще одна из многих черт, объединяющих корейский газетный мир с японским.

При том, что тиражи "спортивных" газет весьма значительны, отношение к ним в корейской интеллигентской среде достаточно презрительное или, по меньшей мере, ироническое. Эти газеты часто критикуются общественными организациями, которые обвиняют их в пропаганде разврата и насилия. Экономическая и политическая элита также относится к "спортивным" газетам свысока. Не случайно, что в ходе проведенного несколько лет назад опроса журналистов выяснилось: более 70% всех сотрудников "спортивных" газет стесняются своей работы и хотели бы сменить ее.

Если говорить о содержании "серьезных" корейских газет, то львиная доля появляющихся там материалов посвящена внутренней политике и, отчасти, экономике. Характерной чертой корейских газет является малое внимание, которое они (как, впрочем, и журналы) уделяют внешнему миру. Международный отдел в корейских газетах очень невелик. В большинстве случаев новостям из-за границы отведено примерно две полосы (в стандартной ежедневной корейской газете обычно около 30 полос большого "правдинского" формата). При этом значительная часть оказавшейся в газетах зарубежной информации касается не политической жизни других государств, а международных экономических новостей, причем в первую очередь - тех, которые могут оказать влияние на положение в самой Корее, экономика которой, как известно, чрезвычайно зависит от экспорта и импорта. Наоборот, вопросы корейской внутренней политики, всяческие парламентские интриги, правительственные перемещения и министерские дрязги, беспрестанные слияния и разделения партий обсуждаются в газетах горячо и с неимоверным количеством подробностей. Надо сказать, что с коммерческой точки зрения такая структура корейских газет во многом оправдана, ибо она в целом отражает читательские пристрастия и интересы.

Среди журналов наиболее респектабельным видом чтения считаются "толстые журналы", которые в своем большинстве издаются редакциями крупнейших национальных газет и представляют из себя как бы их ежемесячный вариант. Это сравнительно небольшие по формату, но весьма объемистые (400-600 страниц) издания. В отличие от советско-российских "толстых журналов", их корейские тезки печатают сравнительно мало литературных произведений. Из этого правила есть исключения, так как в Корее существуют и специализированные литературные и литературно-критические ежемесячники. В большинстве журналов преобладает, однако, не художественная литература, а разнообразная публицистика и материалы на темы текущей политики.

Другим вариантом солидного, респектабельного журнала является общественно-политический еженедельник. По своему оформлению и подбору материала эти издания откровенно имитируют американские еженедельники "Time" или "Newsweek", которые хорошо известны в Корее (оба журнала есть буквально в каждом газетном киоске, а "Newsweek" даже выпускается на корейском языке). В Корее первым подобным изданием стал журнал "Чуган Хангук", который появился в 1964 г. В большинстве случаев общественно-политические еженедельники издаются все теми же газетными концернами. По сути, такой еженедельник образует как бы дополнение к газете и часто даже носит то же название, что и она, лишь с дополнением "чуган" ("еженедельник"). Например, для газеты "Чосон ильбо" таким параллельным изданием является "Чуган Чосон", для газеты "Хангук ильбо" - "Чуган хангук", для газеты "Чунъанъ ильбо" - "Win" (английское название - это сейчас модно, несмотря на растущий антиамериканизм), а для "Хангере синмун" - "Хангере 21". Понятно, что все еженедельники придерживаются примерно той же политической линии, что и их родоначальники - газеты, хотя журнальный формат позволяет давать более глубокий анализ тех или иных проблем.

Другую заметную группу корейских журналов составляют политические и общественно-политические "тонкие" ежемесячники, которые, как правило, существуют самостоятельно, вне системы концернов. Многие из таких независимых ежемесячников отличаются радикальной политической позицией. Так, "Маль" ("Слово") - это откровенно лево-националистический, антиамериканский и временами умеренно социалистический журнал, а "Хангук нондан" ("Корейский форум") - наоборот, издание крайне правое и консервативное. Разумеется, предназначаются эти издания для тех, кто всерьез интересуется политикой и имеет свои сложившиеся политические убеждения.

Конечно, далеко не все корейские издания идеологизированы. Изобилие корейских журналов просто поражает. Есть в стране журналы для любителей моделирования, исторических реконструкторов, филателистов и нумизматов - не говоря уж о великом множестве специализированных академических и научно-технических изданий. Выходят в Корее многие десятки женских журналов и, наверное, сотни журналов, печатающих комиксы-манхва (корейское произношение двух китайских иероглифов, которые более известны нам в японском чтении "манга"). Однако в целом корейская журналистика остается явлением, в первую очередь, идеологическим.