Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Аналитическая журналистика как институт / Политика / < Вы здесь
Аналитическая журналистика в рыночных категориях
Дата публикации:  24 Октября 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Организаторы одной из дискуссионных площадок на Российском Форуме предлагают вести речь об "аналитической журналистике" как "утраченном звене демократического процесса". Должен признаться, что сама эта "утраченность звена" вызвала у меня ощущение, что есть некий эталонный демократический процесс, полностью укомплектованный запчастями и хранящийся в г. Севре вместе с эталонным метром и эталонным килограммом. И что наш процесс нужно бы по нему соизмерять. Очень возможно, что с эталонным демпроцессом знакомы читатели политологической литературы, к которым автор не принадлежит. К тому же "независимая" журналистика автором в природе не встречалась, поэтому соответствующий предикат пришлось опустить. Ибо на свободном рынке средства массовой информации отличаются лишь степенью и характером зависимости - о них и пойдет речь, как, впрочем, и о характере свободы рынка тоже. Но сперва поговорим о жанре.

Аналитика как жанр покрывает некоторую область в координатном репере информационной журналистики, публицистики и экспертизы. Их можно рассматривать как ее компоненты либо как самостоятельные жанры. Жанровые границы довольно условны и определяются, прежде всего, целями и акцентами автора. Публицистика, строго говоря, есть литература, следовательно, ее высшая цель - воздействие на читателя. В этом смысле аналитика (более точно - аналитичность) для публицистики всего лишь ресурс, такой же, как, например, авторский кругозор, стиль и слог. Аналитика отличается подчеркнутым почтением к фактам. Почтение может быть демонстративным и сопровождаться нарочитой сухостью стиля. Это может нанести ущерб качеству публицистики, но не аналитики. Экспертиза - вообще не журналистский жанр. Журналист может провести экспертизу лишь в той степени, в которой он способен подтвердить профессионализм не в самой по себе журналистике, а в предметной области. Экспертный материал оценивается исключительно по критериям этой предметной области. Его журналистские качества важны лишь для того, будет ли он опубликован в соответствующем разделе соответствующей газеты или нет.

Аналитическая журналистика как продукт включает обязательную информационную компоненту и имеет жанровые пересечения с публицистикой и экспертизой. Последние два жанра естественным образом исключают друг друга в пределах одного текста, но часто дополняют друг друга в одном СМИ. Существуют аналитические издания, в которых отсутствует публицистика, - например, "Финансовая газета". О качестве аналитического издания можно судить по качеству экспертизы - других формальных критериев нет. Если издание не содержит экспертизы, то его аналитика - не профильный жанр, а публицистический инструмент. Поэтому аналитическая пресса представлена, прежде всего, специализированными изданиями, задающими на рынке тон. Как правило, их информация нацелена на лиц, принимающих решения (ЛПР) в соответствующей области. Рентабельность специализированного издания определяется оборотами капитала в этой области. Деловой аналитический журнал может быть устойчиво рентабельным даже при умеренных тиражах (за счет высокой цены рекламных площадей), а, например, гуманитарно-ориентированные СМИ часто вынуждены либо дотироваться, либо осваивать специфические смежные ниши. Если это ниши политики и пиара (но не только в этом случае), то пиар может приносить существенную (а то и основную) долю добавленной стоимости, производимой СМИ. Эта доля оплачивается не потребителем, а заказчиком. Без инсайдерской информации невозможно отличить дотацию от платы за пиар. Следовательно, отличить аналитику от пиара можно лишь умозрительно - и не только по характеру материала, но и по бизнес-модели издания. Зачастую почтенное, высокое качество аналитики в одной области работает приманкой потребителя для общественных технологий. В качестве приманки часто служит гуманитарная тематика, в меньшей степени - экономика (которая сама по себе более рентабельна и менее удобоварима). Любое издание (вне зависимости от рентабельности) будет участвовать в пиар-стратегии своего собственника.

"Независимая аналитическая журналистика", как феномен, реализуема лишь отдельными авторами, реже - изданиями, позиционирующими свою аналитику на рынке, как нечто свободное от манипулятивных технологий. Если говорить не об отдельных авторах/изданиях, то успех этого позиционирования сильно зависит от рыночной рентабельности информационного рынка и, как следствие, от макроэкономических показателей в целом. Чем они лучше, тем более возможна "независимая аналитика". Независимая в степени, дозволенной издателем.

Сложность в том, что рентабельных СМИ вообще мало и что выглядеть свободными от пиара стараются все. Пиар, хорошо замаскированный под аналитику, могут "вычислить" лишь специалисты - по качеству экспертизы в аналитике автора. Однако пиар "обычного", массового качества может быть обнаружен и с помощью элементарной внимательности. Одним из маркеров "информационных технологий" является мимикрия жанров - "чистая" публицистика выдается за аналитику; аналитика, "литературно" оперирующая общеизвестными факторами, - за экспертизу. Автор или редактор профессионально обязан чувствовать жанровую категоризацию. Для потребителя эта чувствительность желательна - лишняя лакмусовая бумажка не мешает. А часто и помогает.

Зерна от плевел. Например, автор/редактор жалуется на отсутствие потребителя, готового платить за аналитику, - непонятно, кокетство это или неумение выстроить бизнес-модель. Ибо ЛПРы в стране еще не перебиты как класс, и рекламщики готовы оплачивать их привлечение в качестве аудитории. Однако если редактор и его СМИ производят лишь чистой воды публицистику - это уже многое объясняет. Если, к тому же, это интернет-СМИ, то соотношение затрат на сайт (от Xanadu Group) к рекламе (в почтовых ящиках Мейл.ру) со скромным набором банеров даст большее представление о бизнес-модели, чем замысловатое самопозиционирование в качестве "некоммерческого партнерства" с участием госчиновников.

Итак, спрос на аналитику не переведется до тех пор, пока лица, принимающие решения, существуют в стране как класс. С этим все в порядке; сложнее с предложением. Олигархи, чиновники, а также иностранные организации "с активной жизненной позицией" дотируют множество СМИ (причем чиновники это делают из государственного кармана). Дотируемые СМИ выкачивают из рынка множество ресурсов, поэтому остальные работают на грани рентабельности. Аналитическая журналистика весьма затратна по ресурсам, а значит, всегда есть соблазн сэкономить, и экономят практически на всем. Наиболее популярные способы экономии - неучтенный оборот, а также завышение уровня представления аналитических результатов.

Уместен следующий пример. В одном из изданий сотруднику предложили сделать микромаркетинговое исследование по стоимости аренды офисных площадей класса A, B и С по России. Заказчик потребовал прямого обзвона риэлторов, а результат нужно было оформить в виде экспертной статьи в течение двух дней. Исполнитель предупредил, что классификация А/B/С у каждого агентства принципиально разная и что одно ее телефонное выяснение занимает от 15 до 30 минут, поэтому сроки недостаточны. Заказчик предложил фазу выяснения классификации опустить, но уложиться в сроки. Для маркетолога это было бы смертным грехом.

Случай типичен для российской бизнес-практики во всех отношениях, кроме одного. Из-за недооценки необходимого труда исполнитель озаботился своим реноме больше, чем дальнейшими перспективами сотрудничества. Он выполнил задание в соответствии с требованиями, отказавшись лишь от одного (в явном для заказчика виде) - от подачи своей аналитической статьи как экспертизы.

Аналитическая журналистика как формат. Для изданий, имеющих запас рентабельности, более характерны другие проблемы, а именно - создание и продвижение брэнда. Автоматического увеличения качества и глубины аналитики это не влечет. Предпочтение может быть отдано другим конкурентным преимуществам - например, объему, охвату и оперативности предлагаемой информации. В крупных агентствах типа РБК и Интерфакса аналитика идет как дополняющий ингредиент к новостным лентам и на первый план выходит снижение издержек. Поэтому сотрудники должны обладать строго определенным набором навыков, не выше - не ниже. У автора новостной ленты - быстрая и грамотная печать на русском и английском и способность механизировать журналистскую обработку технических текстов. Работа не для специалиста. У редактора - повышенная грамотность письменной речи, грамотный английский (хотя бы пассивный) и цепкое чутье на возможные фактические ошибки авторов. Редактор может прийти в ступор от вроде бы безобидного специального термина (вроде "либерализации оптового рынка электроэнергетики"), попавшего в текст из перевода. Работа специалиста - в выборе из потока гигабайтов информации тех новостей, которые ему кажутся более технологически значимыми, и отправка их на перемолку авторам и редакторам. Круг вопросов для аналитика и методы их анализа весьма жестко определяются тематикой новостной ленты и источниками первичной информации. Творчества в этой технологии минимум, поэтому львиная доля аналитической ниши остается еженедельникам и ежемесячникам.

Предпочтение месячного (по отношению к недельному) технологического цикла на Западе обычно делают СМИ, желающие повысить качество аналитики за счет связи с академической средой, предлагающей "медленный" продукт. В России академическая среда влияет на аналитическую моду в гораздо меньшей степени. Поэтому выбор длинного цикла диктуется критическим снижением издержек и/или желанием не спеша оккупировать специфическую, немассовую рыночную нишу, как это делают, например, "Отечественные записки" или "Сообщение". Трудно сказать, насколько эти СМИ являются законодателями мод в своей области. Не будучи в ней достаточно квалифицирован, автор этих строк предоставляет другим отвечать на этот вопрос, как они считают нужным. В экономической же аналитике (о которой далее преимущественно идет речь), пожалуй, наиболее удачливы издания с еженедельным циклом.

Влияние на экспертную дискуссию, оказываемое аналитической журналистикой, в России, в отличие от Запада, непрямое. Дело в том, что на Западе многие аналитические издания, особенно еженедельные, стараются прихватить и массовый рынок, ибо там больше экономически активного и состоятельного читателя. Издержки этого - ущерб независимости и качеству, ибо массовый читатель менее искушен и более интересен как объект политического маркетинга. В свое время главный редактор "Эксперта" Валерий Фадеев признал, что проекты, совместные с "The Economist", оказались неинтересны целевой российской аудитории. Эксперты в России котируют качество аналитики массовых и универсальных изданий ниже и доверяют им меньше, чем специализированным. В этом можно убедиться, ознакомившись с рейтингом деловых изданий Ассоциации менеджеров России.

Скроенные по западным лекалам "Ведомости" проигрывают "Эксперту" и "Коммерсанту" по глубине анализа и индексу доверия. Ту же закономерность иллюстрирует превосходство "Экономики и жизни" в индексе доверия над универсальными изданиями.

Влияние на политический процесс, оказываемое аналитикой, еще менее однозначно. Интересно, что, чем серьезней аналитическая репутация издания, тем более сдержано оно в своем влиянии на читателя. Сравнить хотя бы контролирующиеся г.Березовским "Коммерсант" и "Независимую". Вообще говоря, есть три информационных слоя: политическая дискуссия, экономическая дискуссия и дискуссия в СМИ. Последняя стоит особняком, в основном, по причине низкой экономической квалификации журналистов в универсальных масс-медиа. Как считает проректор Высшей школы экономики А.Яковлев, политическая дискуссия изолирована от прочих волей властей. Достоинства экономической дискуссии экспертов в том, что она ведется непрерывно и мало подвержена политической конъюнктуре. Недостаток - ее замкнутость в сообществе. Но разомкнуть ее само сообщество не в силах: СМИ должны начать бороться за доверие в большей степени, чем за влияние.

Ни рыночная, ни политическая ситуация этому пока не благоприятствуют - и не факт, что будут благоприятствовать в будущем. Поэтому перспективы "независимой аналитики" всецело зависят от появления независимого и квалифицированного потребителя, знающего, какой журналистике доверять и в чем. В этом смысле такие побочные плоды свободного рынка, как рейтинги авторитетных организаций или площадки для эксперной дискуссии, ускоряют прогресс институциализации аналитической среды.

Наблюдения автора за рынками экономической и политической журналистики подсказывают, что прогресс в первом из них будет быстрее. Называя вещи своими именами, сайт "Открытая экономика" больше похож на ресурс экспертной дискуссии, чем сайт "Кремль.орг", - прежде всего, по качеству представления вопросов и их актуальности, по авторитету привлеченных экспертов и институтов.

Возможное объяснение состоит в том, что второй рынок принципиально более закрытый; открытый аналитический продукт на нем возможен лишь как побочный, идущий в дополнение к политтехнологиям либо к универсальной журналистике. Картина может отчасти измениться, если в России, как на Западе, политология обретет реальный академический статус и собственный канон, но пока это слишком далекая перспектива.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи дискуссии 'Аналитическая журналистика как институт' (архив дискуссии):
Аналитическая журналистика в России: взгляд изнутри /22.10/
Аналитическая журналистика - одна из сред, образующих идейно-политический ландшафт. И, возможно, один из критериев цельности идейно-политического поля - способность "аналитиков" видеть в нем свое место. На вопросы РЖ отвечают Борис Межуев, Виталий Третьяков, Андрей Кобяков, Максим Шевченко, Александр Храмчихин.
Владимир Голышев, Аналитика переходного периода /23.10/
Наиболее красноречивой иллюстрацией кризиса, поразившего аналитический жанр, представляется нынешний блок информационно-аналитического вещания НТВ - былого лидера по части телеаналитики. Между тем спрос на аналитический жанр есть. На это указывает высокий рейтинг познеровских "Времен" - на первый взгляд, скучнейшей передачи.
Александр Фридрихович Филиппов, Парящий интеллигент и рефлектирующий гражданин /23.10/
Место аналитической журналистики находится между экспертизой и информацией. Аналитическая журналистика уместна там, где тенденции имеют ранг события, но не столь ограниченны и специфичны, чтобы становится предметом экспертизы.
Андрей Ланьков, Печатная демократия по-корейски /23.10/
Корейские партийные структуры эфемерны, а корейские политики склонны к компромиссам. Поэтому главную роль в идеологических дебатах играют газеты и журналы. Положение парадоксальным образом напоминает ситуацию позднесоветских времен, когда существовавшие в обществе идейные платформы маркировались через позиции "толстых журналов".
Олег Басов, Аналитическая журналистика в рыночных категориях /24.10/
Спрос на аналитику не переведется до тех пор, пока лица, принимающие решения, существуют в стране как класс.
Предыдущие публикации:
Андрей Ланьков, Печатная демократия по-корейски /23.10/
Корейские партийные структуры эфемерны, а корейские политики склонны к компромиссам. Поэтому главную роль в идеологических дебатах играют газеты и журналы. Положение парадоксальным образом напоминает ситуацию позднесоветских времен, когда существовавшие в обществе идейные платформы маркировались через позиции "толстых журналов".
Александр Фридрихович Филиппов, Парящий интеллигент и рефлектирующий гражданин /23.10/
Место аналитической журналистики находится между экспертизой и информацией. Аналитическая журналистика уместна там, где тенденции имеют ранг события, но не столь ограниченны и специфичны, чтобы становится предметом экспертизы.
Владимир Голышев, Аналитика переходного периода /23.10/
Наиболее красноречивой иллюстрацией кризиса, поразившего аналитический жанр, представляется нынешний блок информационно-аналитического вещания НТВ - былого лидера по части телеаналитики. Между тем спрос на аналитический жанр есть. На это указывает высокий рейтинг познеровских "Времен" - на первый взгляд, скучнейшей передачи.
Николай Шмелев, Что обещает "второй раунд" приватизации /22.10/
Мы с вами за 90-е годы на приватизации колоссального массива российской собственности заработали всего 9 миллиардов. Совершенно достоверно установлено, что наши активы на рынке на данный момент занижены в лучшем случае в 20 раз, а в худшем в 60.
Александр Неклесса, Постиндустриальный передел России /22.10/
В России на сегодняшний день отсутствует элитная инфраструктура, то есть не инфраструктура элитного потребления, а инфраструктура элитного воспитания, поведения и воспроизводства элиты, причем даже элементарный механизм "клуб - мозговой центр - властные структуры" воспринимается как новация, а реализуется как карикатура.

институты журналистики в москве

предыдущая в начало следующая
Олег Басов
Олег
БАСОВ
7kbytes@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: