Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20031105-sv.html

Открытие России
Павел Святенков

Дата публикации:  5 Ноября 2003

Борьба вокруг корпорации ЮКОС - это борьба за открытие экономики России западному капиталу. Рыночные реформы 90-х годов прошлого столетия теоретически открыли страну для зарубежных инвестиций. В реальности Россия прочнее, чем железным занавесом, защищена от них высоким уровнем коррупции и несоблюдением "правил игры". Даже признанные "монстры" мировой экономики приходят на российский рынок чрезвычайно осторожно и неохотно. Вспомним трудную судьбу "Бритиш петролиум", которая приобрела 10% акций НК "Сиданко", а чуть позднее получила эту нефтяную компанию в управление. Инвесторы утратили контроль над дочерними компаниями "Сиданко" в результате действий "Альфа-групп". Потом было долгое противостояние на международном уровне, попытки "Бритиш петролиум" блокировать выделение "Альфа-групп" западных кредитов. Все завершилось совсем недавно альянсом двух корпораций. Видимо, британцы решили, что без "связки" с олигархами на российском рынке не выжить.

Несмотря на отсутствие твердых правил игры на российском рынке, Запад все же проявляет интерес к российской экономике. Например, "Financial Leaders Working Group", крупное объединение западных банков, потребовало от Центробанка разрешения на открытие в России филиалов западных банков, угрожая в противном случае проблемами при вступлении в ВТО.

Требование было отвергнуто. Однако сам факт, что западные банки заявили о необходимости открыть рынок, свидетельствует о наличии интереса к российской экономике. Хотя уровень жизни отставляет желать лучшего, в период продолжающегося нефтяного бума в России сформировался слой людей, востребующий все более качественные товары и услуги. Западные корпорации почувствовали платежеспособный спрос и начали предпринимать усилия для открытия российского рынка.

Например, американцы проявили заинтересованность в развитии российской ипотеки. 3 ноября состоялись переговоры между министром жилищного строительства и городского развития США Мелом Мартинесом и председателем Госстроя Николаем Кошманом. Как сообщает ИА "Регнум", "Госстрой должен в срок до 31 декабря 2003 г. подготовить для президента РФ доклад о конкретных совместных действиях по развитию российско-американского сотрудничества в области строительства, жилищной политики и ипотечного жилищного кредитования. Аналогичное поручение получил от президента США Мел Мартинес".

Если смотреть с исторической точки зрения, Россия переживает эпоху, аналогичную "революции Мейдзи" в Японии. Наша экономика постепенно открывается Западу, что сопровождается наведением порядка и установлением правил игры.

Запад "открыл" Югославию вооруженным путем. У России есть шанс начать сотрудничать с Западом без вооруженного противостояния. Если инерционный сценарий развития России, заданный в ельцинскую эпоху, сохранится хотя бы до 2008 года, то страну ждут серьезные проблемы. Во внутренних делах как минимум революция, в международных - противостояние с агрессивными соседями. Россия настолько слаба, что только наличие ядерного оружия мешает объявить нас "больным человеком Евразии" и приступить к разрешению "русского вопроса". Впрочем, западные "партнеры" уже пробуют выкручивать России руки. Вспомним требования Европейского союза либерализовать российский рынок газа.

Открытие российской экономики Западу, видимо, неизбежно. Вопрос только в том, когда это произойдет - в течение месяцев или лет. Без привлечения ресурсов извне нам не справится с социальными и инфраструктурными проблемами, не провести переоснащение производства. Экономический эффект от "огораживаний", то есть ограбления населения при первоначальном накоплении капитала, близок к нулю. Уже отобрали практически все, что можно и что нельзя, и добирают последнее. Вопрос, по какому сценарию будет происходить "открытие экономики".

Возможных сценариев два. Первый - олигархический. Согласно ему, западные корпорации приобретают доли в уже существующих крупных российских компаниях. Тем самым легитимизируются итоги приватизации, но одновременно новые владельцы наследуют все проблемы, связанные с особенностями приобретения священной частной собственности в период распродажи Советской империи. Олигархи становятся совладельцами своих концернов и берут на себя функцию политического представительства интересов западных корпораций перед лицом российской власти. Данный сценарий начал реализовываться, когда была образована компания BP-ТНК.

Крупный недостаток вышеописанного сценария - в случае его реализации государство становится ненужным. Крупные корпорации приватизируют правительство, демократические институты окончательно превращаются в профанацию, чрезмерная слабость режима и хроническая неспособность олигархов "делиться" с народом приводит к социальной нестабильности и вводу иностранных войск для защиты "завоеваний октября 1993 года". Сценарий выгоден для олигархов, но не устраивает ни государство, ни народ, ни иностранных инвесторов. В конце концов, инвесторы уже имеют системную нестабильность в "освобожденном Ираке".

Второй сценарий подразумевает установление в России внятных "правил игры", запуск пока барахлящей правоохранительной системы и приход иностранных компаний на российский рынок. Государство в этом случае проводит частичную отмену итогов приватизации и сохраняет контроль за сырьевыми отраслями, одновременно поощряя иностранные инвестиции в промышленность и сферу услуг. Этот сценарий опасен тем, что иностранцы, располагающие финансовыми возможностями, в разы превосходящими возможности их российских коллег, скупят всю экономику и полностью задавят российский бизнес. Это в первую очередь относится к приходу в Россию западных банков. Один крупный западный банк способен стереть в пыль всю банковскую систему России.

Однако у второго сценария есть и преимущества, которых нет у первого. Прежде всего, при втором сценарии решается проблема легитимности приватизации. В настоящее время итоги приватизации, во время которой отдельные граждане приобрели крупную собственность по цене, порой в сотни раз уступающей рыночной, вызывают напряженность в обществе. Если через суд пересмотреть наиболее вопиющие случаи, то общество, скорее всего, удовлетворится наказанием крупных виновников, после чего вопрос о легитимности приватизации будет окончательно решен. Кроме того, если установить грамотные условия доступа западных инвесторов на российский рынок, то польза будет не только западному, но и российскому бизнесу.

К сожалению, приватизация собственности по заниженной цене не привела к появлению серьезных крупных собственников, национального капитала, заинтересованного в развитии экономики России. Наоборот, образовавшиеся в результате распродажи Советской империи кланы немедленно занялись переделом собственности (попытки то одной, то другой олигархической группировки оттяпать у конкурентов что-нибудь "вкусненькое" продолжаются и по сей день). Поскольку собственность продана по заниженной цене, ее легче захватить, чем выкупить. Действительно, если предприятие ценой в 500 млн. долларов было продано всего за 50 млн., то всегда найдется человек, который потратит 100 млн. на захват. Все равно выйдет дешевле, чем платить рыночную цену. В процессе переделов цена приватизированной собственности постепенно растет и приближается к рыночной. Однако сами предприятия разрушаются.

Кроме того, существуют крупные государственные активы, которые еще не приватизированы (железные дороги, Сбербанк и т.д.). Они могут повторить судьбу российских предприятий, проданных в 90-е годы, с крайне негативными последствиями для всей страны. Продажа предприятий напрямую западным инвесторам позволит блокировать этот крайне негативный сценарий развития событий.

Запад колеблется. С одной стороны, он надеется на открытие российской экономики. С другой стороны, на западные правительства оказывают воздействие влиятельные лоббистские группы, заинтересованные в поддержке ЮКОСа.

Многое будет зависеть от того, готова ли Россия пойти по второму варианту, или же ситуация с ЮКОСом - просто попытка поставить крупную корпорацию под контроль российского правительства без каких-либо гарантий для Запада. Если верен последний тезис, то риторика Запада непременно ужесточится. Риторика западных СМИ уже сейчас постепенно становится жестче, от нейтрального рассказа о ситуации вокруг ЮКОСа ведущие газеты Запада переходят к откровенной брани. Сценарий отказа от структурных реформ и открытия Западу в пользу административного контроля над крупным бизнесом приведет к союзу олигархов и Запада и демократической революции по югославскому варианту.