|
||
Тема: Геостратегия | / |
Война в отсутствие стратегической ясности Нам следовало не просто победить в Ираке, но деморализовать арабский мир Дата публикации: 10 Ноября 2003 От редакции: Марк Хелприн - писатель и журналист, сотрудник Америка вступила в войну с терроризмом, как будто выйдя из двух миров грез - либерального и консервативного. В мире либеральном абсурдное понимание причины и следствия, привычка капитулировать перед иностранным влиянием, мягкий неизбывный антиамериканизм, рефлекторная аллергия на военные расходы и богословски обоснованное отвращение к самообороне - все это в совокупности привело к политике, трудно отличимой от капитуляции. Что касается мира консервативного, то в нем все должно быть в ажуре, пока в Белом доме пребывает самопровозглашенный консерватор, - невзирая на то, что война ведется из рук вон плохо; что республиканская администрация, обуреваемая электоральными страхами, склоняется вправо и нарушает свое обещание восстановить вооруженные силы; что из-за министра обороны, решившего, что ему не нужна готовность к ведению двух войн одновременно, не существует адекватного резерва для того, чтобы разобраться, например, с Северной Кореей. И между этими двумя мирами грез, паралича и некомпетентности находится уязвимое место, - как говорят французские военные, la soudure, стык, в который Аль-Кайеда, плевавшая на нашу узость взглядов, ударит в следующий раз. Война началась как бы случайно, и это неудивительно. По внутриполитическим причинам и для сохранения приемлемых отношений с арабским миром Соединенные Штаты отказались назвать врага по имени. Он настолько лишен формы, авантюристичен и как тень неуловим, что, очевидно, мы не можем представить его достаточно определенно, чтобы объявить ему войну, хотя он объявил войну нам. Объясним себе это чувствительностью Карла Роува (Karl Rove) Врага нужно и можно назвать по имени. То, что он - террорист, признают почти все, но этого мало: как в свое время Соединенные Штаты распространили вину пилотов, атаковавших Перл-Харбор, на тех, кто их послал, так и теперь они обязаны выявить санкционирующие структуры, чтобы принять решение - против кого и против чего нужно бороться. И если учитывать грандиозный размах войны против гражданского населения, атаки на наши военные корабли, посольства, промышленность, столицу, правительство и наиболее густонаселенный город, это решение - и по необходимости, и по праву - должно быть либеральным и свободным, а не осторожным и ограниченным. Враг затеял войну в специфической форме, стремясь оградить свой центр от контрудара, но такую привилегию ему предоставлять нельзя. Ибо в той же мере, в какой врагом является террорист, осуществляющий данную стратегию, врагами являются еще и разведслужбы, помогающие ему, страна, предоставляющая территорию для его тренировочных лагерей, государство, финансирующее его, пресса, расточающая лесть в его адрес, люди, танцевавшие на улицах, когда совершилась бойня, и режим, закрывающий на это глаза. Неудивительно, что воинствующий ислам возник и базируется на арабском Ближнем Востоке. Вот почему первая цель войны должна быть такая: предложить каждому государству в этом регионе выбор: ликвидировать поддержку терроризма в пределах своих границ или перестать существовать как государство. Ясно, что отдельные террористы после этого побегут на периферию, но первым делом их нужно лишить глубокого тыла и крепостей. Осознав, что врагом является воинствующий ислам с центром на арабском Ближнем Востоке, мы можем разработать последовательную стратегию. Силы врага нельзя недооценивать. У него есть историческая память, куда более крепкая, чем у Запада, забывшего свою тысячелетнюю войну с мусульманской цивилизацией. Мусульманская цивилизация, однако, не забыла, что на протяжении столетий она была, главным образом, стороной побежденной. Этой памяти присуща ясность, ожесточенность, она подстрекает к действию. Она вполне соответствует духовному пониманию времени (весьма отличному от такового у Запада, где уже секунды порождают нетерпение), поскольку враг полагает, что тысяча лет по отношению к вечности, о которой его научили размышлять и которую он принимает, есть ничто. Тесно связанным с таким пониманием времени является характерное для ислама духовное понимание миссии, которую никогда нельзя недооценивать, и традиционный для ислама ореол мученичества. Эта воинственная одержимость, осознанно или неосознанно, платит дань уважения разливавшимся волной арабским завоеваниям, почти достигшим Парижа, ворот Вены, пограничных районов Китая, Индии и глубоко вклинившимся в Африку. Война, основанная на понятии исламской судьбы, в данный момент ведется на Филиппинах, в Индонезии, провинции Синцзян, в Кашмире, Афганистане, Пакистане, Чечне, Ираке, Палестине, Македонии, Алжире, Судане, Северной Африке, - во всем мире в форме терроризма безо всяких ограничений или гуманитарных тонкостей, все поставлено на службу концепции гораздо более последовательной, чем кажется впавшим в спячку западным странам. Цель, давно озвученная бин Ладеном и другими, состоит в том, чтобы занять позиции в тысячелетней войне. Чтобы делать это, арабы должны разжечь то, что историк Х столетия Ибн Халдун Вот почему надлежащая стратегическая цель для Запада это - погасить пламя "асабийи" в арабском тылу и оплотах воинственности, что предполагает необходимость расчленения, временного правления, и прежде всего - деморализации. Все это кажется непривлекательным, но ввиду смертельной альтернативы это - помимо капитуляции - единственный вариант. Окончание следует Примечания:
|
|
|
||