Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20031110-red.html

Ирак: стратегия достойного ухода

Дата публикации:  10 Ноября 2003

Тема оккупации Ирака в сегодняшней американской и мировой прессе все чаще освещается через призму предстоящих президентских выборов 2004-го. Естественно, что критиков из стана демократов, решивших играть по крупному, интересуют, прежде всего, аспекты стратегического порядка. Политическая борьба между левыми критиками администрации Буша и ее сторонниками приобретает все более жестокий характер, обращает внимание французская Nouvel Observateur. Публикуются десятки книг, чрезвычайно едких и оскорбительных для президента Буша, которые можно было бы поместить под рубрикой "Fuck Bush!". После двух лет ступора, продолжает газета, левые, наконец, проснулись. В списке бестселлеров New York Times первые места занимают именно памфлеты, направленные против Буша (Майкла Мура, Элла Франкена, Молли Ивинса и Пола Кругмана). Но объективности ради французский еженедельник отмечает такую же популярность произведений апологетов президента-республиканца. Например, чрезвычайно популярна книжка Билла О'Рейлли из Фокс Ньюз, телеканала, считающегося рупором неоконсерваторов. О'Рейлли утверждает, что средства массовой информации "похищены" левыми политиками, голливудской элитой и Организацией Объединенных Наций, которые ниспровергают Америку и "объявляют войну христианству". Все это не ново, замечает французское издание, но левые более не занимают оборонительной позиции, а перешли к активным действиям: если раньше они цитировали профессоров университетов или экспертов, то теперь перешли к "улюлюканью" и агрессивному атакующему стилю.

Французский Express считает, что нынешний оккупационный этап может стать судьбоносным для администрации Буша: 48 процентов опрошенных американцев полагает, что неудача в реконструкции Ирака может привести к смене президента, а 49 процентов, полагает, что эта война была плохо продумана.

Некоторые зарубежные издания считают возможным подвести итоги попыткам реконструкции Ирака оккупационными силами. Британский Economist, почти всегда "прикрывавший" военную интервенцию в Ираке, рассказывает, что жизненные стандарты при оккупационном режиме значительно повысились в результате государственных программ по созданию рабочих мест. Правда, примеры еженедельника несколько смущают тенденциозным отбором: декан университета ныне имеет зарплату в четыре раза выше, чем до войны, а полицейский - в десять. Значительно улучшились условия оплаты и для учителей. В качестве симптома положительных изменений еженедельник упоминает повышение цен на коммерческую собственность, которое должно было бы свидетельствовать об оживлении торговли. Однако в стране наблюдается заметная инфляция, а бензина и продовольствия по-прежнему не очень хватает. Кроме того, безработица остается пока еще высокой и равняется 60-75 процентам. Но зато электричество подается более регулярно, чем при Саддаме - производство увеличилось на 25 процентов. Однако главная забота - добыча нефти остается все еще на низком уровне. Предполагается, что довоенный уровень будет достигнут в марте следующего года. Кроме того, стоимость производства черного золота возросла на 10 процентов, поскольку требуются дополнительные затраты на обеспечение безопасности функционирования данного сектора (дорогостоящие телохранители, разминирование и охрана).

Американский Newsweek обращает внимание на замешательство и плохую информированность американцев об условиях, в которых приходится вести борьбу с партизанским сопротивлением в Ираке. Но самое главное, что у президентской команды нет ясных стратегических целей и никакого представления о том, с каким врагом она имеет дело. Да и военные не могут определить, ни того, насколько хорошо организованы террористы, ни того, кто является организатором террористической активности - местные жители или иностранцы. В ЦРУ думают, что это дело мелких и изолированных группировок, преданных Саддаму, тогда как представители других разведывательных служб полагают, что саботажем и террором руководит лично Саддам, а регулярные атаки террористов и их масштаб указывают на продуманную стратегию борьбы с американскими оккупантами.

Французская газета Le Monde рассказывает о выступлении Пола Вулфовица, заместителя секретаря по Национальной безопасности США, состоявшемся 5-го ноября на одном из университетских коллоквиумов. Вулфовиц, не моргнув глазом, заявил, что реконструкция в Ираке идет успешнее и быстрее, чем после второй мировой войны в Японии и Германии. Столь уверенный тон кажется газете неуместным и излишне бравурным. Тем не менее, обращает внимание газета, кабинет президента Буша и его консервативное окружение вынуждено все чаще занимать оборонительную позицию, отстаивая верность своего стратегического выбора в Ираке.

В Вашингтоне полагают, что на данном этапе наилучшая стратегия состоит в скорейшей передаче власти местным вооруженным силам и политикам. Фарид Заккариа замечает по этому поводу в Newsweek, что на самом деле администрация ведет речь идет уже не о стратегии выигрыша, а о стратегии "достойного" ухода. Причем обозреватель настаивает на опасности данной стратегии, обещающей еще больший хаос Ираку, стране, где нет ни популярных демократических партий, ни отстроенной государственной машины. Более того, подобное намерение может только стимулировать террористическую активность партизан. Конечно, оккупация не имеет легитимности с точки зрения иракского народа, но уход американцев может только ухудшить ситуацию, утверждает немецкая Die Zeit в материале под заголовком "Победа без победителя". От американского поражения неизбежно проиграет и Европа. Видимо, с опасениями, что с уходом американцев в Ираке возникнет вакуум власти, связано намерение германских властей подготовить в Объединенных Арабских Эмиратах 1500 полицейских для нового Ирака.

С точки зрения стратегической, недальновидным оказалось намерение строить в Ираке демократию западного образца. Вместо того, чтобы попробовать создать современную демократию в западном стиле, администрация Буша могла бы прагматично приспособить свою политику к религиозным и племенным традициям в Ираке. По крайней мере, выбор в пользу подобной политики реалистического макиавеллизма представляется Newsweek более разумным и оправданным, чем идеалистическое и абстрактное стремление построить в Ираке демократию западного образца. Хотя бы для переходного периода более жизнеспособной моделью могло бы стать применение механики "чикагского" образца, то есть раздача привилегий взамен на услуги, а не модели демократической: один человек - один голос.

В последнее время сравнение Ирака с Вьетнамом все чаще используют в политических дебатах США. Ежедневные партизанские нападения на оккупационные силы, показывают, насколько организованно сопротивление террористов в Ираке, а также сколь велики резервы для рекрутирования камикадзе. Террористические атаки, которые были произведены против Международного Красного Креста, нейтральной организации, как считает Nouvel Observateur, - это символические акты, демонстрирующие стратегию террористов на выдавливание из страны всех международных гуманитарных организаций, которые могли бы улучшить ситуацию. Цель - остаться лицом к лицу с американцами.

Конна Холлинана в Asia Times, гонконгском англоязычном издании, утверждает, что военная стратегия США уже потерпела провал. Главным автором этой стратегии, ответственным за ее неудачу, он считает нынешнего секретаря по Национальной безопасности Дэвида Рамсфельда. Холлинан указывает на ошибочность приоритетов военной программы как таковой, которая характеризуется, с одной стороны, чрезмерными тратами на дорогостоящие высокотехнологические новинки, с другой стороны, пренебрежением интересами личного армейского состава. Поэтому данная военная стратегия построена с точки зрения своего рода "технологического монизма". Война, пишет Холлинан - это предельный тест на различение реальности и иллюзий. Нынешняя военная кампания в Ираке показала низкую эффективность электронной и высокотехнологичной машины войны, запуск которой Дж. Буш в свое время назвал "революцией" в военном деле. Она мало приспособлена к борьбе с засадами, минами и смертниками.

Другой проблемой американцев стали сами принципы организации армии - фактически, это большая организация по найму частично безработных. Регулярная армия обходится слишком дорого, поэтому правительство склонно комплектовать ее более дешевыми резервистами. Резервистов зачастую привлекали к армейской службе небольшие студенческие стипендии и гранты, но никак не перспектива быть посланными в горячие точки. В жестких условиях иракской оккупации военнослужащие оказались совершенно не готовы терпеть лишения вроде отсутствия душа или ванных комнат, отсутствия возможности посетить врача. Стремление Пентагона сэкономить именно на людях проявляется в его уклонении от выплат пострадавшим в военных действиях ветеранам - более полутора миллионов из них пытаются безуспешно получить компенсации. Кроме того, Д. Рамсфельд хочет перестроить условия найма в вооруженные силы, заимствуя принципы частного бизнеса и пытаясь приложить их к публичной службе. Он намеревается уволить из министерства обороны 700 тыс. гражданских служащих, а также вывести вновь нанятых на работу из-под юрисдикции регламента по найму правительственных служащих. Неудивительно, что при такой политике найма и таком отношении к персональному составу, только 49 процентов резервистов желают возобновить свои контракты с армией.

Томас Фридман обращает внимание в New York Times на разницу стратегического восприятия иракского вопроса между США и Европой. Американцы оказываются во все более трагической изоляции, поскольку европейцы полагают, что господство США гораздо больше угрожает глобальной стабильности, чем Ирак Саддама Хусейна. Подобная разница, заключает Фридман, делает законной постановку вопроса о "конце Запада", конце политического и военного альянса Европы и США.

Недавние террористические акты в Ираке, которые вынудили многих обозревателей подвести предварительные итоги "войны с терроризмом", свидетельствуют о том, что источник страха, рожденный 11 сентября 2001 года, не был устранен. Накануне президентских выборов ключевым вопросом для главных конкурирующих сторон, демократов и республиканцев, станет вопрос о том, кто сумеет обратить страх избирателей перед террором в свою пользу. То, что предметом обсуждения стала сама стратегия "войны с терроризмом", говорит о том, что общественное мнение все меньше прислушивается к воззваниям Буша о национальной солидарности и все больше сомневается в обоснованности взятого курса.