Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Постсоветский союз / Политика / < Вы здесь
Украинская политика Москвы: перезагрузка
Дата публикации:  19 Ноября 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Конфликт вокруг стратегически важного островка Тузла в Керченском проливе на фоне бравурных заявлений представителей российского истеблишмента о некоем "судьбоносном" прорыве в деле постсоветской интеграции благодаря соглашению о ЕЭП дал возможность лишний раз высветить темные углы в российско-украинских отношениях и подчеркнуть иллюзорность "украинофильской" политики Москвы.


Независимость Украины спустя 12 лет так и не стала для российской власти и общества свершившимся фактом. Большая часть российских элит живут в плену советско-славянофильских стереотипов и упорно не хотят признавать того, что элита Украины сделала свой выбор (уже самим фактом отделения) - не в пользу России, и набирающий обороты процесс украинизации и формирования украинской нации призван довершить политическое обособление двух народов этнонациональным и культурно-языковым.

Хотя, казалось бы, сами украинские лидеры своими словами (не говоря уж о делах) не оставляют места для таких иллюзий. Вот как сформулирована стратегическая задача украинской государственности Л.Кучмой в его книге "Украина - не Россия" (презентованной, что особенно примечательно, в Москве - на пике очередного сближения Киева с Кремлем): "После того как мы с Россией треть тысячелетия прожили под одной государственной крышей, самоотождествление украинцев невозможно без четкой инвентаризации в голове: это - Украина, а это - Россия". "Украину мы создали, теперь надо создать украинцев," - резюмировал президент. Кучма фактически процитировал Эрнста Геллнера, писавшего, что "национализм рождает нации, а не наоборот". И подобное совпадение, конечно же, не случайно. Долгосрочный тренд политики Украины выстраивается в соответствии с логикой националистического конструктивизма. К сожалению, "конструировать" украинскую нацию иначе, чем посредством "отрицания" России, в силу исторических обстоятельств, представляется невозможным (сам факт, что программный труд украинского президента имеет форму отрицательного суждения - "Украина не Россия", - достаточно красноречив).

Украинская государственность сотворена Галичиной, являвшейся частью Речи Посполитой и Австро-Венгерской империи и сознававшей себя "настоящей" Русью ("русскими") в отличие от Московии ("москалей", "кацапов"). Галичанские идеологи, в чем можно полностью согласиться с А.Окарой, положили в основу новой страны центральноевропейский культурный код с присущими ему антироссийскими стереотипами и фобиями, оказавшийся в конфликте с ориентированным на Россию восточноукраинско-евразийским кодом. Культурный конфликт во многом прошел по линии раскола общества на элиты и народные массы. Именно галичанские представления были усвоены большей частью политического и культурного истеблишмента страны (речь идет не только о выходцах с Западной Украины, но и о большой части носителей восточноукраинской ментальности и украинофильствующих русских), выработавших консенсус о необходимости европейской и евроатлантической интеграции. Они оказались удобным инструментом в руках бывшей партноменклатуры для обоснования курса на размежевание с Россией, очищения Украины от русской культуры и русскости.

Поэтому логика украинской "незалежности" волей-неволей совпадает с логикой западных геополитиков, считающих украинское государство ключевым элементом системы блокираторов российских амбиций в Евразии. (Примечательно в этой связи, что на роль модератора евроатлантического проекта для Киева оказалась выдвинута Варшава - носительница кода "центральноевропейскости" в его чистоте).

Такое развитие ситуации диктовало необходимость перехода Москвы к политике подлинного прагматизма, отказа от иллюзий славянофильства и попыток удержать при себе Украину раздачей "пряников". Довольно скоро, однако, мода на жесткие заявления по адресу Киева сменилась прежними перепевами на тему "вечной и нерушимой" славянской дружбы. Кремлевская политика на украинском направлении так и не обрела нового качества, унаследовав многие стереотипы и подходы ельцинской эпохи.

Как следствие, Москва оказалась не готова использовать благоприятные возможности для отыгрывания своих позиций в условиях острой потребности Кучмы в российской поддержке в период политического кризиса и парламентских выборов 2002 г. Проблемные вопросы были в очередной раз сняты с повестки двусторонних отношений, а по некоторым из них ("газовый вопрос") были приняты сомнительные компромиссы.

Кремль так и не решился потребовать от готового к серьезным уступкам Кучмы предоставления русскому языку статуса государственного. Фактически были прощены многомиллиардные газовые долги (по разным оценкам, составлявшие от 3 до 3,5 млрд. долл.), за которые можно было попросить не только Тузлу, но и севастопольскую базу в придачу. Конечная сумма ($1,4 млрд.) оказалась в разы меньше реальной, и даже ее погашение было рассрочено на многие годы. Расчет же на то, что Киев в ответ на широкий жест Москвы по-братски поделится своей трубопроводной системой, не сработал. Добившись от Москвы желаемого, Киев успешно "заболтал" вопрос о газовом консорциуме.

Заявленный прагматизм свелся к мифологеме о некоем совместном движении России и Украины в Европу. Иными словами, Москва предложила Киеву в обмен на политические и экономические преференции передать ей эксклюзивное право представлять украинские интересы в диалоге с Западом - расчет, как доказывает вся практика российско-украинских отношений, ошибочный. Если такое посредничество еще может быть полезно для Кучмы, попавшего на Западе (в результате "кучмагейта" и оружейных скандалов) в "серый" список персон с подмоченной репутацией, то его преемником оно неизбежно будет воспринято как ограничитель суверенности и помеха в реализации политики "европейского выбора".

В своей стратегии Москва следует иллюзорной установке, что Украину можно "проглотить целиком" (с заложенным в ее государственную матрицу галичанско-центральноевропейским кодом), вовлекая ее в интеграционные проекты на постсоветском пространстве. В реальности Кремль поощряет Киев и дальше продолжать политику "и нашим и вашим", заключающуюся в попеременном разыгрывании российской и евроатлантической карт и напоминающую поведение украинских гетманов второй половины XVII в., использовавших к своей выгоде борьбу за обладание Украиной между Россией и Польшей при поддержке Ватикана.

Тактика украинского правящего класса в отношении России сводится к незамысловатой схеме: из года в год, педалируя темы славянского родства и общего советского прошлого, доить российскую экономическую "корову", дотировать за счет российских льготных цен на энергоносители собственную неконкурентоспособную экономику и использовать в период внутриполитических обострений и избирательных кампаний поддержку Москвы, ее политический, финансовый и медиа-ресурсы для сохранения собственной власти - в обмен на щедро раздаваемые обещания о некой мифической экономической интеграции, которые затем Киевом легко отбрасываются, как только открываются возможности для реабилитации в глазах Запада.

Мало что меняет в этом плане и создание ЕЭП. Ялтинские соглашения стали лишь личным поражением Кучмы, обозначив провал его попыток форсировать вхождение Киева в Европу. На свет появилась еще одна квазиструктура (с неясными целями и механизмами - позволяющими, по словам В.Путина, "очень мягко подходить к реализации достигнутых договоренностей") в дополнение к уже существующим под крышей СНГ. Киев ясно дал понять, что вхождение в сообщество ни к чему его не обязывает. И допускает свое участие в ЕЭП лишь в той мере, в какой проект не входит в противоречие со стратегией евроатлантической интеграции.

Если Москва и ставила себе целью получить еще один козырь в большой игре на евразийском пространстве (Ялтинские соглашения испекли на скорую руку буквально в канун российско-американского саммита), то получила выигрыш довольно сомнительный и краткосрочный, эффект от которого будет улетучиваться по мере попыток наполнения схемы реальным содержанием. К тому же вероятный приход к власти В.Ющенко превращает и без того проблематичные перспективы проекта в нулевые.

Подлинная интеграция противоречит интересам украинских элит, не желающих терять "самостийность" и те возможности, которые она открыла. Украина - то самое "слабое звено", которое порвет всю цепь выстраиваемых Кремлем реинтеграционных процессов по периметру российских границ в СНГ. Участие Киева в таких проектах сведется к непрерывной фронде и попыткам образовать альтернативный центр. Москва в результате может получить связку Киев-Минск, которая будет успешно гасить все ее порывы к углубленной интеграции.

Интеграционные соглашения с Украиной будут возвращаться бумерангом кремлевским проектировщикам. Всякий раз, когда Москва будет пытаться жестко отстаивать свои интересы по каким-либо острым моментам в двусторонних отношениях, Киев будет шантажировать ее угрозой выхода из ЕЭП (и пример Тузлы это уже показал).

Кремль с упорством, достойным лучшего применения, пытается привязать ориентированную на бегство от него страну, вместо того чтобы минимизировать распыление ресурсов и попытаться продвинуть максимально возможную интеграцию с теми странами евразийского культурно-цивилизационного кода, которые могли бы реально образовать во главе с Россией новое интеграционное ядро (речь идет прежде всего о Казахстане и Белоруссии - что предполагает, правда, решение "проблемы Лукашенко").

Причем характерно, что главным и по сути единственным инструментом реализации стратегии интеграции с Украиной выбраны экономические средства. Москва и здесь демонстрирует, что находится в плену старых стереотипных представлений о примате экономики и экономической пользе как универсальной отмычке ко всем проблемам взаимоотношений. Такое положение объясняется прежде всего интересами российских олигархических групп, защита и продвижение которых является основным приоритетом российского правительства, нередко в ущерб российским стратегическим интересам в Украине.

В итоге, гоняясь за химерой российско-украинского союза, Москва самоустраняется от участия в той борьбе √ борьбе между двумя типами культурно-цивилизационной идентичности Украины, - которая имеет определяющее значение для будущего отношений двух стран. Как следствие, не решается проблема формирования пророссийских субъектов на украинской сцене. В этом плане ничего не изменилось с ельцинских пор, и в обозримой перспективе подобная близорукость грозит резким сужением политических возможностей влияния на Украину. Можно ли всерьез рассуждать об успехах на интеграционном поприще при повальной дерусификации культуры и образования, когда официальная школьная программа работает на воспитание подрастающего поколения в духе вражды к России и русскому народу? Наступление на русский язык и русскую культуру, жесткая установка Киева на всеобщую украинизацию уже привели к существенным изменениям в украинском этнодемографическом балансе. Итоги переписи 2001 г. зафиксировали фантастически стремительное убывание русского населения - его численность в сравнении с 1989 г., по официальным данным, уменьшилась почти на четверть - с 22% до 17%; за это же время на десятую часть уменьшилась доля тех, кто считает русский язык родным - с 33% до менее чем 30%.

Через пару поколений, при продолжении существующих тенденций, "русский вопрос" в отношениях двух государств отпадет сам собой...


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи дискуссии 'Постсоветский союз' (архив дискуссии):
Ольга Брилева, Битва за Тузлу: потери России /03.11/
По следам киевского визита И.Иванова. Возможно, ситуация с Тузлой за столом переговоров решится не в пользу Украины. Но в конечном счете, накануне ратификации такого важного соглашения, как договор по ЕЭП, пограничные инциденты не бывают случайными. Бисмарк как-то сказал: "Договоры с Россией не стоят бумаги, на которой они написаны".
Николай Сысоев, Битва за Тузлу: потери Украины /03.11/
По следам киевского визита И.Иванова. Украина хочет в НАТО и должна доказать блоку свою полезность. Авиабаз и мест для разведки Соединенным Штатам уже хватает, а вот закупорка части флота России в Азовском море - заманчивая перспектива и хорошая геостратегическая приманка. Таков ли исходный мотив разыгранной украинцами сцены?
Андрей Н. Окара, Геополитический инцест /04.11/
Операция "Тузла" как первый проект Российской Либеральной Империи. Здесь проявилась вся адская двусмысленность чубайсового "ноу-хау": глобалистски ориентированная часть российской элиты решила, что Россия может вести себя как "региональные США". То есть подчеркнуто агрессивно, безответственно, используя двойные стандарты.
Александр Мячин, Украинская политика Москвы: перезагрузка /19.11/
Часть 1. Упущенные возможности. Интеграционные соглашения с Украиной будут возвращаться бумерангом кремлевским проектировщикам. Всякий раз, когда Москва будет пытаться жестко отстаивать свои интересы по острым моментам двусторонних отношений, Киев будет шантажировать ее угрозой выхода из ЕЭП. Россия не может позволить себе советско-славянофильских стереотипов.
Александр Мячин, Украинская политика Москвы: перезагрузка /20.11/
Часть 2. Открытые возможности. Двусмысленность и изменчивость, характерная для представителей восточноукраинских кланов, неизменно оборачивается проигрышем Москвы. При Ющенко же практика двусторонних отношений очистится от лицемерия и упростится. И главное, президентство Ющенко откроет возможность федерализации Украины.
Предыдущие публикации:
Александр Морозов, Православные перед выбором /18.11/
Конфессиональный фактор в избирательной кампании-2003. Крошечные группы православных политических активистов 90-х гг. измучились в длинной истории мезальянсов и пытаются поймать свою игру. Но несмотря на их усилия, православие превращается из антимодернизационной идеологии - в стилистику истеблишмента.
Юрий Солозобов, Реконструкция политического /18.11/
Карл Шмитт как зеркало русской контр-реформации. Сегодня политического у нас нет, как раньше не было секса! Есть только подавленнная политичность, которая прорывается, как и подобает по Фрейду, в форме истерики.
Павел Святенков, Гуманитарные войны /17.11/
Мы привыкли считать, что борьба идет только за силовые ресурсы и нефтяные скважины. Попытка отстранить от должности ректора РГГУ Леонида Невзлина продемонстрировала, что это не так. Возможно, пришла пора противопоставить "умным корпорациям" - "умное государство".
Владимир Голышев, Привлечение к "социальной ответственности"-2 /17.11/
Путин на съезде РСПП: "коллеги", как и было сказано. Оценивая новый административный побор, сочиненный чиновниками (выкуп участков земли под предприятиями), президент сказал: "Это несправедливо" - чем вызвал овацию. А ведь такого термина нет ни в одном бизнес-словаре. Приняв его правомочность применительно к себе, олигархи обречены сделать следующий шаг - принять его по отношению к стране.
Александр Морозов, Путинская "платформа" /14.11/
То, о чем мы говорим - это не план Путина, не стратегия. Это - смутное желание части элиты и миллионов избирателей, совпавшее с тем образом социальности, который есть у Путина и ближайшего его окружения. С их точки зрения социальность не органически произрастает "снизу", а выстраивается на базальтовой платформе.


предыдущая в начало следующая
Александр Мячин
Александр
МЯЧИН

Поиск
 
 искать:

архив колонки: