Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Постсоветский союз / Политика / < Вы здесь
Украинская политика Москвы: перезагрузка
Часть 2. Открытые возможности

Дата публикации:  20 Ноября 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Предыдущая часть - здесь

Итак, проведение действительно прагматичной политики в отношении Украины требует прежде всего перехода от славянофильства и украинофильства к русофильству. России следует отказаться от порочной и бесперспективной модели, ограничивающей ее политическое движение выбором между вариантами "плохо" и "очень плохо". Это позволило бы вывести за скобки излишне драматизированный в России вопрос о преемнике Кучмы.

Такой подход делает неактуальным миф о В.Ющенко как враге России - выгодный прежде всего тем силам в Украине, которые хотели бы и дальше сохранять двусмысленный статус-кво в отношениях с Россией, означающий на практике субсидирование Москвой "незалежности" под разговоры об украино-российском партнерстве.

На деле "кучмисты" и "ющенковцы" представляют собой две части одной властвующей партии, с одним и тем же, как указывалось, культурно-цивилизационным кодом и установкой на обособление от России. Только одна из них политику обособления проводит в завуалированной форме, постепенно (предпочитая сохранить за Украиной положение "буферной зоны"), другая предполагает реализовать ее открыто, ускоренными темпами (предпочитая побыстрее переплавить Украину на "тот берег").

Вместо демонизации и игнорирования Ющенко Москва должна была бы наладить контакты с ним с целью обернуть возможный приход его к власти себе на пользу. Если отделить мифологию от реальной политики, президентство Ющенко в контексте современных украинских политических процессов (речь идет прежде всего о предполагаемой конституционной реформе) оказывается для России выгодным со многих точек зрения.

Во-первых, исчезнет двусмысленность и изменчивость во взаимоотношениях, характерная для стиля представителей восточноукраинских кланов, неизменно оборачивающаяся проигрышем Москвы.

В российском экспертном сообществе особенно популярна модель решения проблемы преемничества по российскому варианту - через фигуру премьера, в данном случае В.Януковича. Однако в этом случае Россия получит нового Кучму со всеми вытекающими отсюда последствиями. Интеграционный интерес восточноукраинских кланов не пойдет дальше создания зоны свободной торговли - опять же за счет России.

Примечательно, что именно нынешний кабинет оказал серьезное сопротивление проекту ЕЭП, который оказался принят лишь в результате личного давления Кучмы. Как отмечают украинские эксперты, "донецкий клан" непосредственно приложил руку к захлестнувшей страну волне антироссийской истерии.

При Ющенко же практика двусторонних отношений очистится от лицемерия и упростится: Киев наконец поймет, что за "незалежность" и антироссийскую политику надо платить - и платить очень высокую цену. Именно в руках Москвы (а это поставки дешевых энергоносителей и субсидирование украинской экономики за счет реэкспорта российских газа и нефти) окажется ключ к успеху экономической программы Ющенко и политическое выживание его режима. Чрезмерный крен новой киевской команды в сторону евроатлантизма мог бы быть погашен угрозой пересмотра "Большого договора". Признание Москвой наличия нерешенных территориальных проблем уже само по себе стало бы блокиратором любых попыток вступления Украины в НАТО. Правда, это потребует от Москвы мужества освоить весь арсенал отстаивания российских интересов (которые отнюдь не тождественны интересам отдельных групп элит), перейти к realpolitik не на словах, а на деле.

Наконец, самое главное, как представляется, - президентство Ющенко открывает благоприятные возможности для решения вопроса о федерализации Украины.

Один из ходячих мифов утверждает, что "единая сильная Украина" отвечает интересам России. Но так ли это? Следует хотя бы вспомнить, что идея "единой сильной Украины", с единой культурой и единым языком - это ключевой пункт галичанского национализма, и она исторически формировалась под знаком обособления украинцев от "москалей". Такая Украина, подталкиваемая извне, будет неизбежно позиционировать себя как противовес и соперник России на евразийском пространстве. Сама логика укрепления единства Украины предполагает движение к моноэтнизации и дерусификации страны. В "единой сильной Украине" русский этнос должен будет раствориться в украинском.

В интересах России, напротив, - федерализация Украины с сохранением русского языка, русского этноса, ускоряющая и усиливающая интеграционные процессы между двумя странами благодаря переводу их на горизонтальный уровень.

Одновременно федерализация могла бы запустить процесс очищения украинской государственной матрицы от галичанско-центральноевропейского кода. Причем этому могли бы поспособствовать сами галичанские националисты, испытавшие сильное разочарование от несоответствия своего идеала реалиям новорожденного украинского государства и перешедшие на позиции автономизации Галичины, вплоть до полного ее отделения от остальной Украины.

В этой связи принципиальным моментом, способным кардинально переформатировать украинский политический процесс, становится реализация проекта вынашиваемой окружением Кучмы конституционной реформы. Переход к парламентско-президентской модели уже сам по себе создает предпосылки для возможной трансформации Украины в федеративную республику. Приход же к власти Ющенко может придать этому процессу дополнительный и импульс.

Президентство (если все же в Украине процесс переделки конституции не зайдет так далеко, что обессмыслит или даже отменит данный институт) готовит для Ющенко такую ловушку, из которой ему трудно будет найти выход. В условиях раскола правящего класса любой из возможных сценариев его правления грозит серьезными нарушениями сложившегося баланса политических и экономических интересов и дестабилизацией внутриполитической ситуации.

В случае реализации намеченного курса реформ по рекомендациям западных финансово-экономических институтов и при попытках установить более четкие и прозрачные правила игры Ющенко ждет столкновение с могущественными восточноукраинскими кланами. Последовательное же выполнение им программы галичанских радикалов по украинизации Украины неизбежно обострит культурно-цивилизационные и межрегиональные противоречия в стране.

Если же, что вероятнее всего, Ющенко, как политик осторожный и прагматичный, пойдет на внесение в свою изначальную программу серьезных корректив и на отступление, то это грозит размыванием политической базы поддержки в лице националистических и прозападно настроенных групп. Трудности с воплощением обещанного "экономического чуда" будут способствовать росту разочарования населения и стремительному таянию его авторитета.

Вся эта совокупность неблагоприятных факторов будет способствовать внутриполитической изоляции Ющенко. Обострение внутриэлитных противоречий даст, в частности, российскому капиталу неплохие шансы внедриться в отрасли, которые в настоящее время жестко контролируются околовластными кланами. Ослабление киевской центральной власти станет катализатором сепаратизма среди региональных элит, стимулируемого интересами самовыживания в условиях ухудшающейся экономической ситуации. Сделав первый шаг к ослаблению вертикали власти, Украине придется сделать и второй - логично дополнив ослабление института президента децентрализацией страны.

Причем возможности Ющенко опереться на западную поддержку представляются довольно ограниченными, а опасения ускоренной интеграции Украины в западные структуры надуманными (при существующем состоянии общества и экономики это вопрос даже не завтрашнего дня). И многое здесь будет зависеть от способности Москвы использовать по максимуму новые возможности в сближении с Вашингтоном.

Как показал пример Ирака, Вашингтон преувеличил свои возможности справиться в одиночку с поддержанием нового мирового порядка. Помощи Британии явно недостаточно, а противоречия со Старой Европой (в лице Франции и Германии) вынуждают США искать более тесного взаимодействия с Россией. К этому же будет толкать предвыборный интерес вашингтонской администрации. Также долгосрочным геополитическим интересам США отвечает сохранение достаточно сильной России в центре Евразии.

В этой ситуации Москва получает шанс разменять заинтересованность США в получении ее поддержки в глобальной игре на более энергичное продвижение своих интересов на постсоветском пространстве, в том числе в Украине (с точки зрения обеспечения эволюции украинской государственности в выгодном для России направлении). Условия, на которых Кремль не стал бы препятствовать приходу украинской оппозиции к власти, могли бы стать в этом случае составной частью пакета договоренностей Москвы с Вашингтоном о реальном содержании их стратегического партнерства.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи дискуссии 'Постсоветский союз' (архив дискуссии):
Ольга Брилева, Битва за Тузлу: потери России /03.11/
По следам киевского визита И.Иванова. Возможно, ситуация с Тузлой за столом переговоров решится не в пользу Украины. Но в конечном счете, накануне ратификации такого важного соглашения, как договор по ЕЭП, пограничные инциденты не бывают случайными. Бисмарк как-то сказал: "Договоры с Россией не стоят бумаги, на которой они написаны".
Николай Сысоев, Битва за Тузлу: потери Украины /03.11/
По следам киевского визита И.Иванова. Украина хочет в НАТО и должна доказать блоку свою полезность. Авиабаз и мест для разведки Соединенным Штатам уже хватает, а вот закупорка части флота России в Азовском море - заманчивая перспектива и хорошая геостратегическая приманка. Таков ли исходный мотив разыгранной украинцами сцены?
Андрей Н. Окара, Геополитический инцест /04.11/
Операция "Тузла" как первый проект Российской Либеральной Империи. Здесь проявилась вся адская двусмысленность чубайсового "ноу-хау": глобалистски ориентированная часть российской элиты решила, что Россия может вести себя как "региональные США". То есть подчеркнуто агрессивно, безответственно, используя двойные стандарты.
Александр Мячин, Украинская политика Москвы: перезагрузка /19.11/
Часть 1. Упущенные возможности. Интеграционные соглашения с Украиной будут возвращаться бумерангом кремлевским проектировщикам. Всякий раз, когда Москва будет пытаться жестко отстаивать свои интересы по острым моментам двусторонних отношений, Киев будет шантажировать ее угрозой выхода из ЕЭП. Россия не может позволить себе советско-славянофильских стереотипов.
Александр Мячин, Украинская политика Москвы: перезагрузка /20.11/
Часть 2. Открытые возможности. Двусмысленность и изменчивость, характерная для представителей восточноукраинских кланов, неизменно оборачивается проигрышем Москвы. При Ющенко же практика двусторонних отношений очистится от лицемерия и упростится. И главное, президентство Ющенко откроет возможность федерализации Украины.
Предыдущие публикации:
Александр Мячин, Украинская политика Москвы: перезагрузка /19.11/
Часть 1. Упущенные возможности. Интеграционные соглашения с Украиной будут возвращаться бумерангом кремлевским проектировщикам. Всякий раз, когда Москва будет пытаться жестко отстаивать свои интересы по острым моментам двусторонних отношений, Киев будет шантажировать ее угрозой выхода из ЕЭП. Россия не может позволить себе советско-славянофильских стереотипов.
Александр Морозов, Православные перед выбором /18.11/
Конфессиональный фактор в избирательной кампании-2003. Крошечные группы православных политических активистов 90-х гг. измучились в длинной истории мезальянсов и пытаются поймать свою игру. Но несмотря на их усилия, православие превращается из антимодернизационной идеологии - в стилистику истеблишмента.
Юрий Солозобов, Реконструкция политического /18.11/
Карл Шмитт как зеркало русской контр-реформации. Сегодня политического у нас нет, как раньше не было секса! Есть только подавленнная политичность, которая прорывается, как и подобает по Фрейду, в форме истерики.
Павел Святенков, Гуманитарные войны /17.11/
Мы привыкли считать, что борьба идет только за силовые ресурсы и нефтяные скважины. Попытка отстранить от должности ректора РГГУ Леонида Невзлина продемонстрировала, что это не так. Возможно, пришла пора противопоставить "умным корпорациям" - "умное государство".
Владимир Голышев, Привлечение к "социальной ответственности"-2 /17.11/
Путин на съезде РСПП: "коллеги", как и было сказано. Оценивая новый административный побор, сочиненный чиновниками (выкуп участков земли под предприятиями), президент сказал: "Это несправедливо" - чем вызвал овацию. А ведь такого термина нет ни в одном бизнес-словаре. Приняв его правомочность применительно к себе, олигархи обречены сделать следующий шаг - принять его по отношению к стране.


предыдущая в начало следующая
Александр Мячин
Александр
МЯЧИН

Поиск
 
 искать:

архив колонки: