![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
|
|
||
![]() |
Тема: Этнополитические технологии | / |
Русские! Иде я?.. Дата публикации: 24 Ноября 2003 ![]() ![]() ![]() О Русской Идее написано множество томов. А попробуй, определи ее в двух словах - ничего не выйдет! Только из трех слов еще можно составить что-то вроде уваровской триады: православие, самодержавие и народность. Даже объективистский мираж Чубайса-Брата-2 ( "Сначала были проанализированы все высказывания о русской идее отечественных писателей, мыслителей, философов. Затем, с точки зрения философии, была проанализирована вся наша история с VIII по ХХ век. Далее специальным социологическим методом - контент-анализом - было исследовано более 1000 пословиц русского народа из сборника В.Даля. Наконец, изучены стихотворения о Родине, написанные в ХIХ веке, составлен коллективный поэтический портрет страны". Ну, просто полный Молоховец! В решете остались чудеса - объективный, как бы независящий от автора результат - "русская идея, включающая три ключевых начала: православие, собирание земель, переросшее в имперскую политику, и общинный коллективизм". Как говаривал отечественный писатель Чехов, ученые сто лет думали, думали и ничего лучшего под водку, чем соленый огурец, придумать не могли! Только возрожденная контент-анализом русская идея стала почему-то российской. Старший брат "всенародного аллергена" определил ее в виде четырехчлена: "Наша разгадываемая загадка - это, если совсем коротко, историзм, обустройство, демократия, духовность". Вот так. Справедливо сказано, что сформулировать ответ можно, лишь поняв, кто мы и каков наш путь. Так пойдемте же скорее, объясним существо русской идеи человеку с улицы. Тут выйдет что-то совсем невнятное: мы ему про историзм демократии и обустройство духовности, а он - глазами хлопает. "Пойми, чудак, путинодержавие - это такая сложная штука!.." Слыхал, небось, как Путин сказал: "Основная национальная идея сейчас в России - это патриотизм и благосостояние, гарантированные государством ". А нам в ответ лепечут либо про "ночного сторожа", либо про "отсутствие государства", а в подтверждение пустые карманы выворачивают. Тут становится ясно, что современная русская идея - это, действительно, нечто непростое. По крайней мере, эклектичное и составное. То есть она не достигла еще наивной простоты калмыцкого тоста за степняков - "за наших": "Наши живите хорошо, а остальные - х... с ними!" Давайте сами спросим голос народа. Сейчас же пойдем и прямо на улице спросим: "Что такое "русская идея"? Дай, брат, ответ!" Не дает ответа!.. А то и пошлет куда подальше. И будет в какой- то мере прав. Ибо "путь, понимаемый как достижение недостижимого Абсолюта или Цели в виде сакрального верха или десакрализованного низа, и есть сущность "русской идеи", как ее ярко трактуют некоторые авторы. Проще говоря, "бесконечное постижение идеи при всей невозможности ее обнаружения" (В.Ушаков, Немыслимая Россия). Прочтение трудов классиков: от Ильина и Бердяева до классического труда Хасбулатова "Русская идея" - ясности не внесло. Спору нет - "Русская идея есть идея сердца" или даже "Русская Идея - есть то, для чего она существует в мире". Но хотелось бы знать хоть какие-то подробности! Тем более что мировоззренческий спор продолжается до сих пор Вот и оказалось, что в момент решающего кризиса самоидентификация русских состоит из ценностей неявных и рыхлых. Этот затянувшийся кризис идентичности приводит сегодня к отсутствию субъекта общенациональной мобилизации. Посему наше русское общество пока еще не способно к мобилизационному поведению, то есть не готово сходу удваивать ВВП и длительно воевать на Кавказе. Ну, это не беда! "Собрав и склеив разбитую вазу отечественной истории и историософии, - утешает нас И.Чубайс, - мы теоретически восстановим российскую идентичность". Но пока "русский вопрос" достигает стадии решения "еврейского вопроса" из записных книжек Ильфа: сегодня русские в России еще есть, а русского вопроса уже нет! Другим авторам (А.Гулыга) такой кризис идентичности дает повод говорить о том, что нет никакой "русской идеи". Русский здесь понимается как прилагательное, как некая порча, наводимая на субъект. Русский немец уже имеет славянскую жалость, русский еврей пьет как сапожник, а русский чукча, однако, покупает Челси. Последовательней всех либералов оказалась мадам Новодворская Возможно, этому способствует двойственный характер конструкта, понимаемого под "русским вопросом". С одной стороны - это возрождение России, укрепление государства для всех, а с другой - своя русская этничность. Чтобы преодолеть это противоречие, кремлевские мудрецы вызвали к жизни двух несчастных големов, именуемых "многонациональным народом" и "россиянами". Россиянами при проклятом царизме назывались в чиновных отчетах жители Средней России. (Так что уже в самом определении заложена потенциальная опасность возвращения к сим скромным пределам.) Наши потешные "россияне" - это скорее персонаж карнавала из радиообращений дедушки Ельцина: "Дорогие персияне и персиянки! Граждане свободной Персии, понимаешь..." Сразу вспоминается старинная гравюра с нелепым человечком в чалме и смешных восточных одеждах. Среди непаханых снегов он держит на веревочке дрожащего слона. И подпись под парсуной - "Персиянин в России". Вот с тех пор у нас, россиян, осталась в руках одна веревочка, а политическая нация рухнула под напором торжествующего жлоба. Исследование Фонда развития приватизации показало, что статистически значимым фактором для скорости приватизации было количество нерусских в данной местности. Здесь негативная консолидация по "своим" этномифам ("главное, что нерусский!") победила политкорректность и государственное мифотворчество. Термин "многонациональный народ" вызывает лишь сожаление от упущенной возможности при переписи зафиксировать рождение нации. Вместо бесполезных "скифов" и "хоббитов" можно было сделать политтехнологический проект "Многонациональный Народ", а еще лучше - "многонациональный народ Власти". Потом партийку слепить, скажем, из числа избирателей от смешанных браков. Возглавить ее мог Но модный сегодня запрос "на все русское" заставляет наши партии делать пагубную ставку на великий русский электорат. "Обузить" - это понять свои, русские интересы. Самоощущение русских сегодня - это попытка человека понять, где он находится - "Иде я?!" Осознать, куда он попал, куда подевались все его вещи и откуда взялась эта рваная тряпочка. Тем более, что какие-то люди держат руки за спиной и твердят, что главное - это не допустить пересмотра итогов приватизации. На первый взгляд эти граждане напоминают бандитов, загадивших и отобравших наследную квартиру. "Прикинь, братан, нету бабок у тебя на бывшую пятикомнатную с антиквариатом. Да и хата эта на большую семью, а теперь она зачем тебе, козлу малосемейному! Давай резко вали в маленькую. Смол из бьюти, блин!" Вот тут бы обратиться к своему - прислониться к сильному защитнику русских! Но факт нашей политической жизни - это полное отсутствие на политическом поле русской национальной или националистической партии. После провала на выборах 1995 г. "Конгресса русских общин" в кампании 1999 г. не было ни одной серьезной партии, которая объединяла бы русских националистов. (Хотя националистическая партия, выступающая под лозунгом "защиты рабочих мест" или "против нелегальной иммиграции", спокойно могла бы преодолеть пятипроцентный барьер Тем более что маленькая Россия с отмороженными русскими парнями - это штука посильнее великой Эстонии будет! Миф о новом рождении нации как раз включает в себя классическую триаду: "исход - инициация - возрождение". Инициация - это и есть свертывание размеров государства до минимального предела. Вспомните картинки школьного учебника: "Средневековая Русь", "Советская Россия в кольце врагов" или "Итоги летнего наступления 1941 года" - они составляют примерно один паттерн. А потом посмотрите на досуге газетку "Из рук в руки". Там, в священном разделе "Дачи", приведены исторические размеры Московии, доступной транспорту обывателя и потому для него родной. Такой стихийно сложившейся страна стала, когда привычные коммуникации в обществе свернулись. Сегодня объем почты упал в шесть раз, а железная дорога стала роскошью, но не средством передвижения. Тем самым, вечная Россия, рожденная на торговых путях Но и это еще не предел, теперь активно обсуждается предстоящее дробление русских на южноруссов и северный русский тип. (Е.Ихлов в НГ и Чтобы такое "возрождение" состоялось, необходим понятный всем русским миф мобилизации. В его отсутствие нельзя пока сказать, что русские сосредотачиваются. Они лишь озираются на своем привычном распутье. Тем более, одни вожди кричат, что пагубная привычка русских к Империи означает растворение в Евразии или в надвигающейся Поднебесной. Другие сетуют, что привычная попытка заботиться о других мешает русским спросить: доедает ли он, тот, другой? И помнит ли тот другой о русских - доедают ли они? Третьи призывают забыть все плохое и начать жить хорошо с чистого листа в молодом государстве. Спасение им видится в рождении новой Нации-корпорации, а извечный спор славян между собою сводится к простому вопросу: "Что лучше?" - принять консолидацию немцем на троне по лекалам протестантской этики или просто стать косточкой в скелете прохановского "юксуна". Отчаявшийся Давид даже сочинил простую Сегодня наступает другое время. Сегодня быть русским не только можно, но и Такое осознание самодостаточности приводит к восстановлению себя в Истории. В реконструкции своей традиции русский получает шанс обрести дистанцию по отношению к другим и к самому себе. Русские идут. На ходу они вспоминают, кто они и зачем. Идея русских сегодня - вспомнить все! Примечания:
![]() ![]()
|
![]() |
![]()
![]() ![]() |
![]() |
||
![]() |
||