Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20031125-nevz.html

Фон эффективной политики
Алексей Невзоров

Дата публикации:  25 Ноября 2003

На чем держалась всеми проклинаемая ныне "путинская стабильность"? Вот эти три кита: административная и силовая вертикаль, управляемый взглядом парламент, зачищенные до блеска региональные элиты. И только уж потом отлаженная медиа-машина. И когда политические романтики говорят о символических репрессиях, об отказе буржуазии в праве "потреблять по Веблену", о необратимых переменах и долгожданном счастье показательных процессов, то политические обыватели спрашивают: кто будет отказываться от достижений "стабильности" и ради чего? Частным порядком заявлен лишь демонтаж медиа-агрегата, но Путина еще показывают в новостях, да и Грызлов пока держится на экране. Может быть, вопрос в другом - в замене детского киножурнала "Ералаш" на другой жанр полит-сериала. Или уже нужен новый состав в нашем надоевшем "Аншлаге"?

В конце концов "Вести" выходят, да и "Спокойной ночи, малыши!" работает до сих пор - в том же формате и с теми же куклами, при смене любых президентов или ведущих программы. Возникает вопрос: можно ли в политическом шоу-бизнесе хоть что-то поменять в принципе, ну хотя бы заменить пропагандистский мультик мелодрамой. Где в совсем уж плохих декорациях довольно потасканная дама спрашивает с надрывом: "О Педро, ты опять не хочешь стать отцом моего ребенка!" А Педро отвечает на латиноамериканском: "Кохера, Кончита!" И народ замирает - ах, все как в жизни! Ведь занятный сюжетец искупает качество исполнения, а герои триллера, как теперь известно, дружно голосуют за безопасность.

Тем не менее, есть ощущение исчерпанности не только сюжета, но и, как бы сказал Андрей Платонов, всего состава вещества. Когда видишь афишу "Земляне, Всеселые ребята и Кобзон снова в Кремле", одним словом, Ротару-клуб, невольно думается: зачем ты умер, Брежнев! Все так бы славно перешло из "застоя" в "стабильность" без этих лишних страданий. А Чубайс с Чиллингаровым пели бы у костра под гитару озорные песни про дядьку Черномырдина.

Ведь сила действия адской медиа-машинки состоит не только в замене жизни виртуальным бурлеском. А политики - комедией масок, где ограниченное число персонажей действуют, как в плохом мультике. Чем был хорош Дисней? Его фазовщики стали рисовать движущиеся листики и веточки, ножки-глазки второстепенных персонажей, что создало почти мхатовскую достоверность. Достоверность фона эффективной политики. Наш "Союзмультфильм" пошел еще дальше, и при почти бесплатном труде художника изображение стало тотальным.

Но это все технологические особенности анимации, а не политики, оставившей на вечернем экране горстку приевшихся персонажей. Политики, покинувшей нас и ушедшей в недосягаемую глубину. Что известно о процессах внутри черной дыры наблюдателю снаружи? Интересно, например, объедками с какой политкухни питаются эксперты, раздающие рейтинги политическим тяжеловесам? Как идет реконструкция по останкам от политпиара, позволяющая умозаключить, что Шаймиев приобретает 0,02% власти, а Лужков их теряет.

Триумвират власти глазами провинциальных экспертов сродни традиционной идиллии: Путин, Касьянов и Алексий II. Все монолитно, все вполне в духе массового сознания и без всякого там "политического размежевания до и после выборов". Я спросил эксперта НГ из областного центра: ты почему так написал? А я видел, говорит, в теленовостях, как Президент в президиуме доверительно говорит на ухо Патриарху. Значит, он с ним советуется!.. Одним словом, сравнение региональных и федеральных списков мечтаний экспертизы создаст не новейшую историю, а историю болезни.

Жертвой этой виртуальности стали в первую очередь квази-политические партии, не выдержавшие конкуренции в коммуникационном поле. Даже ЛДПР, так серьезно начавшая с покупки домов, людей и УАЗиков, перешла к моноспектаклям в духе Гришковца и Хазанова. У партий остались одни внешние представительские функции, одна всепоглощающая потребность - "пиарить". При все более очевидной потребности агрегировать, артикулировать и обеспечивать пополнение элит. Такой обрыв троса в кадровом лифте создает опасную давку на площадках социальной лестницы.

Это видно на примере самой медийной партии - СПС, где сейчас человеческим лицом олигархии работает одна Хакамада. Уберите ее с экрана или символьно поразите! Просто дайте в стык архивную запись ее заявления с советом голодающим шахтерам: "пусть они собирают грибы!" - и она повторит путь Марии-Антуанетты...

Представьте себе ужасное, что кроме нее с экрана исчезло еще три лица: Явлинский, Жирновский и сам товарищ Зюганов, лично ведущий теледискусии с неизвестными статистами от неизвестных партий. Политическое поле переформатируется не перед выборами, а прямо к утру! Где партии? Какие партии?! Есть такие партии? Нет таких партий!

А как же, спросите вы, КПРФ - наш организационный монстр. Не станет Зюганова - выйдет на экран Мельников или Купцов, Куваев, ряд вторых секретарей и работников орготдела. Или умнейший Кравец будет рассказывать, что раньше Труд рождал Капитал, и теперь Капитал рождает Труд, все прямо по Бодрийяру. А зритель скажет: "Зачем нам Кравец? Нам Кравец ни к чему! Ты Зюганова вертай!" Или давай коммуниста Доренко. Тут начнется коренная ломка всего общественного организма.

Мы видим, что медиа-политика породила феномен "виртуального лица власти" - это набор персонажей политбюро, утвержденных вышестоящим медиа-бюро. Персонажей неизменных, как совокупность номерков на ВИП-вешалке или как рейтинг ста ведущих политических лоббистов мартобря.

Потому сегодня думские персоналии не важны, как содержание второй части списка Единой России. Везде наши советские люди, прошедшие консенсусную комиссию. Ни лимоновых, ни ампиловых, ни климентьевых! Со всеми можно договориться, вопрос - как и какой ценой.

То, что технологически интересно в Думе, - это не половой или национальный, а только процентный состав кнопок. У кого на пульте имеется конституционное большинство, а у кого - половина голосов или кто прячет золотой ключик у меньшинства в кнессете. Теперь интересно даже не кто пройдет (мы знаем кто - 450 депутатов!), а кто этот расклад соберет после выборов и в какой срок!

Профилактические мероприятия, направленные на предотвращение создания параллельного центра, в том числе и в Думе, были отчего-то названы "делом ЮКОСа". Пусть сама Дума ничего не решает, но голосование в думский микрофон прямо с мобильного телефона показало, что царский домен уже сравним с корпоративным. По-видимому, ЮКОС потенциально решал задачу о конституционном большинстве уже до президентских выборов, что и обострило ситуацию.

Однако даже неблагоприятный для власти состав парламента не фатален. Ведь есть отработанная технология девальвирования Думы, делания ее ничтожной. Это характерно еще для отношений царского правительства с Государственной Думой первого и второго созывов. Когда Дума пыталась проводить самостоятельную политику, царские министры выбрали тактику "бойкота" Государственной Думы. Сначала сознательно отказывались вносить в парламент законопроекты. Потом, напротив, стали заваливать депутатов законопроектами по таким мелким вопросам, что ее работа не могла быть эффективной, и делала Думу смешной. Дума не обладала авторитетом. Потому и разгон большевиками Учредительного собрания в 1918 г. не вызвал серьезного недовольства народа.

С тех пор система партийного представительства так и осталась декоративной. Как пишут в учебниках, "за фасадом формальных выборов утвердилась неформальная практика внепартийного назначения на выборные должности, хотя внешне институт выборов сохранился". Дело не в том, будет ли ЕР правящей партией - прикажут, будет! Но количество партийного материала никак не переходит в качество. Хотя формально и губернатор, и предприниматель, и бандит состоят в одной губернской парторганизации, но коммуникационной рамки это не создает. Точно так же, в каждом райцентре есть своя "Долина нищих", но люди там не дружат домами, не там они коммуницируют.

Вторая "системообразующая партия" - КПРФ - напоминает большой остановившийся завод, расположенный в инвестиционно привлекательном месте. Как завод "Каучук" на Фрунзенской набережной или "Красный кожевенник" прямо за "Президент-отелем". Коммунисты говорят, сейчас-сейчас мы возьмем власть. Наши трубы вот-вот задымятся, и на нашем предприятии миллионы обретут свое право на справедливый труд. Но время идет, их люди как-то трудоустроились, оборудование ветшает, а земля растет и растет в цене. Никто уже не даст права занимать место под прикрытием голой идеи о восстановлении тяжелой промышленности, без наличных ресурсов. У нас в Москве уже негде строить, а они там за дырявым забором сидят на такой огромной площади.

Сразу появляется масса идей застроить коммунистический пустырь домами типовых серий для переселения из партийных пятиэтажек. Тут и варианты скупки бренда, и шустрые антикризисные управляющие, и внеочередные собрания акционеров, и доведение до банкротства. Компартия всегда была сильна своими районными организациями, но эти секретари не святые люди, а лихие нефтетрейдеры красного пояса. Отсюда закономерный интерес Прокуратуры, даже не Генеральной, а районной. Этот казенный интерес приведет к их переводу в криминальное, а стало быть - в неполитическое. Время терпит, до выборов КПРФ еще привнесет свой посильный вклад в "стабильность", а потом их разорвут. Как завещал товарищ Ленин, чтобы объединиться - надо размежеваться.

Да и весь список из 23 партий (кто может их назвать?) - это список мирного времени. Это рутинный технологический расклад выдвиженцев в округе при борьбе с лидером. Предложения, ориентирование на все слои: женщин-экологов, верующих пенсионеров и евразийскую молодежь. Обычная схема - отщипнуть у лидера голоса, а своему добавить админресурсом. Но кто этот лидер - КПРФ или ЕР, сразу неясно? Кому выгоден "золотой ключик" от конституционного большинства, а значит - игра на понижение цены победы/покупки.

На деле все выборы уже сводятся к социологическому опросу (по Бурдье) - ты за Путина, против Путина, затрудняюсь с ответом. Яблоко и КПРФ - и есть партии затруднившихся с ответом. Партии, чтобы годить. Если будет серьезная альтернатива Путину, то такой опрос имеет смысл. А пока это подготовка предкоммуникативного фона к президентским выборам. И попытки уже сейчас перконфигуирировать список партийцев, например, убрав мелкоту или слив всех в моноблок, не решат главной проблемы - перехода от виртуальной политической суеты к реальной политике.

Ведь виртуальное лицо власти очень уязвимо и подвержено символьному поражению. Не путем захвата Норд-Оста, а путем банального ареста презентации или подрыва ВИП-клуба. Внутри самой медиа-системы заложена возможность катастрофической смены элит не слабее расстрела армянского парламента или любой бархатной революции. Не спорю, с фоном политики за эти годы работать научились эффективно. Хотелось бы пожелать мастерам пофигурной раскладки гарнира побольше времени уделять основному блюду.

Прежде, чем быть эффективной, политика должна быть!