Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20031203-hest.html

Победят Деньги
Руслан Хестанов

Дата публикации:  3 Декабря 2003

Даже скромный опыт зэппинга зарубежных новостных телеканалов и пролистывания интернет-страничек зарубежной прессы порождает ощущение фиктивности происходящего, о чем рассуждает современная попфилософия. Метафора матрицы и эфемерности окружающей реальности стала модной и преобладающей в политической аналитике, которая находит ее чрезвычайно уместной в особенности при описании нынешних российских выборов. Зарубежная печать выделяет три характерные особенности нынешней электоральной кампании: во-первых, сильные основания политического режима, сложившегося при Путине, во-вторых, чрезмерная манипуляция и мистификация общественного мнения и, в третьих, неуравновешенная агрессивность по отношению к политическим оппонентам. Особое внимание хотелось бы обратить на политические эффекты мистификации, которые порождает у зарубежных наблюдателей зрелище наших выборов.

Французская консервативная газета Le Figaro цитирует неназванного российского бизнесмена, который сравнил нынешнюю атаку на бизнес с войной в Чечне, с дерзким и, может быть, опрометчивым решением властей "перейти Терек". Российская власть поставила знак равенства между чеченскими бандитами и своими олигархами, полагает газета. Однако тональность Le Figaro скорее, я бы сказал, герменевтическая, толковательная. Ведь российские власти предпочитают действовать конспиративно и в полутьме, стимулируя подозрения в заговорах и мультиплицируя вероятные и невероятные предположения. Гипотеза газеты, поместившей свой репортаж об аресте М.Ходорковского в перспективу предстоящих выборов, сводится к тому, что ядром заговора были не столько "силовики", стоявшие на подхвате, сколько человек из той же колоды олигархов - Роман Абрамович.

Еженедельнику The Time нервозность Путина накануне выборов кажется странной, ведь популярность его по некоторым опросам взмыла до 82% после ареста Ходорковского, а российская общественность превозносит тех, кто способен устроить большую взбучку миллиардеру. Чего же волнуется Путин? Зачем ужесточает контроль над СМИ перед выборами? Зачем Кремль инспирирует увольнение Михаила Кожохина с поста главного редактора "Известий"? Зачем меняет начальство ВЦИОМа? Даже сторонним наблюдателям из The Time понятно, что "Единая Россия" одержит на выборах убедительную победу, имея за спиной сильное государство и президентскую вертикаль, а перед лицом - рассеянного и раздробленного противника. Деморализованный Явлинский поведал англосаксам, что в Москве и Питере в пользу партии власти украдут от 2% до 5% голосов, а в некоторых регионах - до 50%. Несмотря на это, исход выборов, который был предсказуемым недель пять назад, сегодня выглядит менее определенным. Может быть, поэтому и нервничает Путин, как бы заключает озадаченный The Time.

В США, пишет The New York Times, отношения между большим бизнесом и политикой часто могут быть уютными, в России они быстро превращаются в интимные. Для газеты прокурорский наезд на Ходорковского с пенитенциарными для него последствиями лишь по видимости имеет характер атаки на большой бизнес. "Единая Россия" - партия, кандидаты которой подконтрольны другим олигархам. В числе корпораций, вошедших в этот политический пул, газета упоминает "ТНК", "Лукойл", "Русский алюминий", стальной гигант "Северосталь". Более четверти дум-кандидатов от "единороссов" представляют большой бизнес. Справедливости ради газета отмечает, что практически тот же социальный состав представляют собой кандидаты даже тех партий, что разучили и во все горло распевают популистские мотивы о бедности, - КПРФ и ЛДПР. Большой бизнес, делает вывод газета, стал влиятельной силой, поставляющей на предвыборный конвейер не только деньги и кандидатов, но и политические платформы, умело микшируя традиционные идеологии. Но сила инерции толкает некоторых западных обозревателей, лишенных продуктивного воображения и изобретательности, на давно протоптанные тропы - рассуждать о том, излечат ли нынешние выборы Россию от коммунистических реликтов. "Будет ли КПРФ дрейфовать в сторону социал-демократии либо упрямо пойдет в коммунистическое никуда и канет в Лету?" - задает вопрос The Cristian Science Monitor.

Выборы 2003 в Чечне, а затем в Санкт-Петербурге дают автору The New Republic основания говорить, что думские выборы станут примером вопиющей манипуляции. Стефен Далциль, эксперт, приглашенный высказаться на BBC, считает, что Дума, похоже, станет просто президентской канцелярией. А при такой Думе вряд ли кто-либо будет в силах бросить Путину вызов на президентских выборах.

Крупнейшее англоязычное издание в Персидском заливе опубликовало статью известного аналитика доктора Бобо Ло1 "Российские выборы: негражданское общество". Теперь в Дубае, как и в Нью-Йорке, очевидно, что результат российских выборов предрешен большими деньгами и политической рекламой, что в выигрыше окажется прежде всего коалиция Кремля и большого бизнеса. В целом же выборы поставили вопрос о том, куда идет Россия, не фиктивна ли ее эволюция к демократии. Бобо Ло увидел в русском стиле "управляемой демократии" прежде всего механизм по производству иллюзии демократии, а в нынешних выборах - произведение искусства кремлевских художников, которые диктуют моду на политический вкус и цвет. Он справедливо отмечает, что россиянам это искусство по вкусу, а потому не вызывает никаких сомнений, что Путин обеспечит себе условия для переизбрания в президенты. Жажда до реального, до подлинно политического, а не фокуснического, порождает у него рефлекс в форме философического вопрошания: куда идет Россия? не фиктивна ли ее эволюция к демократии? Бобо Ло ощущает в России явную нехватку партий с "подлинной политической платформой". Вместо настоящей, не игрушечной партии аналитик видит только чрезмерную концентрацию власти, фаталистические настроения политических элит и коррумпированную политическую культуру.

Наши соотечественники, загипнотизированные до сонного забытья мантрами о десятипроцентном экономическом росте, вдруг предались мистификациям и конспирологическим увлечениям после "неожиданной" и проворной акции прокуратуры, усиленной допинговым воздействием предвыборных эликсиров. Чем ближе выборы, тем яснее становится, что их результаты не будут решающими. Главное уже произошло. Несущие конструкции нынешней политической системы в России обнажились. Система пришла к некоторой точке насыщения и сама для себя стала проблематичной. Назову только три симптома. Первый проявился в символическом пороге эволюционных возможностей: уязвимость политического агрегата как целого сказывается в постепенном его обращении против себя самого. Ритуальное заклание М.Ходорковского обнаруживает ассоциативную близость с древними божествами, пожирающими собственных детей. Два других симптома очень удачно обозначил Виталий Куренной, сформулировав их как противоречия. Первое: "Противоречиво требовать, например, от экономической элиты социально-ответственной политики, в то же время открыто или полуоткрыто признавать нелегитимный характер ее собственности". Второе: "О каких политических ценностях демократии можно говорить, если политический субъект распознается как продукт определенной технологической кампании, а значит, и как лишенный de jure собственно политической легитимности?"

Неудивительно, что мистифицированы не только сторонние наблюдатели из-за кордона, но и основные действующие лица политической драмы. Один из основных источников мистификаций и иллюзионизма - культивирование наивной веры в силу технократического менеджмента, в возможность, так сказать, "политической баллистики". Даже оппозиционные альтернативы, как бы ни были они идеалистически ангажированы и ценностно ориентированны, продумываются в терминах стратегической комбинаторики. Политическая баллистика и технологические кампании превратились во всеобще увлечение, приведшее систему к порогу неразличимости и тавтологичности. Это политика со смещенной перспективой, не способная выйти за пределы собственных изолированных целей, то есть замечать или воображать общие цели, наделяющие ее смыслом и значением. "В Багдаде все спокойно", нервничает пока только главный менеджер страны и те, кто ближе к верхушке пирамиды - там и качка больше, и политическая пустота ощущается острее.

Примечания:


Вернуться1
Доктор Бобо Ло - автор книги "Владимир Путин и эволюция российской внешней политики" (RIIA/Blackwells, 2003).