|
||
Тема: Обновление партийной системы | / |
Итоги четырехлетия Первые ростки начавшегося возрождения России Дата публикации: 5 Декабря 2003 За минувшие четыре года Россия неузнаваемо изменилась. Эти фундаментальные изменения позволяют видеть историческую перспективу России, новые проблемы, вышедшие сегодня на передний план. Изменилось и государство, и общество, изменились исполнительная и законодательные ветви власти, изменились простые российские граждане и российские предприниматели. Российское государство, государственная власть Восстанавливается дееспособность государственной власти; государство превращается из "корпорации вольных чиновников" в единый и управляемый организм, а потому становится договороспособным - как внутри страны, для ее граждан, так и в международных отношениях. Государство научилось собирать налоги и научилось вовремя платить зарплату бюджетникам. Существенно сократился разрыв между обещанным и выполненным. Начало восстанавливаться доверие к органам государственной власти, к государству. Государство после десятилетия разговоров приступило к осуществлению необходимых структурных, социальных и других сложнейших реформ, непосредственно затрагивающих интересы большинства граждан, - модернизация судебной системы, реорганизация крупнейших предприятий естественной монополии, пенсионная реформа, реформы образования и здравоохранения, реформа ЖКХ, реформа местного самоуправления и межбюджетных отношений. Намечены контуры реформы российской армии, начата подготовка к реформе государственной службы и всей системы органов государственной власти. Под патронажем государства - в первую очередь президента РФ В.Путина - начала складываться достаточно эффективная система согласования интересов при подготовке и проведении таких масштабных реформ, как судебная реформа, реформа энергетики, пенсионная реформа. Эта система включает в себя консультации с региональными властями и бизнесом, обсуждение на Госсовете и "нулевые чтения" в Госдуме. Началось укрепление и повышение эффективности государственной власти в регионах России. Накоплен уникальный позитивный практический опыт социально-экономической политики региональных властей по самым различным направлениям. Включая разработку долгосрочных программ развития регионов. Органы законодательной власти - ГД и СФ - стали "деполитизированными" и доказали свою способность к эффективной законотворческой работе: за последние три года было принято множество важнейших законов и целых пакетов, обеспечивающих необходимые преобразования. Впервые подготовка к очередным выборам не останавливает необходимые, но "непопулярные" преобразования. Государство научилось устанавливать и поддерживать более или менее приемлемые, стабильные и предсказуемые правила для российского бизнеса. Появились первые обнадеживающие признаки реального политического урегулирования ситуации в Чеченской республике. Кардинально изменилось положение России в мире. Развитые страны Запада перестали воспринимать Россию как "бедного родственника", нуждающегося в покровительстве и опеке. Россия доказала предсказуемость своих действий в собственных интересах, а значит, доказала свою способность быть надежным партнером для крупнейших мировых держав. Россия научилась поддерживать эффективные партнерские отношения с ведущими странами мира и одновременно проявлять твердость в отстаивании собственных интересов, собственных позиций. В результате жизнь стала более стабильной и предсказуемой; стабилизировалась система правил, норм, регулирующих эту жизнь. Катастрофические настроения, активно транслировавшиеся прежде в СМИ, практически ушли в прошлое. Все это - важнейшие условия, обеспечившее экономический рост последних лет. Российские предприниматели Кардинально удлинился "горизонт интересов" российских предпринимателей. Бизнес начал, научился работать по долгосрочным планам и стратегиям. Следствием этого становится одновременно и инвестиционная привлекательность российского бизнеса, и его социальная ответственность. Заметно снизилась роль "бандитских крыш" и вообще полубандитского бизнеса. Уходят в прошлое экономические войны по бандитским правилам. В 2002 г. уже не было ни одного крупного случая "недружественного поглощения", предприниматели почти научились добросовестной конкуренции. Неуклонно снижается доля "черных" и "серых" схем ведения бизнеса, предприниматели все более предпочитают работать "в белую", делать финансовые операции и учет прозрачными. Во взаимоотношениях с государством бизнес неуклонно переходит от тактики эксклюзивных соглашений с "отдельно взятым" чиновником с целью получить конкурентные преимущества на рынке к совместной выработке общих правил, к подготовке законопроектов, фиксирующих эти правила, и программ преобразований по различным направлениям. Ведущим органом для этой работы стал с 2000 г. РСПП. Российский бизнес начал экспансию в наиболее сложные и не вполне модернизированные сферы, связанные с социально значимыми услугами, - в пенсионное обеспечение, в здравоохранение, в образование, в ЖКХ, в культуру. Наконец, российский бизнес начал успешную экспансию на мировые рынки капиталов. Крупнейшие российские предприниматели создали несколько крупных благотворительных фондов, оказывающих реальную поддержку культуре, науке, образованию. В результате этих сдвигов российский бизнес смог стать двигателем экономического роста: экономический рост теперь - это не планы и программы правительства, а совокупность долгосрочных планов и стратегий российских компаний. Общество, российские граждане Российские граждане научились жить по новым правилам рыночной экономики, научились опираться на собственные силы и способности, брать индивидуальную ответственность за свою жизнь. Широкий слой людей (весь путинский электорат), воспринимающий реальность не в терминах советских, но в рыночных: мы не квартиру бесплатную требуем, а хотим зарплату, позволяющую заработать на квартиру. Произошли заметные сдвиги в самоорганизации граждан. Появились первые признаки приобретения гражданами навыков отстаивания своих прав и интересов цивилизованным образом - через суд. Люди научились различать уровни власти, ответственные за решение проблем граждан. Протестные акции стали адресными, а не против "антинародной власти" вообще. Граждане России в значительной степени научились предъявлять адекватные и рациональные требования к государству. Значительно больше стали думать о будущем, об образовании своих детей, о здоровье; больше времени стали уделять культуре. Вышли из альтернативы "демократы - коммунисты". Наука, культура (кино, театр, библиотеки и т.п.) нашли силы как-то развиваться... Произошла трансформация политических партий, исчезновение "антисистемных" партий, что равносильно легитимации сложившегося вектора развития России. О чем теперь говорят коммунисты? Например, в связи с Ираком в качестве важной проблемы (риска) называют потери на рынке вооружений.
|
|
|
||