Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Обновление партийной системы / Политика / < Вы здесь
Динозавр власти
или Поиски новой "партии режима"

Дата публикации:  11 Декабря 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Настало, братцы, исторически переходное время -
Для нас нарождается новый век!
Нога оруженого всадника как бы сама вонзилась в стремя,
Понеслись кони, понесся человек.
Цветок красный "коммунистик" уж отцвел
И начал прахом облетать,
"Народник" же весело зацвел
И спешит разноцветные розы укреплять!

Стихотворение, приписываемое А.С.Антонову (6 февраля 1921г.)1

Часы либерализма свое отбили, в виде фарса повторив суицид коммунизма. "Выборы продемонстрировали кризис на правом и левом политических флангах. Старая политическая система, основанная на марксистских догмах о правом и левом флангах, исчерпана". Это вам не сухое умствование консервативного философа о тщете "правого и левого". Это опытный партстроитель В.Сурков дал Интерфаксу такие показания. Куратор нашей политической системы призвал слегка недобравших партийцев "отнестись к этому совершенно спокойно и понять, что их историческая миссия завершена. Наступает новая политическая эпоха".

В чем же новизна эпохи, когда эксперты с процентами в руках говорят лишь о возвращении к бухгалтерским результатам выборов 1995 года? Политическое содержание перемен видится в стремлении верховной власти закончить затянувшуюся на десятилетия "холодную гражданскую войну" и перейти на рельсы мирного строительства. (Приведенные выше самодельные стихи предводителя Тамбовского крестьянского восстания очень современны, поскольку они точно передают содержание конца переходной эпохи от "военного коммунизма" к НЭПу. Сегодня с публичной политической сцены уходят не просто крикливые полит-меньшинства. Этой истерикой маркируется конец "военного либерализма" и "растащиловки", названной когда-то "экономикой переходного периода". Или, по-кремлевски говоря, "воскресные выборы в парламент продемонстрировали, что политический переходный период в России завершился".

Не считая прахом облетевшего "коммунистика", ядро политической системы при "раннем" Путине складывалось из "партии власти" (Единая Россия и "партии режима" (СПС), как партии, выдвигающей цели. Однако, как отмечалось прежде, "правые" партии, вопреки их громким заявлениям, не стали организационными машинами власти. Не оказались способными генерировать адекватные политические идеи, агитировать за них массы, а затем воплощать эти идеи в жизнь. За это и были наказаны даже своим избирателем, которого тоже стали считать за быдло.

Образно говоря, в раннем путинозое существовал динозавр власти (или властеозавр с огромным телом ЕР, хвостом ЛДПР, интеллигентной шеей в Яблоках и маленьким, но гордым мозгом СПС. Недаром после выборов-2003 в СМИ уже не принято говорить: "Россия, ты одурела!" Нет-нет, со всех сторон нам настойчиво твердят: "Россия, ты обезумела!". "Кто будет программировать новый путинский консенсус?" - прозвучал вопрос на Гражданских дебатах. Как будто с уходом в тень правоговорящих голов Россия лишилась всего государственного ума. Даже вполне дотошные аналитики сожалеют о том, что "отсутствие экспертной альтернативы (которую преимущественно формулировали "Яблоко" и СПС), заметно увеличивает вероятность принятия низкокачественных законов".

Какая может быть туга и печаль! Президент уже публично выразил готовность принять "обанкротившихся правых" для использования в качестве "буржуазных спецов". Разумеется, под надежным присмотром чекистских комиссаров. Знакомая картина эффективного использования труда ученых в шарашках типа Минэкономразвития или Института переходного периода, где в безответственной тиши были разработаны самые либеральные инициативы, такие как "плоская шкала налогообложения" (См. интервью Гайдара на Эхе. Но, видимо, этого показалось мало. Теперь после очевидного электорального поражения "правых" надо перенести зону социальной безответсвенности на исполнительную власть.

Под угрозой безработицы "мозга нации" следует немедля трудоустроить "социально близких" в правительство. Недаром С.Кургинян перевел пространный манифест о либеральной империи Чубайса одной фразой - "Хочу быть премьером!". Демократический лозунг "ответственного перед Думой правительства" или "правительства парламентского большинства" меркнет перед либеральной практикой "социального фашизма" как системы преференций для своих. Тем более, что бесконечные подростковые разговоры "правых" о принятой на себя ответственности, так и не переросли во взрослые социальные формы. Вопрос не в том, сделает ли Хакамада харакири. Вопрос скорее антропологический, мы видим каких "буржуазных спецов" получит новое "ответственное правительство".

Оказавшись вне публичного политического поля, старые "правые" теперь не просто могут безоглядно критиковать власть. В "новой эпохе" они готовы остаться инициаторами и стать исполнителями самых жестких либеральных мер, нисколько не отвечая за них по окончанию всех путинских сроков. Эту опасность "технического либерализма" надо четко понимать. Поскольку кроме парламентского представительства есть иные, более эффективные каналы политики, то все безДумные советники при царе могут значить больше, чем силовики Амана-царедвореца.

Показательно, что среди медийного воя о незадавшейся "правой доле" не слышно заботы о судьбе прочей электоральной "мелкоты", непредставляющих в Думе также миллионы избирателей. (Напомню, что 1% по федеральному партийному списку соответствует примерно одному миллиону граждан, имеющих право голоса. Здесь и аграрники, набравшие голосов больше, чем СПС, партия пенсионеров и прочие разные партии. Им бы хоть часть предвыборного финансирования СПС, которые проигравшие лидеры так не хотят упускать из цепких, но бездарных рук.

Но для масс-медиа все партии, кроме "правых", не правы по определению. Они, как отыгранные клоны КПРФ, уже послужили делу расщепления коммунистического электората, тут никакой печали о них нет. Однако для блока "Родина", как для возможной новой "партии режима" (и лично для товарища Глазьева, эти небольшие партии являются резервом роста социальной и политической коммуникации вне СМИ.

Вот тут мы подошли к главному вопросу: кто же будет "партией режима" в новой правой Думе? Поскольку ЕР теперь самая большая и самая правая партия, то вся четвертая Дума ставится правой. Резкий сдвиг вправо не закрывает собой другое смещение баланса: из четырех партий прошедших в Думу все четыре - националистические. Если виртуальное лицо власти несколько изменилось (из основного состава остались только живчик Жириновский и побитый электоральной молью Зюганов да ряд лиц второго плана перешло на первый, то интеллектуальное лицо власти пока закрыто паранджой.

Тут помимо варианта внешнего управления посредством "технических либералов" просматриваются две возможности. Первая выглядит заманчиво: вместо одной отрубленной головы у ящера вырастет несколько голов - "партий режима", с конкуренцией программ и стратегий развития России как "проектов страны". Словом, пусть расцветают сто цветов, пусть развиваются сто идей. Тем более в Думе есть масса претендентов стать думающей "головой власти".

Например, блок "Родина" - это голова! Он уже имеет на руках свою Программу и ряд первоочередных предложений, выдержанных в социал-демократическом стиле самородных представлений о "царстве правды". Такая программа и сама предвыборная риторика блока удивительно совпадает с эсеровской программой и листовками Союза трудового крестьянства образца 1921 года. Это как раз обозначает точное соответствие блока коллективным ожиданиям "конца гражданской войны" в России.

Головой, а не хвостом, вертящим ящером, стремится стать даже ЛДПР. Если она превратит электоральный успех в более звонкую монету, чем лоббистские доходы, то из стопроцентной медиа-партии (ни одного одномандатника, ни одного губернатора начнет трансформироваться в институциональную правую партию - некую партию "быков", как альтернативу партии "медведей". В противном случае, к следующим выборам реальную социальную базу в виде "мелких лавочников" аккуратно выдернут из-под шоумена.

Однако наиболее вероятным представляется другой вариант. Программная группа, как "партия режима", должна или может родиться в рамках самой ЕР, как некий спинной мозг динозавра. Тем более, что разделение ЕР на депутатские группы неизбежно, хотя бы в целях удобства голосования в Совете Думы. Вопрос состоит в том, каково будет качество работы и эффективность целеполагания такого спинного отдела. Гигантское тело может двигаться по инерции еще четыре года, чтобы потом внезапно рухнуть прямо на нас.

Методика декабрьской электоральной революции была написана еще на тачанках анархистов: "Бей красных, пока не побелеют, и бей белых, пока не покраснеют!" Однако не следует видеть во Владиславе Суркове батьку Нестора Махно, ведь главный мессидж его интервью состоит в ощущении смены геологических эпох. Потому преждевременно рассуждать о том, как трансформируется наша политическая система. Будет ли это двухпартийная система, как борьба правозавра и левозавра, или сохраниться полуторапартийная система, где забронзовевший тиранозавр отмахивается от двухкрылого ящера оппозиции.

При смене эпох могучих ящеров с "холодной головой и чистыми руками" вполне могут сменить совсем другие формы жизни, например, скромного размера млекопитающие. Пусть маленькие, но с горячим сердцем.

Примечания:


Вернуться1
РГВА Ф.9. Оп.28. Д.661. Л.42-42 об. Рукопись, сделанная синим карандашом.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи дискуссии 'Обновление партийной системы' (архив дискуссии):
Руслан Хестанов, Победят Деньги /03.12/
Думские выборы в зеркале зарубежной прессы. Теперь в Дубае, как и в Нью-Йорке, очевидно, что результат российских выборов предрешен большими деньгами и политической рекламой, что в выигрыше окажется прежде всего коалиция Кремля и большого бизнеса.
Михаил Фишман, Государство взаимной лжи /04.12/
Что является предметом наступивших выборов? Собственность? Нет. Смена элит? Нет. Их предмет - ключевые национальные фобии. Шизофрения, собственно, состоит в том, что тотальное неверие в государство, в его институты и чиновников сочетается с глубоким патернализмом. Организация быта и вся ответственность переложены на нелюбимую власть.
Андрей Н. Окара, Сто лет одиночества Путина /04.12/
Юрий Солозобов, Домашний кинотеатр /05.12/
Политическая система "5+1". Видимо, медиа-партиям следует выпускать свои пока обязательные программы прямо в виде мультиков или комиксов.
Олег Вите, Итоги четырехлетия /05.12/
Первые ростки возрождения. Произошла трансформация политических партий, исчезновение "антисистемных" партий, что равносильно легитимации сложившегося вектора развития России. О чем теперь говорят коммунисты? Например, в связи с Ираком - подсчитывают потери на рынке вооружений.
Предыдущие публикации:
Алексей Чадаев, Новые правые /10.12/
Четыре года для работы над ошибками. Основная проблема здесь не в амбициях - скорее наоборот. Публичное лидерство в правом проекте стало делом настолько малопочетным, что те же Чубайс и Кириенко как могли прятались друг за друга. Пока не нашли, наконец, как им казалось, профессиональных высокооплачиваемых шоуменов для этой работы.
Руслан Хестанов, Протокол киотских мудрецов /10.12/
А.Илларионов об экономических итогах года и В.Попов об империализме Киотского протокола.
Михаил Голованов, Vae Victis! /09.12/
Выброшенные из большой политики либералы направят свои ресурсы на создание инфраструктуры реванша. К весне будут запущены новые медийные проекты, открыт десяток центров и фондов, где на экспертных ролях осядут политические трупы. Ну и чудесно, - оживят пейзаж. Важно, чтобы консервативный лагерь ответил им адекватно.
Пейзаж после битвы /08.12/
Итоги выборов подводят Модест Колеров, Александр Привалов, Виталий Третьяков, Александр Иванов, Вячеслав Глазычев, Марина Литвинович, Ирина Самахова.
Роман Лейбов, Одни - такие, другие - другие /09.12/
Ориентация на сходство со мной и моей средой или на идеальное дополнение ко мне или к среде организует сюжет выбора. При этом мотивации в пользу того или иного принципа могут колебаться в зависимости от социокультурных и индивидуальных предпочтений. Поглядим на персон, представлявших политические бренды на выборах.


предыдущая в начало следующая
Юрий Солозобов
Юрий
СОЛОЗОБОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки: